Логика логистики: спрос на специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 16:18, доклад

Описание работы

Ситуация на рынке труда логистов значительно улучшилась по сравнению с прошлым годом: компании активно набирают персонал, кандидаты с готовностью рассматривают новые предложения о работе. Работодатели начинают предъявлять новые требования к потенциальным сотрудникам и готовы предлагать уровень зарплат, соответствующий докризисному. Возможно, логистика станет одним из сегментов, для которых положительные последствия нынешнего кризиса перевесят отрицательные.

Работа содержит 1 файл

Ситуация на рынке труда логистов значительно улучшилась по.docx

— 31.66 Кб (Скачать)

Ситуация на рынке труда логистов значительно  улучшилась по сравнению с прошлым годом: компании активно набирают персонал, кандидаты с готовностью рассматривают новые предложения о работе. Работодатели начинают предъявлять новые требования к потенциальным сотрудникам и готовы предлагать уровень зарплат, соответствующий докризисному. Возможно, логистика станет одним из сегментов, для которых положительные последствия нынешнего кризиса перевесят отрицательные.

Логика  логистики: спрос на специалистов

 
1) СФЕРА ТАМОЖЕННОГО ОБРАЩЕНИЯ

В связи с изменениями в области таможенного законодательства и созданием таможенного союза сейчас наиболее актуальны позиции в сфере таможенного оформления. Работодателям требуются профессионалы, так называемые «универсальные специалисты», хорошо подкованные в таможенном законодательстве, знающие специфику ТН ВЭД и ИНКОТЕРМС. Необходимы также специалисты, занимающиеся набивкой и проводкой деклараций, — те,  кто может грамотно проконсультировать клиента по всем таможенным вопросам и оптимизировать схемы таможенного оформления грузов. Предложения по заработной плате для специалистов такого уровня составляют 50 000 - 80 000 рублей (до вычета налогов). 

2)ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ  ЗАКУПКИ

Говоря о позициях в сфере импортных закупок и внешнеэкономической деятельности можно сказать, что сейчас востребованы позиции в производственных закупках (закупки прямых и непрямых материалов, закупки услуг). Одно из основных требований для кандидатов — свободное владение английским языком, так как предполагается активное проведение переговоров с иностранными поставщиками. Важен опыт работы с крупными контрактами (суммой в несколько десятков тысяч евро и выше) и опыт проведения тендеров. Опытные специалисты и менеджеры в области закупок сейчас могут претендовать на зарплату 50 000 - 70 000 рублей (до налогообложения). Некоторые работодатели внедряют специальный бонус для специалистов по закупкам, который напрямую зависит от показателей затрат и сэкономленных бюджетов.

3) ПОМОЩНИК КООРДИНАТОРА

Молодым специалистам, кто хочет развиваться в сфере логистики, можно посоветовать рассмотреть варианты ассистента или помощника координатора в логистических компаниях или в логистике со стороны клиента. Важно быть готовым изначально на рутинные задачи, работу с документами. Работодатель заинтересован обучать молодых сотрудников специфике и стандартам компании, но вряд ли сразу доверит задачи по организации международных перевозок и разработке логистических схем. Наиболее востребованы молодые специалисты с разговорным английским и выпускники логистических специальностей вузов. Средний уровень заработных плат для молодых специалистов в области логистики составляет сегодня 18 000 - 25 000 рублей (до вычета налогов).

Требования:

Английский язык;   

Работодатели по-прежнему желают видеть на позиции логиста специалиста с релевантным опытом Также приветствуется дополнительное образование, например, сертификат APICS. Аналитические способности и такие навыки, как системный подход, умение планировать,  продолжают оставаться востребованными.

 

Поскольку одна из основных функций логистики — это оптимизация издержек, то в последние полтора года ей уделяется особое внимание. Поэтому, прежде всего, сегодня востребованы квалифицированные сотрудники с подтвержденным успешным опытом. Работодатели заинтересованы в уже состоявшихся специалистах и пока еще не готовы рисковать и тратить собственные ресурсы на обучение и «выращивание» специалистов внутри компании.

