Жизнь и творчество С.З Сайдашева

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:40, реферат

Описание работы

В истории каждого народа есть музыкальная «страница». Без музыки трудно представить жизнь человека. Люди всегда, с давних времен, радовались и грустили, трудились и отдыхали с музыкой. Чем разнообразнее становилась жизнь, тем разнообразнее становилось и музыкальное искусство.
В наше время музыка звучит повсюду. Благодаря современной звукозаписи и аудиотехники мы можем послушать любую музыку: серьезную и развлекательную, старинную и современную, песни разных народов и произведения композиторов разных стран.

Содержание

Введение
Жизнь и творчество С.З Сайдашева
Произведения С.З. Сайдашева
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

история татарстана готово рефер.docx

— 269.06 Кб (Скачать)

              
 
 
 
 
 

     План 

  1. Введение
  2. Жизнь и творчество С.З Сайдашева
  3. Произведения С.З. Сайдашева
  4. Заключение
  5. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Введение

     В истории каждого народа есть музыкальная  «страница». Без музыки трудно представить  жизнь человека. Люди всегда, с давних времен, радовались и грустили, трудились и отдыхали с музыкой. Чем разнообразнее становилась жизнь, тем разнообразнее становилось и музыкальное искусство.

     В  наше время музыка звучит повсюду. Благодаря  современной звукозаписи и аудиотехники мы можем послушать любую музыку: серьезную и развлекательную, старинную и современную, песни разных народов и произведения композиторов разных стран.

     Прослушать  всю мировую музыкальную литературу невозможно, не хватит времени. Поэтому  нужно выбирать, что слушать. Обязательно  надо знать музыку своей Родины, ведь в ней отражается душа народа, его история  и современная жизнь. Надо поддерживать традицию своего народа, в которых запечатлена жизненная мудрость предков. Значительной частью народных традиций является народный фольклор.

     Очень важно понимать традиции других народов. Знания помогут   увидеть мир более интересным и многогранным ,оценить по достоинству богатства мировой культуры. Изучая музыку, мы делаем большой шаг на пути приобретения знаний о человеке и об истории.

     Музыка  давно стала одним из самых  любимых средств общения между  народами. Она стала искусством, объединяющим людей .

     Достижения  татарской музыки проявились буквально  во всех областях. За короткий исторический период сложился татарский музыкальный  театр, готовящих национальные музыкальные кадры, приобрело широкий размах музыкальное исполнительство и творчество.

     Видное  место среди деятелей музыкального искусства Татарстана занимает большая  группа композиторов. Среди них С.З. Сайдашев, М.А. Музафаров, Н.Г.Жиганов,Ф.З. Яруллин, В.И. Виноградов, Р.Х. Яхин, А.С. Леман. Опираясь на передовые идейно-эстетические принципы многонационального музыкального искусства, композиторы Татарстана сумели значительно продвинуть вперед развитие татарской музыки ,поднять свою в прошлом одноголосную народно-песенную культуру до высот музыкального профессионализма, создать значительные произведения во всех музыкальных жанров- от песни до оперы, от небольших камерно-инструментальных пьес до симфонии. 
 
 

     2.Жизнь и творчество С.З. Сайдашева

     

 
 
Салиху Сайдашеву 10 лет
 

     Салих Сайдашев родился в Казани в 1900 году 3 декабря в доме №1 по улице Большая Мещанская, называемой теперь улицей Нариманова. Он родился после смерти своего отца Сайдашева Замалетдина, сына Бикчантая. Родословная Сайдашевых уходит корнями в крестьянское сословие.Перед смертью отец поручил заботу о своей семье, а также ведение торгового дела своему приказчику и помощнику Насретдину Хамитову, который в свое время также был отдан ему на учение и вырос в его семье. 
          Женитьба на Раузе (двоюродной сестре Салиха) радикально изменила положение Насретдина в семье. С этого момента жизнь маленького Салиха, вместе с сестрой Аминой и матерью, до 11-летнего возраста прочно связана с именами Насретдина и Раузы Хамитовых. 
 
