Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:01, контрольная работа
Изучив первый вопрос мы можем сказать, что проект развития психологии как самостоятельной науки был предложен выдающимся отечественным физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). В своих работах «Рефлексы головного мозга» (1863), «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), «Психологические этюды» (1873), «Элементы мысли» (1878), ряде статей конца 90-х гг. ХХ столетия он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных
Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций. Первым изложением этого учения явилась статья «Проблема культурного развития ребенка».
Выготский сформулировал законы развития высших психических функций. «Первый из этих законов заключается в том, что само возникновение опосредствованной структуры психических процессов человека есть продукт его деятельности как общественного человека. Первоначально социальная и внешне опосредствованная, она лишь в дальнейшем превращается в индивидуально-психологическую и внутреннюю, сохраняя в принципе единую структуру», — писал А.Н. Леонтьев в некрологе.
Выготский показал, что в процессе культурного развития складываются новые высшие исторически возникающие формы и способы деятельности — высшие психические функции.
Это положение о социальном
генезисе психических функций человека
получило название закона развития высших
психических функций. «Каждая высшая
психическая функция появляется
в процессе развития поведения дважды:
сначала как функция
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития:
- детское развитие имеет свои ритм и темп, которые меняются в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);
- развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально отличается от психики взрослых;
- развитие ребенка идет неравномерно: каждая сторона в его психике имеет свой оптимальный период развития.
1. Ученый обосновал закон
развития высших психических
функций. Согласно Л. С.
2. Детское развитие подчиняется
не биологическим, а
3. Человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а их система, структура. В раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития означает перестройку системы сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т. е. уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова — обобщения. Формируя последнее, переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания («один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»).
В общем картина возрастного развития сознания рисовалась как изменение структуры сознания с последовательным доминированием разных сфер. «История развития умственного ребенка учит нас, что за первой стадией развития сознания в младенческом возрасте, характеризующейся недифференцированностью отдельных функций, следуют две другие — раннее детство и дошкольный возраст, из которых в первой дифференцируется и проделывает основной путь развития восприятие, доминирующее в системе межфункциональных отношений в данном возрасте и определяющее как центральную доминирующую функцию деятельность и развитие всего остального сознания, а во второй стадии такой доминирующей функцией является выдвигающаяся на передний план развития память». Начиная с подросткового возраста доминирующей функцией становится мышление. Основным механизмом развития высших психических функций в онтогенезе является интериоризация.
Выготский подчеркивал важную роль отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возрастной ступени. Эти отношения меняются от возраста к возрасту и составляют «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте». Из исследований психического развития ребенка возник новый подход к изучению отношения между развитием и обучением.
Поскольку высшие психические функции имеют своим источником сотрудничество и обучение, постольку был сделан вывод о ведущей роли обучения в психическом развитии. Это означало, что обучение идет впереди развития. Область доступного ребенку в сотрудничестве получила название зоны ближайшего развития, область выполняемого самостоятельно — область актуального развития. «Зона ближайшего развития имеет более непосредственное значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень их развития».
По мысли Выготского, эти исследования должны быть положены в основу педагогической практики. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», — писал Л.С. Выготский. Некоторое развитие получило исследование исторического формирования психических процессов.
Так, исходя от Выготского, в советской психологии начало разрабатываться учение о деятельности.
Культурно-историческая концепция деятельности сформировалась на основании общепсихологической (и общефилософской) культурно-исторической концепции, которая разрабатывалась, в том числе, и А.Н.Леонтьевым: « … Представление о культурно-исторической психологии объединяет ученых многих национальных традиций, но обычно связывается с российскими учѐными Алексеем Леонтьевым, Александром Лурией и Львом Выготским. Именно на основе их идей я пришѐл к формулированию культурной психологии. Получившийся в результате подход, для которого я принял название культурно-исторической теории деятельности, даѐт один из продуктивных путей преодоления дихотомии вундтовских двух психологий и одновременного включения культурных процессов в развитие психики…»3.
Некоторыми отечественными
историками А.Н.Леонтьев прямо называется
соавтором культурно-
Собственно говоря, культурно-историческая концепция деятельности как таковая начинается с середины 30-х годов. До этого времени сам А.Н.Леонтьев, как и Л.С.Выготский, говорит еще не о деятельности (предметной деятельности), а о поведении.
