Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:47, контрольная работа
Распределительная (сбытовая) логистика: сущность, задачи, исследование операций.
Показатели эффективности логистики.
1. общие логистические издержки;
2. качество логистического сервиса;
3. продолжительность
4. производительность;
5. возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.
Эти показатели в дальнейшем мы будем называть ключевыми или комплексными показателями эффективности ЛС.
Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенч-маркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных методов, использующие указанные комплексные показатели.
Таким образом, ключевыми/комплексными показателями эффективности ЛС называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной ЛС, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля.
Рассмотрим краткую
1. Общие логистические издержки
Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в ЛС.
В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат:
· затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);
· ущербы от логистических рисков;
· затраты на логистическое администрирование.
Для расчета величины постоянных издержек на хранение и содержание единицы товара в запасе за определенный период постоянные затраты за этот период относят к единице общего объема складской емкости (Qскл):
, руб/ед*год, (1)
где Qскл - общий объем (емкость) склада. Единица размерности емкости склада должна соотносится с единицей измерения хранимого товара - м2, м3, т., шт. и т.д.
Тогда постоянные затраты за время хранения запаса определятся:
, руб., (2)
где Qзак - величина запаса на складе за рассматриваемый период, соответствует размеру заказа - ОРЗ, ед.
· величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:
Зп=Сэ+Ст+К/Т (3)
где, Зп - приведенные затраты по варианту;
Сэ - готовые эксплуатационные расходы;
Ст - годовые транспортные расходы;
К - полные капитальные вложения в строительство
распределительных центров, приведенных по фактору времени
по норме дисконта;
Т - срок окупаемости варианта.
Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.
Большинство отчетных форм о выполнении логистического плана содержат показатели логистических издержек, сгруппированные по функциональным областям логистики, например издержки в материальном менеджменте, издержки на операции физического распределения и т.п., и внутри этих областей по логистическим функциям.
Общепринятыми являются выделение и учет затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, управление заказами, информационно-компьютерную поддержку и т.п.
Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в ЛС в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.
Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20—40 %), транспортные расходы (15—35 %), расходы на административно-управленческие функции (9—14 %). За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих западных компаний на такие логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое администрирование.
Известный американский консультант в области логистики Герберт В. Дэвис в течение нескольких лет отслеживал логистические издержки в промышленности США на складирование, перевозку, управление заказами/обслуживание клиентов, управление распределением, а также управление запасами как неотъемлемую часть конечной цены продукции и потребительского сервиса.
В 2007 г., например, структура логистических затрат, выраженных в долях (%) продаж, выглядела следующим образом:
1. перевозка готовой продукции — 4,08 %;
2. складирование — 2,40;
3. управление обслуживанием/
4. управление распределением — 0,36;
5. стоимость хранения запасов (при 18%-ной учетной ставке) — 1,81 %
— общее количество 9,02 %.
Структура затрат (в долл. на сто фунтов веса продукции):
1. перевозка готовой продукции — 13,24;
2. складирование — 10,79;
3. управление обслуживанием / заказами клиентов — 4,07;
4. управление распределением — 2,53;
5. и стоимость хранения запасов при 18%-ной учетной ставке— 18,13.
Общая сумма составила 47,48.
Анализ логистических издержек западными компаниями обычно проводится в процентном отношении к стандартным, объемным или ресурсным показателям, например:
· логистические издержки в отношении объема продаж;
· отдельные составляющие логистических затрат в отношении общих издержек;
· логистические издержки фирмы в отношении стандартов или среднего уровня в данной отрасли;
· логистические издержки в отношении соответствующих статей бюджета фирмы;
· логистические ресурсы бюджета на текущий момент в отношении прогнозируемых затрат.
Перечисленные показатели зачастую включаются в отчетные формы о логистической производительности (продуктивности), акцентируя внимание на эффективности использования финансовых ресурсов компании.
Использование общих логистических издержек в качестве ключевого показателя при формировании логистической стратегии в отечественном бизнесе наталкивается на ряд трудностей, вызванных следующими основными причинами:
· неспособностью действующей системы бухгалтерского учета и статистической отчетности предприятий выделять многие составляющие логистических издержек;
· наличием в отечественном бизнесе "двойной" бухгалтерии, "черного нала", закрытостью финансовой информации для партнеров в ЛС и даже между структурными подразделениями внутри компании и т.п.;
· отсутствием методов расчета ущербов от логистических рисков.
2. Качество логистического сервиса
Понятие качества логистического сервиса базируется на стандартизированных терминах "услуга" и "сервис". По существу подавляющее большинство логистических операций/функций является услугами, поэтому логистический сервис можно определить как процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям.
Последовательность действий по формированию системы логистического сервиса на фирме осуществляется по следующей схеме:
1.Сегментация
2.Определение наиболее
3.Ранжирование услуг.
4.Определение стандартов
5.Оценка оказываемых услуг,
6.Установление обратной связи
с покупателями для
Для уменьшения затрат, связанных с оказанием сервисных услуг, ресурсы компании концентрируются на предоставлении покупателям выявленных, наиболее важных для них услуг.
Важным критерием, позволяющим оценить систему обслуживания, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического сервиса.
Расчет данного показателя можно осуществить по следующей формуле:
П = м/М х 100%, (4)
где, П — уровень логистического сервиса,
М — количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса,
м — количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.
Посредники являются в основном предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым продвигаемым и продаваемым на различных участках логистической сети. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, экспедиторы, оптовые и розничные торговцы, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании и т.п. При этом стоимость логистических услуг может значительно превосходить затраты непосредственно на производство продукции.
Несмотря на важность логистического сервиса для реализации корпоративных стратегий, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется рядом особенностей характеристик сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями являются:
1. Неосязаемость сервиса.
2. Поставщикам сервиса сложно
объяснить и дать спецификации
видам сервиса, покупателям
3. Покупатель зачастую принимает
непосредственное участие в
4. Услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.
5. Покупатель никогда не
6. Сервис — деятельность, и поэтому он не может быть тестирован прежде, чем покупатель его купит.
Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда встречаются поставщик сервиса и покупатель. Измерение качества сервиса при анализе и проектировании ЛС должно основываться на критериях, используемых покупателями логистических услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество логистического сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения "параметров измерения" качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается удовлетворительным.
В международном стандарте ISO 8402:1994
качество определено "как совокупность
характеристик объекта, относящихся
к его способности
В отношении логистического сервиса, на наш взгляд, более подходит определение качества как "степени несоответствия между ожиданиями заказчиков и их восприятием таких критериев, как реальность, надежность, живой отклик, компетентность, вежливость, доверие, безопасность, коммуникабельность, понимание заказчика". Соответственно те компании, в которых клиент чувствует наиболее полное присутствие данных характеристик, он воспринимает как компании с наивысшим качеством.
Наиболее важные компоненты (параметры) измерения качества сервиса:
1.осязаемость — физическая
2.надежность — исполнение "точно
в срок", т.е., например, в физическом
распределении доставка
3.ответственность — желание помочь покупателю, гарантии выполнения сервиса;
4.законченность — наличие
5.доступность — простота
6.безопасность — отсутствие
опасности, риска, недоверия (
7.вежливость — поведение
8.коммуникабельность —