Логистическая система на автомобильном транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Спрос на грузовые перевозки во многом определяется двумя факторами: динамикой и структурой изменения объемов производства в стране, а также платежеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики. Грузовые перевозки – это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта.

Работа содержит 1 файл

кур.работа.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Грузовые  автомобили классифицируют по грузоподъемности:

  • до 0,5 т – особо малой грузоподъемности
  • от 0,5 до 2 т – малой грузоподъемности
  • от 2 т до 5 т – средней грузоподъемности
  • от 5 т до 16 т – большой грузоподъемности
  • 16 т и более – особо большой грузоподъемности

     Автомобили, прицепы и полуприцепы  общего назначения (с  бортовой платформой) имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, который  может оборудоваться  дугами с тентом.

     К специализированным автотранспортным средствам  относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, имеющие различные кузова, предназначенные для перевозки грузов определенных видов. Это самосвалы, фургоны, цистерны, автомобили со специальными платформами и другие.

     К специальным автотранспортным средствам относятся  автолавки, автомобили с компрессорными установками, автокраны, уборочные автомобили и т.п.

     Автомобили  – тягачи предназначены  для работы с полуприцепами (седельные  тягачи) или прицепами (буксирные  тягачи). Автомобиль – тягач в сцепе  с полуприцепом или  прицепом называется автопоездом.

Эксплуатационные  качества подвижного состава

 

     Перевозка груза во многом определяется эксплуатационными  качествами подвижного состава, в числе  которых важное значение имеют следующие:

  • приспособленность к погрузочно – разгрузочным работам;
  • плавность хода;
  • маневренность;
  • готовность к движению;
  • запас хода;
  • компактность;
  • проходимость;
  • грузовместимость.

     Приспособленность к погрузочно –  разгрузочным работам  определяется погрузочной  высотой кузова –  расстоянием от земли  до пола кузова (для бортовых автомобилей) или до верхнего края бортов (для самосвалов). Кроме этого учитывается возможность погрузки и разгрузки с одной, двух, трех сторон и сверху; расположение, угол открывания и размеры дверей у фургона; наличие и характеристики грузоподъемных механизмов, которыми оборудован автомобиль. Все эти эксплуатационные качества подвижного состава определяют трудоемкость и длительность погрузочно – разгрузочных работ, а иногда и саму возможность их выполнения. Самосвал используют не только для перевозки навалочных грузов, но, при отсутствии у грузополучателя собственных механизмов для выгрузки груза, и для перевозки таких тяжеловесных штучных грузов, как, например, фундаментные блоки.

     Плавность хода зависит от характеристик  упругости подвески автомобиля и во многом определяется сохранность перевозимого груза.

     Маневренность оценивается минимальным  радиусом поворота автомобиля, габаритным коридором  поворота между внутренним и наружным радиусами. Это эксплуатационное качество очень важно при доставке грузов в населенных пунктах, что характерно для перевозки торговых грузов в магазины, которые обычно располагаются в жилой застройке. Маневренность подвижного состава определяет конфигурацию подъездных  путей и размеры  маневрирования в пунктах погрузки и разгрузки.

     Готовность  к движению измеряется длительностью подготовки автомобиля к выезду со стоянки и зависит  от пусковых свойств  двигателя.

Запас хода рассчитывается как отношение  емкости топливного бака к расходу  топлива на 100 км пробега  и определяет возможность доставки груза без дополнительной дозаправки. Радиус действия автомобиля равен половине запаса хода.

     Компактность  транспортного средства оценивается коэффициентом  использования габаритных размеров  (отношение  внутренней площади  кузова к площади  автомобиля в плане) и коэффициентом использования габаритной длины (отношение длины кузова к длине автомобиля). Оба этих коэффициента имеют близкие значения, так как ширина кузова и ширина автомобиля отличаются незначительно. Используется также коэффициент компактности, рассчитываемый как отношение грузоподъемности к габаритной площади автомобиля. Показатели компактности транспортных средств определяют размеры требуемых площадей для стоянки подвижного состава и для маневрирования в пунктах погрузки и разгрузки.

