Концепция «точно-в-срок» и «бережливого производства» как элементы стратегии Кайдзен

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:10, реферат

Описание работы

В современном бизнесе будущее компаний зависит от активного стремления к долгосрочным перспективам и достижению слаженных и умелых действий каждого сотрудника компании. Японская стратегия кайдзен, основанная на непрерывном совершенствовании всех процессов в компании, – это ключ к успеху!
Постоянное совершенствование процессов и операций в стиле кайдзен имеет пошаговый характер и основывается на движении к полному устранению потерь, не добавляющих реальную ценность для потребителя. Такие потери не так просто увидеть, и действительно трудно полностью от них избавиться.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Концепция «Just-in-time» 4
Глава 2. Концепция Lean production 9
Заключение 14
Литература

Работа содержит 1 файл

финансовая стратегия.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Необходимым условием эффективного использования технологии «Точ­но в срок» является максимально оперативная связь между клиентом и по­ставщиком. Необходимо подчеркнуть, что не все решения в рамках JIT могут быть оправданными и уместными. Размер закупки ­ не самая важная проблема, оправдывающая применение данной концепции. Иногда большой и, следовательно, предсказуемый спрос будет более выгоден экономически, если работать на основе классических экономических принципов и традиционной схемы управления запасами.

­Интересно, что распространение JIT и KANBAN оказалось значительно меньшим, чем первоначальный интерес к ним. И этому есть несколько весьма важных причин. Избежать ошибок в ассортименте и срывов сроков поста­вок очень трудно даже в условиях Японии и США, а каждый такой «сбой» может привести в условиях «точных» технологий к остановке производства.

Поэтому приходится держать «горячий запас» в размере не меньше разовой загрузки оборудования, что в условиях крупных производств может оказаться накладно. Поэтому не удается избежать кардинальной статьи затрат ­ капи­тальных вложений в складские помещения и оборудование. Однако в некоторых секторах производства, например в малосерийной сборке и строитель­стве, данная технология распространена, в частности, в большинстве высокотехнологичных компаний: Nortel, Xerox, НР, Honda, Toyota, Sony. Отрасли, где она применяется, характеризуются малой мощностью обрабатывающих центров, как правило, многоцелевых, стабильностью сборочных специфика­ций и технологических карт.

­Переменные, которые реально влияют на жизнеобеспечение технологии «Точно-в-срок» составляют множественную выборку в рамках одной товарной категории (например, множество стилей, форм и цветов бамперов у автомобилей) и стоимость каждого варианта. Обычно чем разнообразнее спрос и выше стоимость, тем более предпочтительной в конкретной синхронизированной поставке становится концепция «Точно-в-срок».

­Предпосылками успешного применения концепции «Точно-в-срок» в ЛС являются:

                       четкое планирование входящих потоков;

                       высокая степень взаимодействия и планирования между логистически­ми контрагентами;

                       частое использование услуг логистических посредников для управле­ния консолидированными поставками;

                       разнообразие транспортных средств, позволяющих быстро и легко загружать и разгружать небольшие партии;

                       величина и разнообразие требуемых МР постоянно выше среднего уровня.

ЛС, в которой используют идеологию JIT, являются так называемыми «тянущими» системами, в которых заказ на пополнение запасов МР и ГП производится только тогда, когда их количество в определенных ЗЛС достигает критического уровня. Запасы «вытягиваются» по каналам физического распределения от поставщиков или логистических посредников в системе дистрибьюции. В концепции JIT существенную роль играет спрос, опреде­ляющий дальнейшее движение сырья, материалов, компонентов, полуфаб­рикатов и ГП. Таким образом, никакая продукция не должна быть произве­дена, и никакие компоненты не будут заказаны до предъявления требования. Этим JIT отличается от традиционной «толкающей» системы, где ГП/НП уже произведены или скомплектованы в ожидании спроса, а их запасы исполь­зуются в ЛС как «буферы» между различными функциями и звеньями.

