Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 11:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - понять и проанализировать, какую роль играет логистический сервис в условиях рыночной экономики, как он влияет на потребителей услуг, оказываемых в снабженческо-сбытовом процессе, а также, какое влияние на развитие логистического сервиса оказывает логистическая информационная система.
Введение……………………………………………………………………… 4
1 Предприятие как логистическая система…………………………… ..... 5
1.2 Понятие логистической системы……………………………………… 7
2 Принципы логистического сервиса……………………………………… 8
2.2 Классификация логистического сервиса……………………………… 10
3 Логистическая информационная система и уровень сервиса (на примере группы компаний «Белкантон»………………………………
13
Заключение……………………………………………………………….… 19
Список использованных источников……………………………………. 20
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра логистики и ценовой политики
по дисциплине: Распределительная логистика
на тему: Логистическая информационная система и ее роль в
повышении
уровня логистического
сервиса
Студент
ФМК, 5 курс, группа
ЗМЛ
Н.В. Макурина
Руководитель
Минск 2011
Курсовая
работа: 20с., 1 рис., 1 табл., 6 источников.
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ
СЕРВИСНАЯ СИСТЕМА, ЛОГИСТИЧЕСКИЙ
СЕРВИС, ИНФОРМАЦИОННЫЕ И МВТЕРИАЛЬНЫЕ
ПОТОКИ
Объект исследования – логистическая информационная система
Предмет исследования – группа компаний «Белкантон».
Цель
работы: изучение логистической информационной
системы и ее роли в повышении уровня логистического
сервиса
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней расчетно-аналитический
материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого процесса,
а все заимствованные из литературных
и других источников теоретические, методологические
и методические положения и концепции
сопровождаются ссылками на их авторов.
______________________
(подпись
студента)
Введение………………………………………………………… |
4 | |
1 Предприятие как логистическая система…………………………… ..... | 5 | |
1.2
Понятие логистической системы… |
7 | |
2 Принципы логистического сервиса……………………………………… | 8 | |
2.2 Классификация логистического сервиса……………………………… | 10 | |
3 Логистическая информационная система и уровень сервиса (на примере группы компаний «Белкантон»……………………………… | 13 | |
Заключение…………………………………………………… |
19 | |
Список использованных источников……………………………………. | 20 | |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного рынка торговые организации все больше ориентируются на потребителей, стремясь удовлетворить их всевозможные потребности, достаточно быстро оценивая и отбирая при этом наиболее выгодные подходы и методы ведения бизнеса. Один из них – логистический подход к управлению предприятиями, фундаментальные принципы которого сформировались в начале 1970-х гг.
Логистический подход предполагает совместную деятельность всех организаций по интеграции процессов, связанных с достижением цели их бизнеса. Успех в бизнесе зависит не только от результатов деятельности внутри отдельной компании, но и от ее партнеров – поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов и т.п.
Логистика обеспечивает рациональное управление всеми процессами торговых организаций, является научно-практическим инструментом взаимодействия между бизнес-организациями. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. Сервис неразрывно связан с распределением и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе заказа, покупки, поставки и дальнейшего обслуживания продукции.
Цель курсовой работы - понять и проанализировать, какую роль играет логистический сервис в условиях рыночной экономики, как он влияет на потребителей услуг, оказываемых в снабженческо-сбытовом процессе, а также, какое влияние на развитие логистического сервиса оказывает логистическая информационная система.
Управление
материальными потоками всегда являлось
существенной стороной хозяйственной
деятельности. Однако лишь сравнительно
недавно оно приобрело положение одной
из наиболее важных функций экономической
жизни. Основная причина - переход от рынка
продавца к рынку покупателя, вызвавший
необходимость гибкого реагирования производственных
и торговых систем на быстро изменяющиеся
приоритеты потребителя.
Представляя предприятие в качестве логистической системы, рассмотрим её основные составляющие (рис. 1)
|
Р
и
с
.
