Этапы развития логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Главной целью данного реферата является изучение истории развития логистики. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1. Рассмотрение особенностей основных направлений развития логистики.
2. Изучение основных исторических предпосылок и этапов развития логистики.
3. Исследование состояния развития логистики на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…….ст.3

1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ…………………..………..ст.4

2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ…………………..……………ст.9

3. ЛОГИСТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………ст.20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….ст.27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...….ст.28

Работа содержит 1 файл

логистика..doc

— 156.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(Тульский филиал РГТЭУ)

 

Кафедра коммерции  и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная РАбота

по дисциплине

«Логистика»

на тему

«Этапы развития логистики»

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

студент(ка) 3 курса

заочной формы обучения (на базе /ВПО)

специальности «Менеджмент организации»

Зайцева Елена Никитовна

Проверил:

д.э.н., профессор Бабанов  В.Н.


 

 

 

 

 

Тула 2013

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…….ст.3

 

1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  ЛОГИСТИКИ…………………..………..ст.4

 

2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ  ЛОГИСТИКИ…………………..……………ст.9

 

3. ЛОГИСТИКА В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ………………………ст.20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….ст.27

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...….ст.28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     На современном этапе развития рыночных отношений происходят значительные преобразования в товарном обращении на рынке. В хозяйственной практике используются новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

     Интерес к проблемам развития логистики связан прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение различных связей между экономическими субъектами привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере. Решением данных проблем является формирование эффективных логистических систем. Однако для полного понимая действия принципов логистики, необходимо ознакомиться с истоками её возникновения.

     Главной целью данного реферата является изучение истории развития логистики. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

 

1. Рассмотрение особенностей  основных направлений развития  логистики.

 

2. Изучение основных  исторических предпосылок и этапов  развития логистики.

 

3. Исследование состояния развития логистики на современном этапе.

 

 

 

 

 

1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  ЛОГИСТИКИ

 

 Математическое направление логистики

    Происхождение термина "логистика" и его смысловое значение не имеют однозначной трактовки в отечественной и зарубежной литературе. В настоящее время можно выделить по меньшей мере три основных направления его использования: математика, военное дело, экономика. Традиционно считается, что семантические корни логистики исходят из древнегреческого языка (logos - разум; log - мышление; logo - думать, рассуждать; logismos - расчет, раздумье), который заложил основы математического направления ее развития. В этом контексте термин "логистика" чаще всего употребляется для обозначения систем математической логики, характеризующихся попыткой сведения логичных рассуждений к формальным вычислениям.

     В древних Афинах существовало государственное учреждение для проверки отчетов должностных лиц - "логистерия". В его структуре была специальная должность "логиста" чиновника общественного самоуправления, в чьи обязанности входила проверка отчетов других чиновников, срок полномочий которых истекал, и передача этих отчетов на утверждение совета почетных граждан. Под логистикой (производное от logistea) в то время понималось искусство проведения расчетов.

    В период Римской империи имелись специальные служители, занимавшиеся распределением продуктов питания, которые носили титул "логиста", или "логистика", при этом с логистикой соотносились правила распределения продовольствия.

      Дальнейшее развитие математическое направление логистики получило в работах немецкого философа, математика, физика и языковеда Готфрида Виль гельма Лейбница (1646-1716), который употреблял термины logistica и logica matematica для обозначения исчисления умозаключений (calculus rafiocinator). Наиболсе полное воплощение идеи Г. Лейбница получили в современной математической логике, а сам термин "логистика" в данном значении был закреплен на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.

 

 Военное направление логистики

    Основоположником военного направления логистики считается византийский император Лев VI Мудрый (866-912 гг. н. э.), который в своем военно-теоретическом трактате "Тактика Льва" наряду с характеристикой основных военных дисциплин: стратегия (наука о планировании военных кампаний) и тактика (наука о боевом построении, вооружении и военных передвижениях), раскрыл содержание ряда вспомогательных дисциплин. К их числу он относил гоплитику (наука о вооружении войск), архитектонику (наука о строительстве военных лагерей и защитных сооружений), военную астрономию, военную медицину и логистику, характеризуя последнюю как науку о структуре войска, его снабжении, нормах продолжительности движения и отдыха.

      И различные эпохи системы организации ресурсного обеспечения войск имели свои особенности. При рабовладельческом строе военным походам предшествовали изготовление и снабжение армии оружием, создание запасов продовольствия и фуража. Основным источником материального обеспечения войск была дань с покоренных народов. В XVI в. в наемных армиях европейских стран существовала "маркитантская" система снабжения, при которой за воюющими армиями двигались обозы торговцев (маркитантов), продававших воинам продовольствие и фураж. При этом запасы ядер и пороха войска брали с собой обычно па весь период военных действий.

     Опыт воин XVII-XVIII вв. показал, что пи запасы материальных ресурсов, созданные заблаговременно, ни местные источники продовольствия и фуража не могли удовлетворить значительно возросшие материальные потребности вооруженных сил. Все большее значение стали приобретать материальные ресурсы, подвозимые из неохваченных военными действиями регионов страны. Это обусловило появление системы эшелонирования запасов материальных ресурсов в военном деле. Так, например, уже в начале XVIII в. для обеспечения войск продовольствием и фуражом кроме стационарных складов, открываемых во многих городах, организовывались временные и подвижные склады, именуемые в ту пору магазинами. Временные склады открывались при остановках войск на непродолжительное время. На подвижных складах предписывалось иметь запасы продовольствия в размере месячной потребности, которые возились вслед за войсками в обозе.