Короткие этапы логистических циклов в ЛС, применяющих идеологию JIT, способствуют концентрации основных поставщиков МР вблизи главной фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки ГП. Фирма старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся надежно­стью поставок, так как любой сбой может нарушить график производства. В концепции JIT поставщики становятся по существу партнерами произво­дителей ГП.

В реализации концепции JIT ключевую роль играет качество. Японские автомобилестроительные фирмы, внедряя концепцию JIT и систему KANBAN в производство, принципиально изменили подход к контролю и управлению качеством на всех этапах производственного процесса и последующего сервиса. В конечном итоге это вылилось в философию TQM ­ Total Quality Management (Комплексного управления качеством), которая во всех стратегических и тактических целях фирмы ставит на первое место качество. Концепция JIT позволяет контролировать и поддерживать качество во всех составляющих логистической стратегии компании.

Логистическая технология JIT связана с синхронизацией всех процессов и этапов: доставки МР, графика производства, поставки ГП потребителям, она требует точной информации и достоверного прогнозирования. Этим объясняются, в частности, и короткие составляющие логистических (произ­водственных) циклов. Для эффективной реализации технологии JIT необ­ходимы надежные телекоммуникационные системы и информационно-­ком­пьютерная поддержка.

Современные JIT технологии в ЛС комбинируются из различных вари­антов логистических технологий и модулей автоматизированных производ­ственных систем, таких, как системы MRP и DRP, логистические подсистемы быстрого реагирования, выравнивания уровней запасов, групповые технологии, превентивное гибкое производство, современные системы контроля за циклами управления качеством продукции и т.п. Поэтому в настоящее время принято называть такие технологии JIT II.

Основными задачами логистической технологии JIT являются максимальная интеграция всех логистических функций фирмы для минимизации запасов в интегрированной ЛС, обеспечение высокой надежности и качества производства и сервиса для максимального удовлетворения потребителей. В системах, основанных на идеологии JIT, используются гибкие производ­ственные технологии для выпуска небольших объемов ГП группового ассортимента на базе раннего предсказания покупательского спроса. В настоящее время логистическая технология JIT II фактически трансформировалась в технологию APS/ SCM.

 

Глава 2. Lean production

С конца 1980­x годов во многих западных производственных фирмах по­лучила распространение логистическая концепция/технология Lean production, что можно буквально перевести как «стройное/плоское» произ­водство. Идея такой технологии по существу является развитием подхода «Just­-in-time» и включает такие элементы, как системы KANBAN и MRP II. Суть логистической технологии Lean production в творческом соединении сле­дующих основных компонентов:

                       ­ высокого качества;

                        ­ мелких размеров производственных партий;

                        ­ низкого уровня запасов;

                        ­ высококвалифицированного персонала;

                        ­ гибкого оборудования.

Идея такой технологии получила наименование «стройное/плоское» про­изводство, потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое про­изводство, ­ меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, возникает меньше потерь от брака и т.д. Таким образом, Lean производство соединяет преимущества массового (большие объемы произ­водства -­ низкая себестоимость) и мелкосерийного производства (разнооб­разие продукции и гибкий ассортимент).

В основе концепции лежит оптимизация процессов путем их ранжирования по признакам, определяемым понятиями Муда. Под этими понятиями подразумеваются процессы, которые не приносят добавленной ценности потребителям, или уменьшают ее. Выделяют до семи видов таких процессов, хотя никто не ограничивает фантазию по поводу умножения их номенклатуры:

1.       Процессы, ведущие к перепроизводству.

2.       Процессы ожидания.

3.       Процессы лишней транспортировки.

4.       Процессы излишней обработки.

5.       Процессы, приводящие к избытку запасов.

6.       Процессы, содержащие лишние движения.

7.       Процессы, создающие дефекты.

Восьмая группа процессов связана с потерями, обусловленными игнорированием человеческого фактора. Последовательное или взрывное уменьшение таких процессов позволяет приблизить время и уровень издержек к минимуму, определяемому только временем передела.