1
-
П
р
е
д
п
р
и
я
т
и
е
к
а
к
л
о
г
и
с
т
и
ч
е
с
к
а
я
с
и
с
т
е
м
а
.
Отдельные функциональные цели логистики снабжения (поставок):
- расчет
потребности в материальных
- правильный
выбор поставщиков, сведение
- заблаговременный запрос на материалы;
- использование
единых контейнеров на
- минимизация запасов;
- достижение снабжения «по требованию»;
- гарантия
безошибочного размещения
- интеграция снабжения и производства;
Для производственной логистики:
- сокращение простоев оборудования;
- оптимизация запасов;
- улучшение использования производственных и складских площадей;
- повышение
качества продукции,
- устранение
нерациональных
Отдельные функциональные цели логистики сбыта (распределительной):
- поставка
готовой продукции в
- качественное складирование с минимальными затратами;
- повторное использование тары;
- обеспечение высокого уровня сервиса;
- сквозное
управление изготовлением
Для транспортной логистики:
- разработка
оптимальных маршрутов и
- совместное планирование работы различных видов транспорта;
- координация
работы транспорта со
- выбор вида транспортных средств;
- создание
транспортных коридоров и
Для информационной логистики:
- сопровождение и обслуживание материального потока;
- нахождение (размещение);
- время прибытия и (или) отправки в пункт (из пункта) размещения;
- система транспортировки;
- резервирование.
Кроме того, задачей информационной логистики является минимизация материальных потоков, замена их информационными, замена материальных запасов надежной информацией.
Следует отметить роль информационной логистики при контроле и управлении как всем предприятием, так и его подсистемами.
Отдельные функциональные цели логистики утилизации:
- планирование
переработки и утилизация
- сортировка отходов;
- быстрая переработка материалов, которые могут повторно использоваться;
- экологически
безопасное складирование
В
индустриально развитых
1.2 Понятие логистической системы
П
о
н
я
т
и
е
л
о
г
и
с
т
и
ч
е
с
к
о
й
с
и
с
т
е
м
ы
я
в
л
я
е
т
с
я
ч
а
с
т
н
ы
м
п
о
о
т
н
о
ш
е
н
и
ю
к
о
б
щ
е
м
у
п
о
н
я
т
и
ю
с
и
с
т
е
м
ы
.
С
и
с
т
е
м
а
(
г
р
е
ч
.
«
ц
е
л
о
е
,
с
о
с
т
а
в
л
е
н
н
о
е
и
з
ч
а
с
т
е
й
,
с
о
е
д
и
н
е
н
и
е
»
)
-
м
н
о
ж
е
с
т
в
о
э
л
е
м
е
н
т
о
в
,
н
а
х
о
д
я
щ
и
х
с
я
в
с
в
я
з
я
х
д
р
у
г
с
д
р
у
г
о
м,
о
б
р
а
з
у
ю
щ
и
х
е
д
и
н
у
ю
ц
е
л
о
с
т
н
о
с
т
ь,
е
д
и
н
с
т
в
о.
В
ы
д
е
л
и
м
п
я
т
ь
с
в
о
й
с
т
в
с
и
с
т
е
м
ы
:
целостность и членимость, т.е. система состоит из элементов;
При
формировании межэлементных связей
образуется определенная структура
системы. В зависимости от вида организации
из комбинации элементов и их связей
можно создавать различные
Примеры систем: ручка, человеческий организм, логистическая система.
Логистические
системы относятся к сложным,
динамическим (стохастическим), открытым
(адаптирующимся) системам.
2 Принципы логистического сервиса. Классификация логистического сервиса
К принципам логистического сервиса можно отнести:
где М – минимально допустимый уровень обслуживания;
Yijk – логистическая услуга, опосредующая i-тый вид товаропотока,
адресуемого в j-тый регион k-тому потребителю;
где Sполн – полная стоимость потребления услуг,
Sm – стоимость приобретения товара,
Sn – стоимость поставки,
Sэ – стоимость эксплуатации,
S1 – стоимость поставки, по условиям которой потребитель
отказывается от всего пакета логистического обслуживания,
S2 – стоимость поставки, по условиям которой потребитель
отказывается от послепродажного обслуживания;
где Y – эластичность логистического обслуживания,
x1 – внутренние ограничения посредника (по ресурсам),
x2 – внешние ограничения (динамика потребительских
предпочтений).