    Автором первых научных трудов по военной логистике в ее классическом понимании принято считать видного военного теоретика и историка начала XIX в., швейцарца по происхождению Антуан-Анри Жомини (1779-1869 гг.), обобщившего опыт войн конца XVIII начала XIX в. А.-А. Жомини с 1798 г. служил в швейцарской армии, в 1804 -1813 гг. во французской армии, а с 1813 г. находился на российской военной службе.

    А.-А. Жомини состоял в штабе Александра I. в 1826 г. получил чин генерала от инфантерии, был военным советником Николая I и являлся одним из основателей военной академии в Санкт-Петербурге (1828 г.). Кроме того, он был личным преподавателем цесаревича Александра II, для которого фактически и написал свою важнейшую работу по военной логистике "Precis de l'art de la guerre" ("Краткий курс военного искусства") (1837 г.), переведенную впоследствии на многие иностранные языки. Систему управления войсками А.-А. Жомини подразделял на стратегию, тактику и логистику, последнюю он рассматривал как практическое искусство маневра войсками. Он утверждал, что логистика включает в себя не только перевозки, но и планирование, управление и снабжение войск, определение места их дислокации, а также строительство мостов и дорог.

     Термин "логистика" (в значении управления снабжением армии и военными перевозками) использовал в своих трудах и видный французский военачальник времен Второй мировой войны, а позднее Президент Французской Республики генерал Шарль де Голль (1890-1970 гг.).

     В современной трактовке под военной логистикой понимается четкая и эффективная система обеспечения действующей армии, снабжения войск боеприпасами, провиантом, медикаментами и управления их перемещением с целью достижения успеха в военной кампании. Наряду с тактикой, стратегией и разведкой логистика сегодня рассматривается в качестве одного из основных элементов военной науки.

      Самыми яркими примерами военной логистики из недавнего прошлого предстают операции, связанные с военной деятельностью США в Ираке. И в 1991 г. в военной операции, известной под названием "Буря в пустыне", и в 2003 г. в операции по разоружению Ирака решающую роль играла именно эффективная система снабжения военнослужащих. Значение логистики подтверждается и фактом того, что в 2003 г. в военной операции на одного военнослужащего приходилось примерно 3-4 специалиста-логистика.

 

 Экономическое направление логистики

     С течением времени логистический инструментарий стал применяться не только в математике и военном деле, но и в экономике, позаимствовав у них ряд ключевых принципов управления - согласованность, рациональность и точный расчет. Благодаря использованию логистики в сфере товародвижения были найдены резервы, компенсирующие расходы по удовлетворению постоянно растущих запросов потребителей.

     Первоначально логистика в экономике воспринималась как новый вид теории о рациональном управлении движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и в сфере производства. В дальнейшем возникшие в период экономического кризиса 1930-х гг. идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых увязывались функции снабжения сырьем и материалами, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельное направление научных исследований и форму хозяйственной практики - логистику.

      Между тем отдельные исследования показывают, что инструментарий логистики использовался и на более ранних этапах развития мировой экономики в конце XIX - начале XX в.

 

      В 1844 г. французский инженер Жюль Дюпуи опубликовал статью о выборе между двумя видами логистических затрат - на транспортировку и хранение. Основная идея его работы заключалась в том, что перевозка товаров автомобильным транспортом надежнее, быстрее и менее рискованна, чем речным транспортом, хотя в то же время и значительно дороже. Жюль Дюпуи в своей статье рассматривал возможность использования складов для хранения товаров при их доставке речным транспортом, так как объемы перевозимых товаров в данном случае становились во много раз больше, чем при доставке автомобильным транспортом.

      В индустриально развитых странах начало широкого использования понятийно-терминологического аппарата логистики в экономике приходится на 1960- 1970-е гг. XX в. Известно, например, что в 1961 г. был опубликован один из первых учебников но логистическому менеджменту - "Physical Distribution Management" ("Управление физическим распределением"), в котором логистика рассматривалась с позиций системного подхода и деятельности компании в целом, а также обсуждалась концепция общих затрат.

 

    IS 1962 г. Питер Друкер, эксперт в сфере бизнеса, автор ряда научных работ и практикующий консультант, в своей статье "The Economy's Dark Continent" ("Темный континент экономики") характеризовал логистику как один из последних реальных рубежей экономии затрат и "непознанный материк экономики".

     В 1963 г. в США был сформирован Национальный совет по управлению физическим распределением, переименованный в 1985 г. в Совет логистического менеджмента, который впервые объединил в своем составе теоретиков и практиков в области логистики и разработал ее современную трактовку. Согласно информации, полученной от Совета логистического менеджмента, в 1999 г. в него входило 15 тыс. практикующих логистов, консультантов и преподавателей.

     С конца 1990-х гг. и По настоящее время идет процесс углубления логистической теории одновременно с расширением сферы практического применения инструментария логистики. Он знаменуется появлением и активным использованием в бизнесе новой логистической концепции - "Управление цепями поставок", трансформацией рынка логистических услуг, формированием и ускоренным развитием в экономике сетевых производственно-коммерческих и торговых структур, возникновением логистических посредников нового типа, так называемых 3PL- н 4PL-провайдеров.

      В настоящее время под логистикой понимается наука об управлении материальными, а также связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в определенной системе.

 

2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ  ЛОГИСТИКИ

 

 Предпосылки развития  логистики

 

     Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых выделить основные.

1. Развитие конкуренции,  вызванное переходом от рынка  продавца к рынку покупателя. До начала 60-х годов в странах  с развитой рыночной экономикой  производители и потребители  продукции не придавали серьезного  значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения, как правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары, так или иначе, попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными функциями логистики не было. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования производства.

Информация о работе Этапы развития логистики