Основными целями Lean производства в аспектах логистики являются:

                        ­ высокие стандарты качества продукции;

                        ­ низкие производственные издержки;

                        ­ быстрая реакция на потребительский спрос;

                        ­ короткое время переналадки оборудования.

Ключевыми элементами логистического процесса в технологии Lean production являются:

1. Сокращение подготовительно-­заключительного времени.

2. Уменьшение размеров партий продукции.

3. Сокращение основного производственного времени.

4. Контроль качества всех процессов.

5. Сокращение логистических издержек производства.

6. Партнерство с надежными поставщиками.

7. Эластичные поточные процессы.

8. «Тянущая» информационная система.

Остановимся более подробно на некоторых ключевых элементах. Сокращение размеров партий продукции, запасов и времени производства позво­ляет значительно повысить гибкость производственного процесса, быстрее реагировать на изменение рыночного спроса.

Применение в Lean производстве систем KANBAN и MRP позволяет существенно снизить уровни запасов МР и работать практически с минималь­ными страховыми запасами без складирования МР, чему способствует сотрудничество с надежными поставщиками.

Большое внимание в организации на принципах Lean production уделяется обслуживанию и ремонту технологического оборудования с целью поддер­жания его в состоянии непрерывной готовности, практического исключения отказов, улучшения качества технического обслуживания и ремонта. Наря­ду с комплексным контролем качества эффективная поддержка позволяет до минимума сократить запасы НП (буферные запасы) между производствен­но-­технологическими участками. Большую роль играет также подготовка персонала среднего и низшего звена производственного и логистического менеджмента, который должен:

                       знать выходные спецификации и требования подведомственных им производственных и логистических процессов и процедур;

                       уметь измерять результаты работы и контролировать логистические операции/функции;

                       обладать нужной квалификацией и иметь необходимые инструкции и полномочия;

                       четко понимать конечную цель управления.

Как и в концепции JIT, в Lean production одну из ключевых ролей играют взаимоотношения с надежными поставщиками. Партнерство с надежными поставщиками МР отражается в следующих основных моментах:

                        поставщик ­ партнер, а не конкурент;

                       продавец и покупатель МР координируют свои действия для успеха на рынке;

                       продавец сертифицирует продукцию в соответствии с мировыми стандартами качества; покупатель не проверяет качество исходных МР;

                       при стабильных длительных взаимоотношениях с покупателями продавец стремится снизить цены на свою продукцию;

                       продавец МР кооперируется с покупателем при внесении изменений в атрибуты МР или разработке новых продуктов;

                       продавец интегрирует свои логистические функции в логистические процессы покупателя МР.

Целью такого партнерства является установление длительных связей с ограниченным числом надежных поставщиков по каждому виду МР. При организации Lean production поставщики рассматриваются как часть собственной производственной, маркетинговой и логистической структуры, обеспечива­ющей выполнение миссии компании. Если поставщики обеспечивают такой уровень качества, то входного контроля МР практически не требуется, и тогда их можно считать настоящими партнерами по бизнесу. Это позволяет надежно интегрировать снабжение в логистическую стратегию фирмы.

Поставщики МР должны удовлетворять следующие основные ожидания фирмы­производителя ГП:

                       доставка МР осуществляется в соответствии с технологией JIT;

                       МР отвечает всем требованиям стандартов качества; входного контроля МР не требуется;

                       цены на МР снижены благодаря длительным хозяйственным связям, но они не «отменяют» качества МР и точности доставки потребителю;

                        продавцы МР заранее разрешают возникающие проблемы и трудности с потребителем;

                        продавцы сопровождают поставки МР документацией (сертификата­ми), подтверждающей контроль их качества, или документацией об организации такого контроля у фирмы­-производителя;

                        продавцы помогают покупателю проводить экспертизы или адаптировать их технологии к новым модификациям МР;

Информация о работе Концепция «точно-в-срок» и «бережливого производства» как элементы стратегии Кайдзен