Логистическая инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:00, доклад

Описание работы

Показано, что развитие логистической инфраструктуры является одной из актуальных проблем не только для оптовых компаний, но и для логистических посредников. Услуги логистических посредников в России становятся все более востребованными, однако некоторая часть отечественных производителей и предприятий торговли по-прежнему предпочитают создавать собственную логистическую инфраструктуру.

Работа содержит 1 файл

логистическая инфраструктура.docx

— 21.67 Кб (Скачать)

Показано, что развитие логистической инфраструктуры является одной из актуальных проблем не только для оптовых компаний, но  и для логистических посредников. Услуги логистических посредников в России становятся все более востребованными, однако некоторая часть отечественных производителей и предприятий торговли по-прежнему предпочитают создавать собственную логистическую инфраструктуру.  Проанализированы пути формирования складского хозяйства в России:  строительство складов для провайдеров логистических услуг и строительство складов компаний различных отраслей под реализацию собственных грузопотоков. Поэтому существует алгоритм создания оптимальной складской сети компании и конкретного складского хозяйства.

Современный рынок достаточно серьезно меняет приоритеты между участниками  цепей поставок, в частности в  распределении продукции многих товарных групп. Уходит в прошлое  значимость оптовых предприятий. Еще  вчера они являлись основными  посредниками в цепях поставок, позволяющими гарантировать широкий ассортиментный перечень товаров потребителей (розничной  сети), за счет преобразования на своих  складах производственного ассортимента в торговый. Однако сегодня выполнение этой задачи производителями все чаще поручается логистическим посредникам, вытесняя тем самым с рынка оптовиков.

В мировой практике ситуация, когда производители стремятся  отказаться от оптовиков, уже  была, но результатом стало зарождение новых видов оптовых предприятий  с большим количеством выполняемых  функций и иными условиями  взаимодействия.  В настоящее  время ситуация гораздо сложнее, и чтобы выжить, многие оптовые  компании начинают проводить политику диверсификации бизнеса, совмещая традиционную деятельность оптовой торговли с  бизнесом логистического посредника, или стремятся увеличить комплекс своих функций, в основном по предоставлению разнообразных услуг логистического характера. В любом случае современному оптовому предприятию нужна логистическая инфраструктура, позволяющая обеспечить растущие требования клиентской базы. 

Развитие логистической инфраструктуры является самой актуальной проблемой не только для оптовых компаний, но  и для логистических посредников. Услуги логистических посредников в России становятся все популярнее, однако большая часть отечественных производителей и предприятий сетевой розницы по-прежнему предпочитают решать складские проблемы своими усилиями на базе собственной или арендуемой логистической инфраструктуры. 

Для России такая ситуация является вполне естественной, если  учесть высокую  стоимость услуг  логистических провайдеров и далеко не самое высокое их качество.  В понимании бизнеса все прочнее укореняется принцип выбора «make-or-buy». Ориентируясь на имеющийся зарубежный и отечественный опыт становления рынка логистических услуг, а также на историю развития складского хозяйства, можно предположить, что в ближайшей перспективе основными клиентами этого рынка (наряду с иностранными компаниями, работающими в России), будут крупные отечественные производители и сетевая розница, за исключением тех компаний, которые работают в нише эконом-класса.  При этом ключевой клиентской базой логистических посредников по-прежнему останутся компании, работающие с грузовыми единицами, сформированными на стандартных поддонах (европаллетах). Объясняется это просто – практически все склады для логистических посредников девелоперы предпочитают строить, ориентируясь на типовые технологии грузопереработки пакетных грузов. Для девелоперов это самый идеальный вариант: стандартные решения снижают себестоимость создания объекта, и при этом наблюдается постоянно растущий спрос на складскую недвижимость. Не удивительно, что до кризиса ставка минимальной доходности на рынке складского строительства оценивалась на уровне 13–17%. Уровень доходности при этом варьировался  в зависимости от особенностей проектов.

