Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Отец семейства был строгим человеком. Он установил дома порядок и требовал, чтобы все неукоснительно его соблюдали. Но была добрая и ласковая мама. Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фролова. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну. Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу. Часто по вечерам в семье Достоевских проходили семейные чтения.

Работа содержит 1 файл

Жизненный и творческий путь Ф.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

 

 Почти в то же время  выходит в свет «Записки из  мёртвого дома», описывающие Сибирский  острог. В 1863 году выпущен цикл  очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» - о жизни в европейских странах, увиденной летом 1862 года.

 

 В апреле 1863 года журнал «Время»  был закрыт цензурой за статью  «Роковой вопрос», написанную  Н.Н.Страховым и посвящённую польскому  восстанию.

 

 В 1864 году Михаилу Михайловичу Достоевскому удалось получить лицензию на выпуск нового журнала – «Эпоха», в этом же году он пишет «Записки из подполья».

 

 В 1864 году умерла жена Достоевского  Мария Дмитриевна, а 22 июля того  же года умер от болезни  брат Михаил. Для Федора Михайловича это был тяжёлый удар, и к тому же все основные забыты, связанные с «Эпохой», свалились на его плечи, и в июне 1865 года редакция обанкротилась. Чтобы выйти из финансвого тупика, Достоевский заключает с издателем Стелловским договор о выпуске его собрания сочинения с обязательноством написать новый роман. Этим роман стал «Игрок».

 

 Ещё до смерти первой жены (1862г) Достоевский познакомился  с Аполлинарией Сусловой, которая  очень тяготила ко всему революционному  и сразу влюбилась в недавно  отбывшего наказания по политическому делу Достоевского. Достоевский делает ей предложение, но она отклоняет его. Аполлинария – прототип Полины а романе «Игрок».

 

 Роман «Игрок» - в некоторой  степени автобиографичен, Достоевский  сам был игроком и проиграл  «до нитке». Роман был написан за 28 дней. Анна Григорьевна Снитникова, стенографировавшая роман, 15 февраля 1867 года стала второй женой писателя.

 

 Анна Григорьевна вспоминала: «Фёдор Михайлович в первые  недели нашей брачной жизни,  гуляя со мной, завёл меня во  двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухе вещи».

 

 Работа над «Преступлением  и наказанием» была начата  в 1865 году, в Висбадане, в Германии, куда Достоевский выехал для  лечения. В центре романе –  преступление, идеологическое убийство.

 

 «Молодой человек, исключённый  из студентов университета, …живучий  в крайности бедности, по легкомыслию,  по шаткости в понятиях поддавшись  некоторым странным «недоконченным»  идеям, которые носятся в воздухе,  решился разом выйти из скверного своего положения» - убить и обобрать старуху-ростовщину, скверную «вошь», заедающую чужой век. На её деньги Раскольников мечтает сотворить тысячи добрых дел, а первую очередь спасти от позора и нищеты горячо любимых мать и сестру.

 

 Второй брак писателя по-настоящему был счастливым.

 

 С 1867 по 1871 год писатель вместе  со своей женой, спасается от  кредитов, проводит за границей, лишь изредка приезжает в Россию.

 

 Они переменно жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве, и Флоренции.  И лишь в конце 1871 года, после того как писателю удалось расплатится с долгами (часть из которых он наделал, играя часто в казино, часть осталось от брата), он смог вернутся в Петербург.

 

 Во время этого путешествия  Достоевский заканчивает писать  роман «Идиот», который был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1868 год.

 

 Вот что писал Достоевский  о замыслов этого произведения: «Главная мысль романа – изобразить  положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на  свете, а особенно теперь. Все  писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только не брался изобразить положительно прекрасного, - всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная».

 

 В 1871 году Достоевский написал  роман «Бесы».

 

 В 1873 году князь Мещерский,  владелец консервативного журнала «Гражданин», предлагает стать Достоевскому стать редактором его журнала. Фёдор Михайлович. соскучившись по общественной жизни, с радостью принимает его предложение.

 

 На строницах этого журнала  печатается «Дневник писателя».  Рассказы, например «Кроткая», «Мальчик у Христа на ёлке». В апреле 1874 года Достоевский ушел из журнала.

 

 С 1872 года семья Достоевских  каждое лето (и даже зиму 1874-75 годов)  проводит небольшом городке Старая  Русса, что в Новгородской губернии.

 

 Здесь Достоевский с семьёй  отдыхал от суетной Петербургской жизни, а позже он здесь приобрел дом. Один столичной знакомый Достоевского был крайне удивлён тем, что известный писатель бродит по городу и ищет свою не вернувшуюся домой корову.

 

 Именно здесь были написаны  многие главы «Братьев Карамазовых», роман «Подросток».

 

 Н.А.Некрасов предложил напечатать  «Подросток» в «Отечественных  записках», на что Достоевский  согласился с удовольствием, тем  более что это стало возобновлением  отношений между двумя писателями  спустя 30 лет.

 

27 декабря 1877 года Н.А.Некрасов умер. И Достоевский с глубоким сожалением говорил, что они всю жизнь прошли врозь. Очень много писал о великом поэте Достоевский в своем дневнике.

