Жизнь и творчество В. А. Жуковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 13:33, доклад

Описание работы

В. А. Жуковский является крупнейшим представителем романтизма. Тонкий лирик, блестящий мастер увлекательных, напряженных сюжетов, он умел передать малейшие движения зыбкой души, оттенки красок, владел богатствами русского языка и звуковой инструментовкой стиха. В то же время своей поэзией он звал в мир грез и минувших эпох, полных таинственных событий и причудливых легенд.

Работа содержит 1 файл

Жизнь и творчество В.Жуковского.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

Жизнь и творчество В. А. Жуковского 

В. А. Жуковский  является крупнейшим представителем романтизма. Тонкий лирик, блестящий мастер увлекательных, напряженных сюжетов, он умел передать малейшие движения зыбкой души, оттенки  красок, владел богатствами русского языка и звуковой инструментовкой стиха. В то же время своей поэзией он звал в мир грез и минувших эпох, полных таинственных событий и причудливых легенд. 

Наряду с лирикой  важнейшее место в его творчестве занимают остросюжетные баллады. Большим  успехом пользуются его вольные переводы и переложения выдающихся западноевропейских поэтов. 

В 1815 г. выходит  первый сборник его произведений, восторженно встреченный читающей публикой, особенно молодежью. Через  девять лет его сочинения издаются в трех томах, после чего современники стали считать его «образцом всех новейших поэтов». 

Всю свою сознательную жизнь выдающийся поэт занимался  воспитанием и обучением детей, поэтому, любил, понимал и знал их. В 1817 г. он был приглашен в царскую  семью, где преподавал русский язык детям, воспитывал наследника престола, будущего царя Александра II, а позднее — его детей. Занимаясь педагогической деятельностью в течение 24 лет, поэт внимательно изучал педагогические теории, периодически представлял докладные записки о принципах воспитания, составлял планы и программы для занятий. 

Мягкий и гуманный по натуре, всесторонне образованный и талантливый, поэт пользовался  уважением и влиянием в царской  семье, но, рискуя своим положением, часто заступался перед императорами за поэтов и художников. Его усилиями был освобожден из крепостной неволи Тарас Шевченко. Не раз он заступался за Пушкина, помогал Н. В. Гоголю и П. П. Ершову; благодаря его хлопотам были опубликованы некоторые произведения М. Ю.Лермонтова. 

Выйдя на пенсию в 1840 г., Жуковский в 58-летнем возрасте женился на 19-летней дочери своего друга, поселился в Германии, где и умер в 1852 г. В последние годы жизни много писал для юных читателей, усердно занимался воспитанием своих детей; составил для них учебные пособия, создал оригинальную методику первоначального обучения, о которой писал: «По той методе, которую я себе составил, мое милое дитя учится не только прилежно, но и весело». Для них же издал небольшой сборник «Стихотворения, посвященные Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским».

В. А. Жуковский о  детской литературе 

Будучи тесно  связанным с детьми и занимаясь  их воспитанием, В. А. Жуковский не мог  не задуматься над вопросами детской  литературы. В целом он отрицательно оценивал современную ему детскую  литературу, выделяя из нее только некоторые явления. 

Большое внимание обращал Жуковский на содержание книг для детского чтения и считал, что они должны заставлять ребенка  думать. «Пусть лучше ребенок немного  не поймет, чем давать ему все  пережеванным. Говоря с ребенком, надо не все ему сказывать и объяснять, иначе ум его сделается ленивым», — писал он. Язык детских книг, считал он, должен быть простым, ясным и понятным, но немногословным, «надобно найти середину между сухостью и болтовней». Особенно осуждал тех писателей и педагогов, которые приседают, заискивают перед детьми. Язык детской книги должен быть естественным, литературным. 

Детская книга, по мнению Жуковского, должна оказывать  влияние на нравственное воспитание, возбуждать душевные силы, развивать  фантазию, для чего он рекомендовал сказки.- «Я полагаю, — писал он,— что сказка для детей должна быть чисто сказкою, без всякой другой цели, кроме приятного, непорочного занятия фантазии...». 

Литература должна вызывать положительные эмоции, оставлять  в душе светлые чувства. «Надобно, чтобы в детской сказке... все было нравственно чисто, чтобы она своими сценами представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного, ненравственного впечатления после себя не оставляли». Литературное произведение должно воздействовать не столько на рассудок, сколько на чувства. Для этого оно должно быть художественно ярким, пропитано чувствами и эмоциями. 

Литература для  детей, по словам Жуковского, должна быть «занятием чисто приятным и образовательным, и ее польза будет в ее привлекательности, а не в тех нравственных правилах, которые только останутся в памяти, но редко доходят до сердца». Иначе говоря, только по-настоящему художественное произведение может воспитывать. Подобные мысли Жуковского о детской литературе, являющиеся связующим звеном между XVIII и XIX столетиями, подготовили почву для деятельности В. Г. Белинского.