где S – спрос на логистические услуги;
P – предложение логистических услуг,
Z – затраты, связанные с оказанием услуг,
S – ценовая стратегия предприятия.
2.2
Классификация логистического
сервиса
К предпродажному сервису относятся следующие услуги: доставка к месту продажи, устранение дефектов, возникших в процессе погрузочно-разгрузочных и транспортировочных операций, монтаж, а также консультации потребителю относительно особенностей транспортировки, хранения, использования продукции и т.д.
Сервис в процессе продажи зависит от условий договорных обязательств контрагентов коммерческой сделки.
Услуги в послепродажный период, по сути, создают условия для непрерывности процесса продажи, увеличивая взаимозависимость участников торгово-логистических операций.
платный и бесплатный.
учтенных при калькуляции издержек обращения, стоимость которых входит в цену поставки. Обычно сюда относят гарантийные услуги послепродажного обслуживания.
оплату
за которые потребитель
классифицировать на материальный и нематериальный.
товарно-материальных ценностей.
оказанием консультаций. В последнее время их доля резко увеличивается.
сервис.
стандартизированный и индивидуальный.
потребность в которых наиболее часто испытывают клиенты. Его преимуществом является относительно низкие издержки организации. Применение стандартизированного обслуживания целесообразно в случаях, когда услуги оказываются значительному количеству фирм с небольшим объемом деловых операций.
знаний клиента и его проблем, с другой – оптимальных способов удовлетворения потребностей, что предполагает наличие гибких технологий обслуживания, соответствующего оборудования и персонала.
децентрализованный (реализуется собственными силами) и самообслуживание (потребитель организует сервис от своего имени и за свой счет).
региональный, национальный и международный. Классификация обусловлена спецификой внутреннего и международного рынка логистических услуг, законодательной базой, регламентирующей порядок организации и реализации предпринимательской деятельности.
В условиях конкурентной борьбы уровень спроса на какую-либо продукцию при прочих равных обстоятельствах определяется не только потребительскими качествами данного товара, но и условиями его поставки. Условия поставки – это весьма емкое понятие. Оно включает в себя (кроме эксплуатационных качеств продукции) условия его транспортировки и передачи потребителю, наладку, доработку по специфическим требованиям, ценовую политику, наличие скидок и специальных условий оплаты, проведение монтажа у потребителя и шефнадзора, длительность и содержание послепродажного обслуживания, гарантии и порядок предъявления претензий, инструктаж и обучение персонала потребителя и ряд других. Все это вытекает из того, что покупатель, оплачивая поставляемый ему товар, вправе рассчитывать на широкий спектр необходимых дополнительных услуг, оказываемых ему в процессе поставки и вследствие факта поставки, который объединяется общим понятием «сервис».
Для
правильного определения
3
Логистическая информационная
система и уровень сервиса (на
примере группы компаний
«Белкантон»)
Группа компаний «Белкантон» объединяет ряд организаций, которые осуществляют деятельность в таких сферах бизнеса как оптовые и корпоративные продажи канцелярских товаров и офисной техники, производство сувенирной продукции, розничные продажи канцелярских товаров, оказание экспедиционных и транспортных услуг.
Стратегия группы компаний «Белкантон» строится на единых корпоративных принципах и стандартах – работа только с качественными товарами, зарекомендовавшими себя на мировом рынке, а также высочайший уровень обслуживания клиентов. Следование данной стратегии позволяет группе компаний успешно соответствовать концепции, заложенной в названии – задавать тон на рынке канцелярских и офисных товаров в Беларуси.
