Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:01, биография
Несмотря на то что Булгаков любил театр самой искренней любовью, его отношения с Художественным театром складывались сложно. Он обладал прекрасным чувством сцены, немалыми режиссерскими и даже актерскими способностями. Однако, как известно, у руководителей Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко, создавших новую эпоху в русском и мировом театральном искусстве, был свой взгляд на постановку пьес Булгакова.
Жизнь Михаила Булгакова была нелегкой. Много раз оказывался писатель в отчаянном положении, переживал крах своих творческих и бытовых надежд.
Несмотря на то что Булгаков любил театр самой искренней любовью, его отношения с Художественным театром складывались сложно. Он обладал прекрасным чувством сцены, немалыми режиссерскими и даже актерскими способностями. Однако, как известно, у руководителей Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко, создавших новую эпоху в русском и мировом театральном искусстве, был свой взгляд на постановку пьес Булгакова. Это выражалось в том, что их сценический взгляд на такие, например, произведения Булгакова, как "Мольер” и инсценирование "Мертвых душ”, сильно отличался от взгляда автора. Надо представить себе положение Булгакова, который не просто писал пьесы, а имел вполне профессиональные представления о том, как они должны быть поставлены. Будь обстоятельства чуть благосклоннее к Булгакову, он вполне мог бы стать одним из театральных лидеров или режиссером-постановщиком.
Взгляды основателей
Художественного театра на постановку
пьес Булгакова не совпадали с мнением
автора. Такое положение неминуемо приводило
к различным конфликтам, уступать приходилось
Михаилу Афанасьевичу. Далее события развивались
еще более печально: в конце 1936 года, убедившись,
что Художественный театр не может и не
хочет защищать его авторские интересы,
он после снятия "Мольера” переходит
в Большой театр в качестве либреттиста-консультанта.
Своим непростым отношениям с Художественным
театром Булгаков посвятил так и незавершенный
"Театральный роман”, где рядом с резкой
сатирой на театральные нравы есть много
доброго юмора и глубокого лиризма. Это
говорит о свойствах его характера: Булгаков
не был желчным и злопамятным человеком.
Собственно говоря, это признак большого
таланта.
Сложные отношения
у писателя были и с властью. По
счастливой случайности Булгаков не
разделил участи сталинских жертв, сгинувших
в ГУЛАГе. Такой случайностью, как известно,
явился просмотр "Дней Турбиных” самим
Сталиным, после чего вождь совершенно
неожиданно для своего окружения положительно
отозвался о пьесе. Ему понравилось, что
Булгаков показал ситуацию краха самодержавия,
а не то, что он создал тонкую психологическую
драму о революции, уничтожающей цвет
общества.
Палачи, уже потирающие
руки в ожидании новой жертвы от
культуры, были разочарованы, но тут
же создали очередную легенду, что
у отца народов абсолютный вкус и,
стало быть, в Булгакове что-то
есть. Благодаря этому "абсолютному
вкусу” Сталина, великий драматург смог
прожить некоторое время более или менее
сносно. По звонку "сверху” были вновь
разрешены к постановке снятые ранее цензурой
"Дни Турбиных”.
Главный роман Булгакова "Мастер и Маргарита” создавался писателем также с учетом будущей его постановки на сцене театра. Театральность героев романа, подчеркивает их яркая символичность. Например, Маргарита — это символ вечной любви. Понтий Пилат — символ вечного сомнения в божественной природе человека. В романе Булгакова "Мастер и Маргарита” нашли завершение все его художественные и философские искания. Произведения Булгакова еще не раз удивят современного зрителя. Это и есть высшая оценка творчества великого русского драматурга М. А. Булгакова.