Положительным моментом типовых складов логистических посредников, создаваемых в последние 5-7 лет, является наличие антресолей (чаще называемых мезонинами). Благодаря антресолям над рабочими зонами приемки и отгрузки стало возможно осуществление штучной комплектации заказа, что значительно увеличивает спектр услуг, предоставляемых клиентам.

Создание складского хозяйства  в России идет по двум основным направлениям:  строительство складов для провайдеров  логистических услуг, по которым у девелоперов есть статистическая информация, и строительство складов компаний различных отраслей под реализацию собственных грузопотоков. Складское хозяйство как часть логистической инфраструктуры компании во многом зависит именно от ее вида деятельности. В прямой зависимости находится как складская сеть (расположение складов, их функциональное назначение, мощности), так и конструктивные особенности складского здания, уровень технического оснащения, системы складирования и  используемые технологии грузопереработки. Чтобы сделать складское хозяйство эффективным,  начинать надо с этапа создания технического задания на проектирование, учитывая не только объемы грузопотоков на перспективу развития, но и все внешние и внутренние факторы, влияющие на его деятельность в компании.

Основываясь на этом постулате, у девелоперов появилось новое направление создания складских объектов. Традиционно складские комплексы  предлагались застройщиками к покупке или к сдаче в аренду (после подготовки объектов к эксплуатации). В настоящее время все чаще встречаются варианты строительства складских мощностей с ориентацией под конкретного заказчика (схема «build-to-suit»). Проектные решения складского хозяйства в этом случае учитывают специфические требования клиента к складским технологическим решениям и к системе складирования. Такой подход является, пожалуй, самым привлекательным вариантом создания складских мощностей, так как сочетает в себе два больших преимущества:

1) строительство склада осуществляют профессионально ориентированные строительные компании с имеющимися возможностями снижения себестоимости объекта;

2) склад ориентирован  на конкретную продукцию с  учетом условий ее хранения  и требований к грузопереработке.

Как правило, такие складские мощности появляются в рамках технопарков или в системе складских комплексов крупных логистических центров.

Строительство складов логистических посредников стремительно развивается не только вокруг мегаполисов - Москвы и Санкт-Петербурга, но и в других крупных региональных центрах. Такое продвижение логистической инфраструктуры по стране выгодно отражается на конкурентоспособности провайдеров складских услуг, так как увеличение складской сети и ее приближение к клиентам увеличивает надежность поставки в срок, повышает уровень обслуживания  и сокращает цикл выполнения заказов. Увеличение предложений в регионах  со стороны провайдеров логистических услуг отразилось и на формировании складской сети остальных участников рынка.

Предприятия-производители, оптовики и сетевая розница, создавая складскую сеть  для продвижения своих грузопотоков, стали менять стратегию складирования  запасов. До недавнего прошлого предпочтение отдавалось собственным и арендуемым складским мощностям. В настоящее время с развитием складской инфраструктуры логистических провайдеров появилась возможность строить комбинированный вариант стратегии складирования запасов (форм собственности складов). При таком решении, как правило, частью собственной логистической инфраструктуры становится лишь центральный склад, а региональные и филиальные склады выбираются в зависимости от предлагаемых вариантов со стороны логистических посредников и арендаторов. Важно, что появилась возможность выбора и тем самым расширения своей складской сети и приведения ее к оптимальной конфигурации. Известно, что в конкурентной борьбе во многом выигрывает тот, кто сокращает расстояние доставки товара до своего клиента, то есть тот, кто приближает склад к клиенту. Причем, с уменьшением объемов и увеличением частоты поставки клиенту, расстояние от места снабжения до клиента должно сокращаться.

Обеспечивая  создание оптимальной  складской сети компании и конкретного складского хозяйства, логистам следует ориентироваться на определенную последовательность связанных между собой задач:

•  определение ограничений, в рамках которых будет функционировать складская сеть  и проектироваться складское хозяйство;

• прогнозирование объема продаж и регионов сбыта;

• планирование товарных потоков, проходящих через складскую сеть, снабжающую все  перспективные и существующие  рынки сбыта компании;

• описание процедуры проведения анализа для  выбора места  размещения под складское хозяйство и выбор  техники анализа;

• разработка программы  размещения складской сети: определение  оптимального количества складов в  складской сети и рациональное их размещение на географии рынков сбыта;

• анализ потенциальных складских мощностей, имеющихся  в регионах сбыта,  в том числе предлагаемых в аренду или рынок складских услуг логистических посредников;

• выбор стратегии складирования  запасов для каждого склада в  складской сети;

• разработка системы товароснабжения  складов складской сети;

• определение цели и  задач складского хозяйства и  конкретного функционального назначения склада;

• разработка системы показателей  для оценки всей логистической системы компании и конкретно проектируемого складского хозяйства;

• сбор исходных данных для  расчетов складских мощностей, анализ товарных потоков, проходящих через складское хозяйство в перспективе; 

• определение видов транспортных средств, обеспечивающих доставку входящих на склад и исходящих со склада товарных потоков;

• определение на стратегическом уровне потребной мощности склада с расчетом на перспективу;

• определение необходимого участка застройки;

• выбор места под создание складского хозяйства;

• экспертиза выбранного земельного участка;

• разработка концепции создания складского хозяйства как составной части складской сети и как элемента логистической системы;

• определение критериев  выбора оптимального варианта генплана, распределения складских площадей,   уровня  технического оснащения склада и объемно - планировочных решений на  складе;

• разработка структуры  генплана;

• проведение уточненного  расчета потребности в складской  мощности;

• определение складской  площади и конфигурации складского здания или сооружения;

• разработка генплана складского хозяйства;

• выбор места под склад,  под погрузо-разгрузочный фронт  и складскую инфраструктуру;

• расчет площадей всех видов  помещений;

• планировка складских  помещений:

• определение уровня технического оснащения склада;

• разработка оптимальной системы складирования с учетом рациональной технологии грузопереработки;

• разработка вариантов  объемно-планировочных решений и  выбор оптимального варианта;

• выбор поставщика оборудования и моделей технических средств;

• уточненный расчет  потребностей в складской технике (технологического и подъемно- транспортного оборудования);

• разработка складской технологии грузопереработки и соответствующих бизнес-процессов;

• разработка организационной структуры управления складом;

• определение численности  основного складского персонала;

• выбор информационной системы управления складским хозяйством и складской грузопереработкой;

• расчет экономической  части проекта и оценка технико-экономической эффективности проекта.

При формировании складской  сети для многих компаний, основных участников цепи поставок (производителей и сетевой розницы) строительство  собственного центрального склада еще  долго будет весьма актуальной задачей. Однако строительство такого склада, особенно для розничных сетей,  целесообразно осуществлять с прицелом на возможность дальнейшей продажи. Причиной продажи собственных элементов логистической инфраструктуры может стать переход на аутсорсинг. Такой вариант весьма реален для большинства компаний сетевой розницы и зависит он от разнообразия   и   стоимости   предоставляемых услуг,  их качества, регионального охвата рынка со стороны логистических посредников.  Поэтому целесообразнее всего строить склады с высоким уровнем механизации и современным техническим оснащением.

Современный уровень технического оснащения не должен быть простой  данью моде, что часто наблюдается  при строительстве высотных автоматизированных складов (например, со стеллажной системой  «High Bay»), это должно быть решение, основанное на функциональном назначении склада, особенностях входящих и выходящих грузопотоков, требований клиентской базы к формированию заказов, условий хранения складских запасов и  т.п.  Безусловно, что такое решение должно быть логически целесообразно и экономически выгодно.      


Информация о работе Логистическая инфраструктура