     Проходимость  автомобиля определяет возможность выполнения перевозок в трудных  дорожных условиях –  в карьерах, на строительных площадках, в местах уборки продукции  сельского хозяйства  и т.д.  проходимость зависит от числа  ведущих осей, совпадения колеи передних и задних колес, отношения массы, приходящейся на ведущие колеса, к полной массе автомобиля и других характеристик.

     К наиболее важным эксплуатационным качествам подвижного состава относится  грузовместимость –  наибольшее количество груза, которое может быть единовременно перевезено транспортным средством.

     Грузовместимость  зависит от объемной массы (плотности) перевозимого груза, его геометрической формы и определяется двумя основными  паспортными характеристиками автомобиля:

  • номинальная грузоподъемность
  • внутренний объем кузова автомобиля.

Особенности некоторых видов автомобильных  перевозок

 

     Мелкопартионные перевозки (почтовых, коммунальных, многих торговых грузов) выполняются  в большинстве  своем по сборным  или развозочным  маршрутам. На заезд в каждый пункт маршрута по нармативам отводится дополнительное время – 9 минут, не считая затрат собственно на погрузочно – разгрузочные работы. Характер работы предполагает невозможность высокого коэффициента использования грузоподъемности (исключая начальный участок работы развозочного маршрута или конечный участок сборного), но коэффициент использования пробега близок к единице.

     Основными задачами при организации  мелкопартионных  перевозок является уменьшение общего пробега  автомобилей за счет рационной группировки пунктов, обслуживаемых за один маршрут;  оптимальной последовательности объезда пунктов на маршруте; рациональный выбор начального пункта маршрута.

     Часто, особенно на перевозке  почтовых или коммунальных грузов и большей  части продовольственных товаров постоянного спроса (молоко и молокопродукты, хлебобулочные изделия) автомобили работают ежедневно по одним и тем же маршрутам, перевозя груз примерно постоянной номенклатуры и количества. Повысить эффективность перевозок в этом случае может разработка рациональных схем укладки груза в кузове транспортного средства.

     В связи с тем, что  автомобиль заезжает в несколько пунктов  на маршруте, важное значение для сокращения простоев транспорта имеет предельно  возможная регламентация  действий водителя и сопровождающего персонала. Современные ВЭН – технологии (технологии доставки мелкопартионных грузов по развозочным маршрутам в торговые точки) имеют пооперационные процедуры действий торгового представителя и водителя – ассистента.

     Перевозки промышленных грузов характерны прежде всего тем, что они являются элементом материально – технического снабжения предприятия. Идеальный является доставка комплектующих, материалов, заготовок непосредственно к рабочим местам, минуя промежуточное складирование. Это не всегда является возможным по различным причинам, но в случае внедрения дает значительный эффект. Система Just in time построена именно по этому принципу. Ликвидация складов при доставке груза по часовым графикам приводит к повышению эффективности основного производства (уменьшаются или исключаются затраты на развитие и содержание складского хозяйства, а также на оплату труда персонала склада, уменьшается необходимая территория).

     Главной особенностью строительного  производства является стационарный, территориально закрепленный характер конечной продукции и подвижный характер самого производства. После окончания строительства одного объекта техника и рабочие перемещаются на другой объект, соответственно изменяются грузопотоки и работа транспорта. Строительные объекты, даже при использовании типовых проектов, имеют индивидуальный характер. Перевозки строительных грузов имеют сезонный характер. Зимой возрастают перевозки навалочных грузов. Летом возрастают перевозки товарного бетона, растворов и особенно асфальта. Очень высок процент использования специализированного подвижного состава, особенно на перевозке железобетонных конструкций.

     Перевозки сельскохозяйственных грузов имеют следующие особенности: сезонность перевозок (особенно для продукции растениеводства); повторность перевозок и большое количество перегрузочных операций; малая плотность грузов; особые биологические и физико – химические свойства грузов (чувствительность к колебаниям температуры, дозревание, испарение влаги, повреждаемость при статических и динамических нагрузках). При уборке урожая для транспорта характерны тяжелые дорожные условия.

     Торговые  грузы имеют номенклатуру более нескольких тысяч наименований. Различают продовольственные  и промышленные товары; товары, доставляемые в упаковке и без упаковки; бакалейные товары могут быть расфасованы в мелкую упаковку или перевозиться в ящиках, бочках или мешках.

     Грузопотоки имеют, как правило, одностороннее направление  от пунктов поставки товаров к месту  их реализации. В обратном направлении могут перевозиться нереализованные товары, подлежащие возврату, а также тара.

     Для перевозок торговых грузов характерна сезонность, особенно для продовольственных  товаров во время  заготовки овощей и фруктов. Поставки одежды и обуви  также отличаются сезонностью.

     В основном грузопотоки  торговых грузов носят  постоянный характер. Однако во время проведения массовых мероприятий  могут организовываться временные торговые точки. В качестве временных торговых точек могут в  этих случаях использоваться транспортные средства – как общего назначения, так и специализированные, в том числе прицепы.

     Временные торговые точки могут  использоваться не только для  обслуживания эпизодических массовых мероприятий, но и на рынках, когда строительство стационарных торговых пунктов нецелесообразно по финансовым или другим соображениям.

     Многоступенчатость  поставки товаров  приводит к тому, что коэффициент  повторности перевозок  торговых грузов превышает 2, а в ряде случаев  достигает 10. Высокая  повторность приводит к увеличению стоимости транспортных и погрузочно – разгрузочных работ. На погрузочно – разгрузочных операциях очень высока доля ручного труда, как ни в каких других видах перевозок. Многократные перевозки товаров приводят к  их упаковки, нарушениям сохранности, увеличению вероятности хищений.

     Для перевозки торговых грузов в основном используются фургоны, которые могут  быть разделены на две группы в зависимости  от того, оснащены они или нет специальным оборудованием для перевозки конкретных грузов: изотермическими кузовами как с холодильными установками или оборудованием для подогрева кузова, так и без дополнительного оборудования; кузовами с комплектом приспособлений и оборудования для размещения и закрепления груза.

   Фургоны общего назначения (автомобили, прицепы, полуприцепы) могут иметь подъемную или сдвижную крышу для облегчения погрузки – выгрузки тарных знаков. Они должны иметь, как правило, две двери: сзади с углом открывания 2700 и с правой стороны по ходу транспортного средства с углом открывания 2700 и с правой стороны по ходу транспортного средства с углом открывания 1800. Наличие двух дверей обеспечивает подачу автотранспорта под погрузку и разгрузку без дополнительного маневрирования, что особенно важно в стесненных условиях жилой застройки, где обычно размещаются торговые точки. В открытом крайнем  положении двери фургона должны надежно фиксироваться. Проем задней двери должен быть равен ширине и высоте кузова. На всех дверях фургона устанавливаются ограждения для предохранения пломб от повреждений. Кузов фургона должен иметь внутреннее освещение и систему вентиляции и быть защищен от попадания внутрь отработавших газов, пыли, влаги, паров топлива ит.д.

     Перевозка торговых грузов в  населенных пунктах  производится автомобилями – фургонами особо  малой, малой и средней грузоподъемности, а в междугородном сообщении целесообразно применять фургоны – полуприцепы большой грузоподъемности. Фургоны – прицепы используются как на местных перевозках, так и на перевозках за пределы населенных пунктов.

     Подвижной состав, занятый на перевозке продуктов питания, должен иметь санитарный паспорт. Ежедневно должна проводиться очистка (мойка) наружной части кузова, а также уборка и мойка внутренней части кузова теплой водой (30 – 350 С) с мылом или добавлением 1% кальцинированной соды. По графику производится дезинфекция кузова хлорамином.

Информация о работе Логистическая система на автомобильном транспорте