В отличие от Л.С.Выготского, который отводил эту роль гносеологизированному «вращиванию», леонтьевцы роль такого механизма отводили внешнему предметному действию: « … приверженцы деятельностного подхода полагали, что именно «внешнее предметное действие» – реальное столкновение с реальным миром и его реальная, практическая «обработка» – лежит в основе сознания, слова, значения, мышления и иных «внутренних» явлений и сущностей.
Именно в это время
(в середине тридцатых годов) А.Н.Леонтьев
совершил революционный для себя
пересмотр основания культурно-
Признавая неоднозначное толкование термина «деятельность», сам А.Н.Леонтьев обозначил свое понимание его содержания, которое вместе с его же пониманием предметности убедительно свидетельствует о расширенном толковании самим А.Н.Леонтьевым психологического понятия «деятельность».
Деятельностный подход в советской психологии, с которым непосредственно связана «марксизация» психологии, в Советском Союзе изначально имел два варианта:
ПЕРВЫЙ. Культурно-исторический (объектно-деятельностный). Он был в целом основан на полностью заимствованных положениях марксистской философии, которая, в свою очередь, сама продолжает культурно-историческую традицию немецкой философской и психологической мысли. В данном варианте психика рассматривается как деятельность со всеми вытекающими отсюда последствиями.
ВТОРОЙ. Социально-динамический (субъектно-деятельностный), основанный на синтезе рефлекторной теории мозга И.М.Сеченова и марксистского понятия «практическая деятельность» – продолжает рассматривать психику как рефлекторную деятельность мозга, а деятельность как социальное условие ее формирования и развития.
Несмотря на то, что философской основой деятельностного подхода в советской психологии декларировался марксизм, разные интерпретации марксизма привели к тому, что советская деятельностная психология практически сразу же начала развиваться в двух параллельных направлениях.
Одно из них, тесно связанное с работами И.М.Сеченова и В.М.Бехтерева, разрабатывало традиционные для российской материалистической физиологии онтологические представления о рефлекторном характере психики как деятельности головного мозга.
Таким образом, это был путь «от материи» (материального субстрата) к пониманию психики как онтологической деятельности мозгаВ связи с этим, существеннейшим положением субъектно-деятельностной концепции необходимо признать положение об онтологическом статусе человека как субъекта деятельности.
Второй путь, берущий свое начало в психологии от Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурии, разрабатывал гносеологическую (культурно-историческую) концепцию психического, которая ведѐт своѐ начало от немецкой классической философии: « … Их (Л.С.Выготского, А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьев) формулировка культурно-исторической теории и связанная с ней методология никоим образом не были независимым изобретением, выполненным в полной изоляции. … Одновременно они сделали (по крайней мере в то время) то, чего не сделали другие: узаконили культурную психологию, которая могла вобрать в себя обе стороны психологии В.Вундта. Принятая ими методология позволяла теоретически осмыслить различные области социальной практики и снискать социальную поддержку … »6; « … германская мысль была одним из источников идей российской культурно-исторической школы … »7.
Главным в этих обоих вариантах деятельностной психологии является главенствующая роль деятельности в формировании и развитии человека и его психики: « … Деятельностный подход, разработанный в психологии российскими учеными С.Л.Рубинштейном (1889-1960), А.Н.Леонтьевым (1903-1979) и др., опирается на идею о том, что люди и их психика развиваются. Такая деятельность – один из важнейших уровней взаимодействия человека с реальной действительностью. Созданная Рубинштейном и его учениками (К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинским и др.) психологическая теория называется субъектно-деятельностной, поскольку в ней раскры-ваются особенности субъекта и его психики … »8.
«… По мнению Рубинштейна, деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностями: 1). Это всегда деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2). Деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда – творческая и 4) самостоятельная … »9.
В концепции С.Л.Рубинштейна считается, что поскольку внутренним содержанием человеческого индивида является активность, то нельзя всю активность свести к деятельности. Активность гораздо богаче по своему содержанию, нежели деятельность: «… в принципе невозможен «деятельностный редукционизм», сводящий всю активность людей лишь к деятельности … »10.