Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 04:43, курс лекций
Понятие логистики имеет свою давнюю историю. В Древних Афинах была специальная должность — "логист", на которую ежегодно назначались путем жеребьевки и в их обязанности входила проверка отчетов др. служащих. В Древнем Риме логистами понимались чиновники, выполняющие административные и религиозные функции. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями.
Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
В соответствии с рассмотренными задачами логистики различают: оперативные и координационные функции.
1.Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства, распределения.
Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения и в этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, и справедливо следующее утверждение: «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует».
Таким образом, логистический подход состоит в установлении взаимосвязи между материальным, финансовым и информационным потоками, а также в формировании технологий оптимального перемещения материальных ресурсов и ГП; выявление центров возникновения потерь времени и т. п.
Основные понятия и определения в логистике
Логистика – это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими логистическими операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций, и отнесенная к определенному временному интервалу. М.п. не на временном интервале, а в данный момент времени переходит материальный запас.
Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля за логистическими операциями и м.п..
Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока.
Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и/или информационного потока и выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства.
Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.
Звеном логистической системы - называется экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшему изменению в рамках поставленной задачи или построения логистической системы, и выполняющий свою цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.
Логистическая цепь - это множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому)потоку с целью анализа и проектирования определенного набора логистических операций и (или ) издержек.
Логистическим каналом - называется частично упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассортимента продукции), до ее конечных потребителей.
Логистика сервисного обслуживания.
В условиях конкурентной борьбы уровень спроса на какую-либо продукцию при прочих равных обстоятельствах определяется не только потребительскими качествами товара, но и услугами оказываемыми при его доставки потребителям. Т.е. покупатель, оплачивая поставляемый ему товар, вправе рассчитывать на широкий спектр необходимых дополнительных услуг, оказываемых ему в процессе поставки что, объединяется общим понятием «сервис».
Все разновидности сервисных услуг, предоставляемых покупателю, можно разделить на услуги, оказываемые на трех этапах:
Рассмотрим классификация
Сервис потребительского спроса включает в себя услуги, оказываемые на всех трех этапах. При этом имеется в виду что, один и тот же заказ может быть выполнен различными фирмами в различные сроки. Фирма, способная быстро удовлетворять заказы, поступающие от покупателей, при прочих равных условиях обладает определенными преимуществами.
Надежность поставок — одно из основных качеств продукции с точки зрения потенциальных и фактических покупателей. Надежность представляет собой комплексное понятие. Под надежностью поставок следует понимать их выполнение в оговоренном объеме и требуемого качества в договорные сроки без каких бы то ни было срывов. Иными словами, речь идет о безотказности и своевременности поставок при соблюдении требований к их комплектности, качеству и объему.
Производственный сервис, или сервис производственного назначения, необходим, потому, что для многих товаров (в первую очередь для технически сложной продукции производственного назначения) большое, если значение приобретают услуги, направленные на эффективное использование закупленной продукции и выявление всех ее возможностей. В.т.ч. разноплановая работа по доработке и модификации продукции в соответствии со специфическими требованиями потребителей.
Существенным компонентом
Сервис послепродажного обслуживания включает в себя все виды гарантийного обслуживания, в т.ч. снабжение запчастями к поставляемой продукции, подготовка персонала потребителя к проведению ремонтных работ, а в случае необходимости — и проведение соответствующих работ силами производителя. Послепродажное обслуживание должно носить систематический и организованный характер.
Сервис информационного обслуживания определяется объемом и разнообразием полноты информации, предоставляемой потенциальному покупателю о продукции фирмы и предоставляемом фирмой сервисе. Большое значение при этом приобретает развитие традиционной рекламной деятельности, повышение ее уровня и степени доходчивости. Это должно быть сопряжено с выпуском требуемыми тиражами достаточно содержательных каталогов и прейскурантов, информирующих потенциальных покупателей о возможностях, предоставляемой продукции, рациональных областях ее применения и об условиях ее поставки. Поставляемые изделия должны быть укомплектованы исчерпывающей технической документацией.
Финансово-кредитный сервис представляет собой совокупность всевозможных вариантов оплаты, систему скидок и льгот предоставляемых потребителям.
Логистика как фактор повышения конкурентоспособности коммерческого предприятия
Под логистическими преимуществами фирмы (корпорации) в конкурентном соперничестве понимается наиболее полное и эффективное использование логистического потенциала внутрифирменных (внутрикорпоративных) и внешних экономических потоков. В самом общем виде эти преимущества характеризуются следующим:
Эти и другие логистические преимущества образуют своеобразный интегральный конкурентный потенциал фирмы, формируемый за счет комплексного использования инструментария логистики. Основным, системообразующим логистическим фактором конкурентного преимущества и конкурентоспособности фирмы является ее интегральный потенциал. При этом целесообразно рассмотреть следующие принципы:
Под влиянием, как логистики, так и всей совокупности факторов, конкурентный потенциал фирмы постоянно видоизменяется с определенной цикличностью. Как правило, циклы конкурентного потенциала практически тождественны жизненным циклам товарных и иных нововведений, которые и характеризуют конкурентоспособность фирмы. Исходя из этого можно определить, пять стадий жизненного цикла конкурентоспособности фирмы:
Конкурентное преимущество сохраняется тем дольше, чем чаще фирма реализует успешные нововведения, включая и логистизацию экономических потоков, искусственно создает временную монополию, как бы разрушая конкуренцию. Эту закономерность обнаружил И. Шумпетер: “И действительно, совершенная конкуренция - автоматически, или в результате специальных мер - временно разрушается и всегда разрушается всюду, где появлялось что-либо новое, даже если все остальные предпосылки совершенной конкуренции были налицо”.
Примерно с тех же позиций исследуют конкурентные преимущества фирмы авторы учебного пособия “Экономика и организация коммерции: основы научно-технического трансферта”, резюмируя: “Конкурентные преимущества крупных предприятий обеспечиваются степенью монополизации производства, в том числе сосредоточением все большей части долгосрочных и дорогостоящих научных исследований и разработок”. П. Друкер называет семь основных источников нововведений:
1) неожиданное событие - неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;
2) неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней;
3) нововведения, основанные на потребности процесса;
4) внезапные изменения в структуре отрасли;
5) демографические изменения;
6) изменения в восприятия, настроениях и ценностных установках;
7) новые знания (как научные, так и ненаучные).
Конкурентные преимущества
получают и удерживают те предприятия,
которые руководствуются