Основной целью своей деятельности группа компаний «Белкантон» ставит предоставление полного комплекса услуг в области канцелярских и офисных товаров, цифровой техники и сервисного обслуживания.
Для поддержания высокого уровня обслуживания клиентов группе компаний «Белкантон» необходима система, способная быстро обрабатывать все материальные и информационные потоки, поступающие в нее.
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. Необходимым условием согласованной работы всех звеньев логистической цепи является наличие информационных систем, которые подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент. Одним из важнейших условий успешного функционирования производства в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (снабжение, производство, транспорт, складское хозяйство, распределение и т.д.) и управлять ею исходя из принципов единого целого. На современном уровне развития общественного производства стало очевидно, что информация — это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм. Потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы.
Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий материальные потоки, занимается созданием и управлением информационными системами (ИС), которые технически и программно обеспечивают передачу и обработку логистической информации. Предметом изучения информационной логистики являются особенности построения и функционирования ИС, обеспечивающих функционирование логистической системы. Целью информационной логистики является построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие:
1) нужной информации (для управления материальными потоками);
2) в нужном месте;
3) в нужное время;
4) необходимого содержания (для лица принимающего решение);
5) с минимальными затратами.
С помощью информационной логистики и совершенствования на ее базе методов планирования и управления в группе компаний «Белкантон»,как и в других компаниях ведущих промышленных стран происходит в настоящее время процесс, сутью которого является замена физических запасов надежной информацией.
Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток. Информационный поток (ИП) — это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе, между логистической системой и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций. Для управления материальными потоками в группе компаний «Белкантон» используется приложение Lotus Notes. Это приложение позволяет своевременно получать информацию от каждого сотрудника со всех региональных представительств, что, в свою очередь, позволяет быстро и оперативно принимать решения и информировать всех предстоящих планах. В табл. 2 приведена одна из возможных классификаций ИП.
Таблица - Классификация информационных потоков
Признак классификации | Вид ИП |
Отношение к ЛС и ее звеньям | Внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные |
Вид носителей информации | На бумажных носителях, на магнитных носителях, оптические, цифровые, электронные |
Периодичность использования | Регулярные, периодические, оперативные |
Назначение информации | Директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные |
Степень открытости | Открытые, закрытые, секретные |
Способ передачи данных | Курьером, почтой, телефоном, телеграфом, телетайпом, электронной почтой, факсом, по телекоммуникационным сетям |
Режим обмена информацией | «on-line», «off-line» |
Направленность
относительно МП
Признак классификации |
В прямом направлении
с МП, во встречном направлении
с МП
Вид ИП |
Синхронность с МП | Опережающие, одновременные, последующие |
Между материальными потоками и информационными не существует однозначного соответствия, т.е. синхронности во времени возникновения, направленности и др. Информационный поток может опережать материальный (проведение переговоров, заключение контрактов и т.д.) либо отставать от него.
Информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники и программного обеспечения, позволяющая решать те или иные функциональные задачи. В логистике — задачи по управлению материальными потоками.
Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема включает следующие элементы: техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков; информационное обеспечение, включающее различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных; математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач.
На микроуровне различают следующие три вида информационных систем:
1) Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления для принятия долгосрочных решений: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; планирование производства; общее управление запасами; управление резервами и др.
2) Диспозитивные или диспетчерские информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом для обеспечения отлаженной работы логистической системы, для принятия решений на среднесрочную и долгосрочную перспективу: распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование; учет отправляемых грузов; детальное управление запасами.
3) Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления для исполнения повседневных дел в режиме реального времени: контроль материальных потоков; оперативное управление обслуживанием производства; управление перемещениями и т.п.
В плановых информационных системах группы компаний «Белкнтон» решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт—производство—снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.
Диспозитивные и исполнительные системы группы компаний «Белкантон» детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.
Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.