 

 В 1870-е годы Достоевский  находится на пике своего таланта.  Его избирают членом-корреспондентов Академии наук по отделению русского языка и словесности

 

 В 1877 году семья Достоевских  переезжает в дом на углу  Кузнечного переулка и улицы  Ямская ( которая ныне носит имя  великого писателя) – Кузнечный  переулок, 5. здесь были написаны  «Братья Карамазовы», роман, который является итогом творческого пути Достоевского.

 

 Л. Гроссман заметил, что  в большинстве произведений Достоевского  прослеживается «путь человеческой  души, нисходящий в подземный  мир греховных блужданий для  возрождения к новой жизни, просветленной до конца пережитым страданиям» (Творчество Достоевского. – Одесса, 1921. – С. 108). Это дало право говорить в связи с Достоевским о романе-мистерии, построение в определенном смысле по образу античной средневековой религиозной драмы. При этом писатель учился « у всех романов: бульварного и психологического, плутовского и сентиментального, авантюрного и философского, эпистолярного и мемуарного»(Гроссман Л.П.поэтика Достоевского).

 

 Ещё в конце 1879 года врачи,  осматривавшие Достоевского, отметили у него прогрессирующую болезнь лёгких. Ему было рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений.

 

26 января 1881 года Достоевский, часто  работавший по ночам, случайно  уронил ручки на пол. Пытаясь  достать её, он сдвинул с места тяжёлую этажерку с книгами. физическое напряжение вызвало кровотечение из горла. Это привело к резкому обострению болезни. Кровотечение то прекращались, то возобновлялись вновь. Утром 28 января Достоевский сказал жене: «…Я знаю, я должен сегодня умереть!». В 20 часов 38 минут того же дня Фёдор Михайлович Достоевский скончался. Проститься с великим писателем пришли тысячи людей.

 

 

 

 

 

 

 

Достоевский и  мировая культура

 

 Влияние Достоевского на  русскую и мировую культуру  так велико и имеет столь  разнообразные формы, что его, в сущности, невозможно предсказать и предвидеть. Всякий раз оно появляется в новом для себя или для литературы обличье и именно там, где его меньше всего ожидают.

 

 Раньше нам было трудно  понять, почему Достоевский был  столь популярен на Западе, где его творчество признавалось чуть ли не мировым сокровищем. Ради Достоевского трудились сотни переводчиков, переводили его на все языки Европы. Но все же тогда еще мы не совсем четко могли понять, почему для европейца особенно важно было знать, что рядом есть чуткая метафора Достоевского. Однако, несмотря на все это, времена советской действительности как бы скрывали от нас остроту и актуальность звучания его романов.

 

 Оказалось, что прошло еще  много лет и ужас положения  Голядкина, оставшегося один на один с миром бесправия, и безвыходная агония разума Раскольникова, снова встанут во весь рост, отбрасывая тень на грядущую цивилизацию. На западе век машин наступил раньше, а вместе с ним пришли одиночество, чувство разорванной реальности. Европеец давно искал утешения для себя, он искал такого сюжета, с которым он не будет одинок. Вместе с Достоевским мировая культура нашла спасение от гнетущего бездушия механизмов и электроники. Оказалось, что для Европы проблемы, увиденные Достоевским в России, являются еще более драматическими, ведь литература Европы сама посвятила себя борьбе против общества лицемерия и безнравственности, но то, что смог выразить Достоевский, до этого еще никому, видимо, не удавалось. Если говорить о влиянии Достоевского на мировую культуру, здесь открываются еще более величественные горизонты.

 

 В творчестве Достоевского  есть несколько замечательных  черт. Среди них – стремление  очертить контуры общечеловеческих  ценностей. И когда мы говорим,  что кроме нас в мире никто  не тянется за христианскими (православными) ценностями, то оказывается, что в Европе они особенно востребованы. А это значит, что Достоевский, обнаруживший глубинный психологизм человека вообще, одержал свою главную победу – стал мировым классиком. Он, практически, подал импульс к тому, чтобы еще глубже понять человека, изучить не только схемы его поведения, но и причины, по которым эти схемы приводятся в действие. В этом заключается основная сила влияния Достоевского. Острейшие проблематизм!

 

 Но что же создал Достоевский? Достоевский создал драматический жанр романа, подготовлявшийся в течение XIX века и получивший у великого русского художника завершенную форму. Он стремился художественно доказать, что любой момент жизни поддается драматизации: если довести изображаемое явление до высокой степени интенсивности, из него выступит противоборство как бы самостоятельных начал, или сил. Умению "драматизировать" то, что для обычного взгляда кажется единым, училась у Достоевского литература XX столетия. Достоевский признал огромную жизненную важность идей, нравственных идеалов и программ, оставаясь в этом отношении близким к русскому революционному просвещению, которое в других отношениях он страстно отвергает.

 

 Именно тот факт, что Достоевский,  изучая свойства русского мышления, затронул, тем не менее, мышление мировое, привело его к мировому литературному пьедесталу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнила : Абен Г.               

                                                         Проверила : Нуршанова И.


Информация о работе Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского