Контрольная работа по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

Изучив первый вопрос мы можем сказать, что проект развития психологии как самостоятельной науки был предложен выдающимся отечественным физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). В своих работах «Рефлексы головного мозга» (1863), «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), «Психологические этюды» (1873), «Элементы мысли» (1878), ряде статей конца 90-х гг. ХХ столетия он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 40.45 Кб (Скачать)

Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций. Первым изложением этого учения явилась статья «Проблема культурного развития ребенка».

Выготский сформулировал законы развития высших психических функций. «Первый из этих законов заключается в том, что само возникновение опосредствованной структуры психических процессов человека есть продукт его деятельности как общественного человека. Первоначально социальная и внешне опосредствованная, она лишь в дальнейшем превращается в индивидуально-психологическую и внутреннюю, сохраняя в принципе единую структуру», — писал А.Н. Леонтьев в некрологе.

Выготский показал, что в процессе культурного развития складываются новые высшие исторически возникающие формы и способы деятельности — высшие психические функции.

Это положение о социальном генезисе психических функций человека получило название закона развития высших психических функций. «Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного  поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как  категория интерпсихическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая».

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития:

- детское развитие имеет свои ритм и темп, которые меняются в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);

- развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально отличается от психики взрослых;

- развитие ребенка идет неравномерно: каждая сторона в его психике имеет свой оптимальный период развития.

1. Ученый обосновал закон  развития высших психических  функций. Согласно Л. С. Выготскому, они возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, сотрудничества с другими людьми и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями его самого. Так, сначала речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Отличительные особенности высших психических функций — опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются в течение жизни — в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов.

2. Детское развитие подчиняется  не биологическим, а общественно-историческим  законам. Развитие ребенка происходит  благодаря усвоению исторически  выработанных форм и способов  деятельности. Таким образом, движущая  сила развития человека — обучение. Но последнее не тождественно  развитию, оно создает зону ближайшего  развития, приводит в движение  внутренние его процессы, которые  вначале для ребенка возможны  только при взаимодействии со взрослыми и в сотрудничестве с товарищами. Однако затем, пронизывая весь внутренний ход развития, они становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия — это разница между уровнем актуального развития и возможного развития ребенка благодаря содействию взрослых. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтрашний день». Этот феномен свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка.

3. Человеческое сознание  не сумма отдельных процессов,  а их система, структура. В раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития означает перестройку системы сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т. е. уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова — обобщения. Формируя последнее, переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания («один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»).

В общем картина возрастного развития сознания рисовалась как изменение структуры сознания с последовательным доминированием разных сфер. «История развития умственного ребенка учит нас, что за первой стадией развития сознания в младенческом возрасте, характеризующейся недифференцированностью отдельных функций, следуют две другие — раннее детство и дошкольный возраст, из которых в первой дифференцируется и проделывает основной путь развития восприятие, доминирующее в системе межфункциональных отношений в данном возрасте и определяющее как центральную доминирующую функцию деятельность и развитие всего остального сознания, а во второй стадии такой доминирующей функцией является выдвигающаяся на передний план развития память». Начиная с подросткового возраста доминирующей функцией становится мышление. Основным механизмом развития высших психических функций в онтогенезе является интериоризация.

Выготский подчеркивал важную роль отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возрастной ступени. Эти отношения меняются от возраста к возрасту и составляют «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте». Из исследований психического развития ребенка возник новый подход к изучению отношения между развитием и обучением.

Поскольку высшие психические  функции имеют своим источником сотрудничество и обучение, постольку  был сделан вывод о ведущей  роли обучения в психическом развитии. Это означало, что обучение идет впереди развития. Область доступного ребенку в сотрудничестве получила название зоны ближайшего развития, область выполняемого самостоятельно — область актуального развития. «Зона ближайшего развития имеет более непосредственное значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень их развития».

По мысли Выготского, эти исследования должны быть положены в основу педагогической практики. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», — писал Л.С. Выготский. Некоторое развитие получило исследование исторического формирования психических процессов.

Так, исходя от Выготского, в советской психологии начало разрабатываться учение о деятельности.

Культурно-историческая концепция  деятельности сформировалась на основании  общепсихологической (и общефилософской) культурно-исторической концепции, которая  разрабатывалась, в том числе, и  А.Н.Леонтьевым: « … Представление  о культурно-исторической психологии объединяет ученых многих национальных традиций, но обычно связывается с  российскими учѐными Алексеем Леонтьевым, Александром Лурией и Львом Выготским. Именно на основе их идей я пришѐл к формулированию культурной психологии. Получившийся в результате подход, для которого я принял название культурно-исторической теории деятельности, даѐт один из продуктивных путей преодоления дихотомии вундтовских двух психологий и одновременного включения культурных процессов в развитие психики…»3.

Некоторыми отечественными историками А.Н.Леонтьев прямо называется соавтором культурно-исторической концепции: « … Он (А.Н.Леонтьев) являлся одним из соавторов культурно-исторической концепции … »4, так как при разработке своей концепции деятельности А.Н.Леонтьев прямо исходил из культурно-исторической концепции как из ближайшей своей основы: « … В разработке проблемы деятельности Леонтьев исходил из культурно-исторической концепции психики Л.С.Выготского … »5.

Собственно говоря, культурно-историческая концепция деятельности как таковая  начинается  с  середины  30-х  годов.  До  этого  времени  сам  А.Н.Леонтьев,  как  и Л.С.Выготский, говорит еще не о деятельности (предметной деятельности), а о поведении.

В отличие от Л.С.Выготского, который отводил эту роль гносеологизированному «вращиванию», леонтьевцы роль такого механизма отводили внешнему предметному действию: « … приверженцы деятельностного подхода полагали, что именно «внешнее предметное действие» – реальное столкновение с реальным миром и его реальная, практическая «обработка» – лежит в основе сознания, слова, значения, мышления и иных «внутренних» явлений и сущностей.

Именно в это время (в середине тридцатых годов) А.Н.Леонтьев совершил революционный для себя пересмотр основания культурно-исторической традиции: не психика, опосредованная деятельностью, а психика как  деятельность.

Признавая неоднозначное  толкование термина «деятельность», сам А.Н.Леонтьев обозначил свое понимание его содержания, которое вместе с его же пониманием предметности  убедительно свидетельствует о расширенном толковании  самим А.Н.Леонтьевым психологического понятия «деятельность».

Деятельностный подход в советской психологии, с которым непосредственно связана «марксизация» психологии, в Советском Союзе изначально имел два варианта: 

ПЕРВЫЙ. Культурно-исторический (объектно-деятельностный). Он был в целом основан на полностью заимствованных положениях марксистской философии, которая,  в свою очередь, сама продолжает культурно-историческую традицию немецкой философской и психологической мысли. В данном варианте психика рассматривается как деятельность со всеми вытекающими отсюда последствиями.

ВТОРОЙ. Социально-динамический (субъектно-деятельностный), основанный на синтезе рефлекторной теории мозга И.М.Сеченова и марксистского понятия «практическая деятельность» – продолжает рассматривать психику как рефлекторную деятельность мозга, а деятельность как социальное условие ее формирования и развития.

Несмотря на то, что философской  основой деятельностного подхода в советской психологии декларировался марксизм, разные интерпретации марксизма привели к тому, что советская деятельностная психология практически сразу же начала развиваться в двух параллельных направлениях.

Одно из них, тесно связанное  с работами И.М.Сеченова и В.М.Бехтерева, разрабатывало традиционные для  российской материалистической физиологии онтологические представления о  рефлекторном характере психики  как деятельности головного мозга.

Таким образом, это был  путь «от материи» (материального  субстрата) к пониманию психики  как онтологической деятельности мозгаВ связи с этим, существеннейшим положением субъектно-деятельностной концепции необходимо признать положение об онтологическом статусе человека как субъекта деятельности. 

Второй  путь,  берущий  свое  начало  в психологии  от  Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурии, разрабатывал гносеологическую (культурно-историческую) концепцию психического, которая ведѐт своѐ начало от немецкой классической философии: « … Их (Л.С.Выготского, А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьев) формулировка культурно-исторической теории и связанная с ней методология никоим образом не были независимым изобретением, выполненным в полной изоляции. … Одновременно они сделали (по крайней мере в то время) то, чего не сделали другие: узаконили культурную психологию, которая могла вобрать в себя обе стороны психологии В.Вундта. Принятая ими методология позволяла теоретически осмыслить различные области социальной практики и снискать социальную поддержку … »6; « … германская мысль была одним из источников идей российской культурно-исторической школы … »7.

Главным в этих  обоих  вариантах деятельностной психологии является главенствующая роль деятельности в формировании и развитии человека и его психики: « … Деятельностный  подход,  разработанный в психологии российскими учеными С.Л.Рубинштейном (1889-1960), А.Н.Леонтьевым (1903-1979) и др., опирается на идею о том, что люди и их психика развиваются. Такая деятельность – один из важнейших уровней взаимодействия человека с реальной действительностью. Созданная Рубинштейном и его учениками (К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинским и др.) психологическая теория называется субъектно-деятельностной, поскольку в ней раскры-ваются особенности субъекта и его психики … »8.

«… По мнению Рубинштейна, деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностями: 1). Это всегда деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2). Деятельность есть  взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда – творческая и 4) самостоятельная … »9.

В концепции С.Л.Рубинштейна считается, что поскольку внутренним содержанием человеческого индивида является активность, то нельзя всю активность свести к деятельности. Активность гораздо богаче по своему содержанию, нежели деятельность: «… в принципе невозможен «деятельностный редукционизм», сводящий всю активность людей лишь к деятельности … »10.

Информация о работе Контрольная работа по психологии