Горизонтальной
интеграцией считается связь
между отдельными комплексами задач
в диспозитивных и
Достигать поставленных целей и совершенствовать уровень сервиса как группе компаний «Белкантон», там и многим другим организациям помогает развитие информационных технологий логистике. К важнейшим достижениям НТП в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:
1) компьютеризация
управления логистическими
2) развитие средств передачи данных:
Это дало возможность отслеживать все этапы движения сырья, деталей, готовой продукции, что позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления материальными потоками. Поэтому возникла необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Кроме того, появились принципиально новые возможности:
Использование
информационных технологий позволило
поднять эффективность управления материальными
потоками на принципиально новый уровень
Критерии качества логистического обслуживания группы компаний «Белкантон»
Для оценки качества логистического обслуживания группы компаний «Белкантон» применяют следующие критерии:
3. гибкость поставки;
4. наличие запасов на складе поставщика;
5. возможность предоставления кредитов и др.;
6. номенклатура и количество;
7. качество;
8. время;
9. цена;
10.надежность
предоставления сервиса и др.
В общем случае под надежностью понимают комплексное свойство системы, заключающееся в ее способности выполнять заданные функции, сохраняя свои характеристики в установленных пределах. Надежность поставки — это способность группы компаний соблюдать обусловленные договором сроки поставки в установленных пределах. Существенным фактором, влияющим на надежность поставки, является наличие предусмотренных договором обязательств (гарантий), в силу которых группа компаний «Белкантон», как поставщик, несет ответственность в случае нарушения сроков поставки. Критерий «надежность предоставления сервиса» предполагает вероятностную оценку безотказности выполнения принятого заказа по времени, количеству и качеству.
Полное время от получения заказа до поставки партии товара включает следующие составляющие: время оформления заказа; время изготовления (в случае производства заказанных товаров); время упаковки; время отгрузки; время доставки. Соблюдение указанного в договоре срока поставки зависит от того, насколько точно выдерживаются перечисленные выше составляющие этого срока.
Гибкость поставки — это способность системы учитывать особые положения (или пожелания) клиентов, а именно: возможность изменения формы заказа; возможность изменения способа передачи заказа; возможность изменения вида тары и упаковки; возможность отзыва заявки на поставку; возможность получения клиентом информации о состоянии его заказа; отношение к жалобам при некомплектных поставках.
Критерий «номенклатура и количество» включает количество отказов в продаже по каждому виду продукции либо из-за отсутствия производственных ресурсов, либо в связи с неэффективностью организации продаж.
Критерий «качество» рассматривает возможность удовлетворения потребительского спроса по каждому виду продукции с позиции его соответствия потребительским требованиям.
Критерий «время» характеризует возможность удовлетворения потребительского спроса по времени поставок (период времени между получением заявки на продукцию и получением готовой продукции) относительно среднерыночного времени поставок по каждому виду продукции.
Критерии «цена» рассматривает количество потребительских отказов в связи с отклонением цен от среднерыночных.
Для
группы компаний «Белкантон» важно удовлетворять
потребности покупателя на любом этапе
логистического сервиса, поэтому в Минске
был открыт сервисный центр для ремонта
и обслуживания цифровой техники, поставляемой
группой компаний.
Заключение
Сервисное обслуживание - совокупность функций и видов деятельности внутри материального и информационного потоков на пути "предприятие - потребитель" по показателям качества, цены, места и времени поставки продукции в соответствии с требованиями рынка.
Стратегия группы компаний «Белкантон» стоится на удовлетворении покупателей по всем параметрам, начиная от заказа товара до момента его получения и использования.
Логистическая информационная система группы компаний «Белкантон» позволяет быстро и качественно отреагировать и удовлетворить все заявки покупателей и обеспечить им достойный уровень обслуживания.
Логистическую
информационную систему и логистический
сервис невозможно рассматривать как
два отдельных элемента. Вместе они
составляют незаменимую систему, которая
позволяет обеспечивать необходимый уровень
логистического сервисного обслуживания
для всех клиентов во всех странах мира.