Поэзия В. А. Жуковского для детей 

Специально для  детей В. А. Жуковский написал  более 20 произведений. Основное место  среди них занимают стихотворные сказки, созданные на народные сюжеты. В одном из писем из-за границы он писал: «Мне хочется собрать несколько сказок, больших и малых, народных, но не одних русских, чтобы после их выдать, посвятив... детям». Вместе с этим письмом он прислал «Сказку об Иване-царевиче и Сером волке». 

К жанру сказки поэт обращался дважды. Первый раз  это было летом 1831 г., в Царском  Селе, когда на даче там жил и  Пушкин. Частые встречи и теплые беседы вдохновляли поэтов и вызывали между ними поэтическое состязание. А. С. Пушкин в то лето написал «Сказку о царе Салтане», В. А. Жуковский — «Сказку о царе Берендее», «Спящую царевну» и «Войну мышей и лягушек»

Стихи и маленькие  сказки В. А. Жуковского 

Три небольших  стихотворения «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок», написанные для малышей, отличаются теплотой, нежностью, изысканной поэтичностью, конкретными образами. Они доступны детям, пронизаны тонкими чувствами. Птичка летала, пела, играла. Теперь ее нет, так как улетела в дальний край («Птичка»). По саду бродит котик усатый, а за ним — ходит козлик рогатый и трясет седою бородою («Котик и козлик»). 

В стихотворении  «Жаворонок» описан приход ранней весны: 

В небольшой  сказочке «Мальчик с пальчик» Жуковский  совсем отказался от народной основы сюжета, в котором мальчик о пальчик не раз обманывает глупого барина. Вместо сатирической народной сказки получился романтический сюжет с тонкими, акварельными рисунками, выполненными нежными тонами. По форме это блестящий пример классического стиха. Пожалуй, нет другого произведения Жуковского, которое было бы столь же музыкально, как эта сказка: 

Жил маленький  мальчик:

Был ростом он с  пальчик,

Лицом был красавчик,

Как искры глазенки,

Как пух волосенки. 

Мальчик этот показан  в общении с романтически прекрасной, почти неземной природой, в играх и развлечениях со светлячками, эльфами, золотыми цикадами, пчелками, мотыльками и т. п. Все это прекрасно, но в то же время нет другого такого произведения у Жуковского, которое было бы так далеко от своей народной основы. 

Из всех произведений Жуковского В. Г. Белинский больше всего  рекомендовал маленьким детям его  стихотворную сказку «Овсяной кисель» (1816), «эту наивную, дышащую младенческою поэзиею пьесу. так превосходно  переведенную». В ней рассказывается о том, как овсяной кисель пришел к детям на стол: как был просеян, выращен, убран с поля, обмолочен и размолот на мельнице овес. Подобные создания мы теперь называем научно-художественными сказками. Но такие жанровые рамки узки для настоящего произведения. Рассказ Жуковского поэтичен, пропитан теплыми чувствами, нежным отношением к детям, обогащен рассуждениями о жизни. Он вызывает чувство радости от причастности к труду. Сообщая о своей работе над переводом этого произведения, Жуковский писал: «Я ничего лучшего не знаю. Поэзия во всем совершенстве простоты и непорочности». «Овсяной кисель» до сих пор может служить образцом того, как научно-художественное произведение, помимо познавательного материала, может быть обогащено глубокими идеями, нравственностью, иметь эстетические цели. 

В круг детского чтения вошли и многие другие произведения Жуковского, и прежде всего его  баллады. Начиная с момента их первого появления в печати произведения Жуковского входят в детские сборники, хрестоматии, читаются, выучиваются наизусть, оказывая на юных читателей эстетическое воздействие, воспитывают добрые чувства. 

Слова Пушкина, некогда написанные под портретом  своего старшего друга и доброжелателя: 

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков  завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость,

- оказались пророческими. 

В «Замечаниях  к плану» Детгиза 1935 г. А. М. Горький  рекомендовал переиздать произведения Жуковского для советских школьников. Стихи его неизменно издаются для советских детей разных возрастов, переводятся на языки народов Советского Союза, входят в школьные программы. За последние годы для подростков и юношества издано несколько новых сборников поэта, лучшим из которых следует считать прекрасно оформленную книгу «Цветы души уединений» (М., 1982).

Второй период творчества В. А. Жуковского для детей 

Второй период творчества Жуковского для детей  падает на 40-е годы XIX века, когда стали подрастать его дети. В эти годы он написал повести в стихах «Капитан Бопп» (1843) и «Матео Фальконе» (1843), «Сказку об Иване-царевиче и Сером волке» (1845), «Кот в. сапогах» (1845), «Тюльпанное дерево» (1845), «Повесть об Иосифе Прекрасном» (1845) и другие произведения. Среди них «Овсяной кисель», «Ундина» (1833—1836), «Наль и Дамаянти» (1837), «Рустам и Зораб» (1846 — 1847); собирался в переработке для детей и юношества издать «Одиссею», написал несколь¬ко учебных пособий.

Информация о работе Жизнь и творчество В. А. Жуковского