Работа в этой сфере требует от людей внимательности к деталям (цена ошибки может быть очень велика),стрессоустойчивости (многозадачность работы, непредвиденные ситуации, требующие быстрого решения), высоких коммуникативных навыков (переговоры, решение и согласование проблемных и спорных ситуаций). 

ПРОБЛЕМЫ

В 2009 году, по оценкам консалтинговой компании Frost & Sullivan, логистический рынок России претерпел 20%-ный спад, в частности: транспортная и складская логистика потеряла 30% оборота. Упал объем перевозок, простаивали площади, задерживались платежи. Рынок покинула каждая четвёртая мелкая транспортная или экспедиторская компания.

Кризис затормозил и без того медленное формирование логистической инфраструктуры. А ведь именно ее недостаточное развитие вместе с высокой стоимостью и неудовлетворительным качеством услуг отбрасывает Россию назад. Так, сегодня мы имеем один из самых низких LPI-рейтингов (Logistics Performance Indicators) среди европейских стран. А доля логистических издержек в валовом продукте в нашей стране (только в среднем) равняется 23%, что почти в 4 раза больше, чем в Еврозоне.

Причина низкой эффективности — отсутствие качественного управления логистикой. «Многое в отечественной логистике — от планирования до тех или иных практических действий — делается „на коленках“, вручную, — досадует Мария Акишева, логист компании „Мебельторг“. — Использование высоких технологий, автоматизация работы — в зачаточном состоянии. Мало системности процессов. Самая налаженная логистика нынче московская. В других регионах все делается дорого и долго. Рынок логистики там, как правило, сосредоточен в одних руках и изменять его в лучшую сторону монополисты не стремятся, потому что и так имеют постоянный доход».

... Получили инвестиции

Еще логистике  удалось урвать свой кусок пирога от правительственных антикризисных программ. На реализацию одной из них — «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» — в бюджете заложено 13  триллионов рублей. На эти деньги планируется построить и реконструировать почти 8 тысяч км федеральных и 10 тысяч км региональных автодорог. На железнодорожном транспорте — ввести в эксплуатацию 3,1 тысячи км новых линий, 3,2 тысячи км дополнительных главных путей, электрифицировать 2,7 тысячи км линий. На треть возрастёт общий тоннаж морского транспортного флота. Авиация прирастёт 103 новыми или реконструированными взлётно-посадочными полосами и 700 единицами самолётов.

Согласно планам, вливания в транспортную систему  убьют сразу двух зайцев: того, который  рядом, — повлияют на уровень занятости населения; и того, который «за кустом», — поспособствуют развитию логистики на этапе выхода из кризиса. Так, весной, выступая на Международной выставке транспорта и логистики в Париже, вице-премьер РФ Сергей Иванов дал прогноз: объем российского рынка транспортно-логистических услуг к 2015 году может увеличиться втрое — до 151 миллиарда долларов с сегодняшних 48,5.

Полное восстановление (до показателей 2007 года) специалисты ожидают к 2012-2013 гг. В своем исследовании«Российский рынок логистических услуг» эксперты Frost & Sullivan утверждают, что 2010 год для всей отрасли будет более успешным, и обещают стабилизацию рынка с темпами роста 6-9%.

Сами логистические компании мотают прогнозы на ус и подбирают менеджеров по продажам. Желательно с наработанной клиентской базой — ведь сейчас пока клиентов частенько надо доставать из-под земли. Ну и конечно, с готовностью покорять новые горизонты рынка — поскольку они постепенно будут раздвигаться.

По словам Максима Исайченко, директора иркутского филиала транспортной компании «ЖелдорАльянс», его компания уже сейчас бросила силы на расширение филиальной сети. «Мы открыли свое представительство в КНР: не использовать такую возможность, видя, как бурно развивается экономика этой страны и как крепнут российско-китайские связи, подобно преступлению, — поясняет эксперт. — Кроме того, следуя мировой тенденции укрупнения, консолидации в одной организации всех функций транспортной логистики, мы всё больше практикуем смешанные схемы доставки грузов. Например, железнодорожно-автомобильные. Расширяем возможности нашего складского терминала и погрузочной площадки в Москве».

... Нашли время заняться  собой

Еще один плюс. Что-то (может, решительные планы государства по восстановлению транспортных путей, а может, погоня за новым клиентом...) наконец заставило прекратить отечественных бизнесменов сокрушаться по поводу качества наших дорог и заняться второй проблемой. В частности, российские компании вдруг начали замечать те издержки, на которые ранее просто не обращали внимания.

Половина работодателей, которые сегодня ищут управленцев-логистов, изначально ставят перед специалистами  конкретные задачи по преобразованию работы направления. Оставшиеся 50% хотят нанять руководителя, который самостоятельно проанализирует ситуацию в компании и предложит пути реформирования. При этом в 7-ми случаяхиз 10-ти ключевым параметром оценки соискателя при подборе является опыт внедрения мер по оптимизации логистических затрат компании. Однако на сегодняшний день специалистов, занимавшихся реализацией серьезных программ преобразований (модернизация склада, внедрение системы автоматизации и т. д.), крайне мало, а их стоимость весьма велика.

Надо заметить, что решиться на действия для отечественных  компаний — уже половина успеха. Положение логистики во многих организациях настолько плачевное, а принципы, на основе которых она действует, настолько отсталые, что ломать голову над какими-то суперинновациями нет необходимости.

«Элементарное внедрение системы адресного хранения уже помогает большинству компаний существенно оптимизировать работу склада, — считает Александр Иващенко. — Еще одна классическая проблема, с которой не раз пришлось столкнуться на практике, — отсутствие детально прописанных бизнес-процессов. А все, что нужно предпринять — строго регламентировать все операции в компании и документооборот (как внутренний, так и внешний). Если это сделать, то ни у кого из сотрудников, участвующих в процессе, будь то менеджер по закупкам, начальник склада или транспортный логист, не возникает вопросов: что предпринимать в конкретной ситуации. Время на принятие решения существенно сокращается».

Проблемы транспортных компаний, по словам Максима Исайченко, тоже лежат на поверхности: нехватка и изношенность подвижного состава, неумение выстроить оптимальный маршрут, простои из-за несогласованности действий цепочки посредников, особенно, если речь идёт о нескольких видах транспорта.

Конечно, никому из нас не хотелось на таком разгоне вдруг притормаживать. Но спешка, как видно, логистике помогала мало. Теперь же, оглянувшись, осмотревшись, логистика пойдет вверх, возможно, и медленнее, но более уверенно.  

 
 
 
 
 

Транспорт/Логистика: прогнозы на 2010 год.

Гаянэ Балян, руководитель направления «Аналитика рынка труда» AVANTA Personnel (г. Новосибирск)

:

Логистический блок - один из самых пострадавших во время прошлогоднего финансового кризиса. В первую очередь сокращения коснулись сотрудников складов и направления «Транспорт». Многие компании, осуществлявшие различные мероприятия по оптимизации ресурсов, ссылаясь на данный опыт, отмечали, что обнаружили у себя огромные резервы для экономии. Но в ряде случаев сокращения всё-таки носили исключительно вынужденный характер.

Опыт оптимизации  пошел «в зачет» тем менеджерам, которые успешно справились с этой задачей. Однако даже при этих условиях рынок труда в Новосибирске не мог предложить опытным специалистам интересные варианты выбора нового места работы. Вакансий практически не было. Ведь намного проще  на какое-то время просто найти мотивированных соискателей на позиции кладовщиков, складской персонал. Причина, по которой квалифцированные специалисты соглашались на более низкие по статусу и зарплате позиции все такая же - отсутствие большого выбора хороших вакансий.

Только к осени 2009 года сразу несколько логистических компаний региона «разморозили» свои планы по расширению бизнеса/открытию нового бизнеса. Соответственно, начали появиляться предложения для специалистов и менеджеров, которых так не хватало рынку.

Начало 2010 года добавило оптимизма. Это было заметно не только по вакансиям во внешней логистике, ряд крупных компаний (преимущественно иностранных) расширили свой бизнес в регионе, открыв, в том числе, новые вакансии в сфере "Логистика".

Мы надеемся, что данные примеры не будут единичными, а со временем оформятся в устойчивую тенденцию.

 
2009 год был нестабильным. В логистике, как и в других сферах, заработные платы сильно упали. Были, конечно, и свои исключения из правил (например, специалисты по закупкам, в обязанности которых входят задачи экономии ресурсов). 2010 год начался также осторожно, как и закончился 2009: особенных изменений в заработных платах не произошло. Однако многие работодатели планируют в этом году частично или полностью вернуть своим сотрудникам компенсационный пакет и увеличить заработную плату.

Многие  компании, которые в прошлом году оптимизировали свой штат, начинают сегодня постепенно набирать обороты, ищут новые решения и проекты, а, соответственно, на рынке начинают появляться вакансии. В логистике сегодня по-прежнему сохраняется спрос на 

  • специалистов по продажам услуг,
  • специалистов по оптимизации поставок,
  • специалистов по перевозкам в направлении Китая и Юго-Восточной Азии,
  • специалистов по логистике в сфере товаров народного потребления.

Однозначно  сказать, что для специалистов по логистике кризис закончился и наступило благодатное время, конечно, еще нельзя. Но определенно можно отметить позитивную тенденцию: достаточно большее количество открытых вакансий на работных сайтах.

Каковы требования к соискателям в сфере логистики?

Логистика - это  цепочка разных процессов, которые  должны быть сведены воедино, поэтому  среди требований, предъявляемых  работодателями к соискателям, наиболее важным является умение видеть процесс  целиком. Наиболее востребованными  сейчас являются кандидаты, имеющие  опыт в сфере логистики от 3-5 лет, работавшие в крупных западных компаниях, владеющие английским или несколькими  языками, а также знающие не только различные виды перевозок, но и закупочную, складскую логистику и современные  технологии.

Тенденции в  области логистического сервиса. 

ОБРАЗОВАНИЕ

Впервые специальность  «Логист» была введена в 2000 году в качестве эксперимента, а сегодня она уже представлена во многих учебных заведениях: спрос диктует предложение. Так, Институт инноватики и логистики ГУУ 

и Международный центр логистики ГУ-ВШЭ 

предлагают весь спектр программ по логистике и управлению цепями поставок, а в Екатеринбурге при УГТУ-УПИ 

успешно функционирует  Институт переподготовки кадров, где  читается ряд программ для менеджеров

, в том числе по курсу «Логистика».

Анастасия Соколенко, консультант департамента FMCG, Retail & Logistics консалтинговой компании Cornerstone:

Дополнительный  плюс – наличие опыта работы в крупной западной компании, дающий специалисту структурированные и современные знания в области логистики.

– Область логистики сейчас активно развивается, в том числе и в регионах, что способствует дефициту кадров практически во всех специализациях. В сфере мидл-менеджмента требуются специалисты, занимающиеся отдельными звеньями логистической цепочки, а среди персонала высшего звена ощущается нехватка управленцев, способных охватить всю цепочку целиком, правильно расставить стратегические цели логистического блока. Пользуются повышенным спросом и специалисты по автоматизации логистических процессов.

Высшее  образование в сфере логистики сейчас находится на этапе становления. Сегодня наиболее востребованными считаются дипломы Международного центра логистики ГУ-ВШЭ, РЭА им. Г. В. Плеханова, профильных факультетов ГУУ. Преимуществом будет и специализированный курс МВА. Если говорить о трудовом стаже, то для кандидата на позицию среднего или топового уровняоптимальным является опыт работы от 3 лет. Дополнительный плюс – наличие опыта работы в крупной западной компании, дающий специалисту структурированные и современные знания в области логистики.

Начинать  карьеру выпускнику я бы посоветовала также в крупной западной компании: навыки, полученные в ходе работы, пригодятся впоследствии при построении карьеры и в российской организации. В большинстве случаев оптимальным стартом может служить позиция стажера в одном из отделов департамента логистики, затем сотрудник имеет возможность продолжить развитие в данном отделе или же перейти на другой участок работ. Как правило, через 5 лет успешной работы можно занять кресло руководителя среднего звена одного из направлений департамента логистики (закупки, транспорт, складская логистика).

Информация о работе Логика логистики: спрос на специалистов