         Предвидение отца, что в его семье будет хорошо под опекой Насретдина, сбывается. В доме под его началом сохранялась атмосфера постоянного душевного комфорта. Добрый, мягкий в обращении, честный, готовый помочь каждому во всем и везде, человек природной интеллигентности, он был любим всеми. Вот в такой семье, сформированной теплотой и добротой этого человека, в окружении такой же доброй и мягкой женской половины воспитывался Салих до одиннадцатилетнего возраста.  
          С 8 лет Салиха отдали в медресе, где он проучился 4 года. Семья стала выписывать газеты и журналы, которые издавались тогда в большом количестве. 
          Многие родичи, и девочки, и сама Рауза-апа играли на гармони. Она вспоминала, что после таких посиделок пяти-шестилетний Салих хватал гармонь и выводил какие-то звуки на свой лад. По-видимому, именно к этому времени можно отнести начало освоения им игры на гармони, и первой его "учительницей" в этом была одна из двоюродных сестер по линии матери - Марьям Рафикова. Самым любимым его занятием была игра на гармони. И когда начинались праздничные дни Сабантуя, он не выпускал из рук гармони. Играл он для молодежи на селе, и на майдане Сабантуя, и дл друзей-мальчишек. 
          Салиху было 8-9 лет, когда его стали приобщать к торговым делам Насретдина. Но он не любил ходить в магазин. Часто уходил из дома, якобы в магазин, а сам забирался на чердак, и собрав вокруг себя ребятишек, наигрывал на гармони. Конечно же, ему доставалось. Однажды, когда мать стала ругать его за это, он заявил: "Знаешь, мама! Не гони ты меня в магазин. Я туда не пойду, потому что один музыкант дотронулся до моей руки. А когда музыкант дотрагивается до руки, то этот человек обязательно становится музыкантом. И я буду музыкантом!" Как видно, с юных лет жила в нем глубокая вера, что он будет музыкантом, посвятит себя музыке.  
           В 1912 году Шигаб Ахмеров делает предложение Амине Сайдашевой - родной сестре Салиха. Эта свадьба была примечательна уже тем, что в качестве ближайшего друга жениха приехал в дом Габдулла Тукай. Начиная с этого дня, жизненный путь маленького Салиха навсегда связан с именем Шигаба Ахмерова - его воспитателя, наставника, заменившего ему отца. Время его женитьбы совпало с периодом организации журнала "Мектеб", где он выступал в качестве учредителя и главного редактора этого журнала, направленного на развитие образования татарского населения. Шигаб Ахмеров часто был первым слушателем и издателем новых стихов Тукая. 
            Постепенно жизненный путь маленького Салиха вступает в новую полосу. Он уже живет в совершенно другой микросоциальной среде, в корне отличающейся от прежней. Весь склад спокойной, патриархальной жизни меняется. Здесь ему уготовлен другой интеллектуальный уровень, другие взаимоотношения, общение с другой категорией людей, отличных от тех, с которыми он общался ранее. Это уже очаг, где собирается весьма деятельная татарская интеллигенция той эпохи, где маленькому Салиху будет подарено судьбой общение с известными людьми того времени, что обогатит, разовьет данный ему от природы дар. 
         Нельзя обойти молчанием огромную роль, которую сыграли две бабушки в развитии и духовном росте Салиха и всех детей семьи Ахмеровых. Салих и Узбек - его племянник, старший сын Ахмеровых,- часто вспоминали наставления бабушек. Огромное и решающее влияние оказывал сам Шигаб Ахмеров. Но еще большее влияние на развитие мальчика окажет та общественная среда, которая постоянно присутствовала в доме Шигаба Ахмерова. Дом часто посещали передовые люди той эпохи: писатели, поэты, актеры. Салих был окружен личностями яркими, незаурядными. Он впитывает все, обогащается, развивается, взрослеет не по годам. В один из таких вечеров Шигаб Ахмеров подводит маленького Салиха к Габдулле Тукаю, который после того как Ахмеров начинает жить своим домом, у них частый гость и нередко остается ночевать. Салих уже привык к посещениям Тукая. Спустя много лет, уже после смерти С. Сайдашева, анализируя жизненный путь двух корифеев нашей культуры - Тукая и Сайдашева, - Ш. Ахмеров напишет ряд статей. В одной из них он проводит параллель между жизнью, характерами, привычками и судьбами этих выдающихся людей эпохи. 
          Шел 1914 год. Началась мировая война. Шигаб Ахмеров продолжает работать в различных издательствах, занимаясь одновременно общественными делами. Культурно-просветительская жизнь Казани идет своим чередом. Вечера в Восточном клубе, в перерыве играет небольшой оркестр из нескольких инструментов, идут спектакли труппы "Сайяр". Салих взрослеет. Он, вместе со своим опекуном, не пропускает никакие культурные события. С восторгом следит за игрой актеров, музыкантов, впитывает, пропускает через себя весь спектр нового, только что зарождающегося, набирающего силу татарского искусства, театра, музыки. Одновременно он готовится к поступлению в музыкальное училище, берет частные уроки у пианистки А. С. Ивановой. Занимается упорно, с увлечением. Учеба в музыкальном училище открывает перед ним новые горизонты. И в дальнейшем он не прервет учебу - по возвращении из Оренбурга в Казань будет встречаться со своими педагогами, общаться с ними,учиться у них.

          В 1916 году он впервые вступает в круг деятелей культуры в качестве музыканта-исполнителя. Именно в этот юный период своей жизни он начинает творческие искания. Играя в оркестре, он начинает уже задумываться над его звучанием и делает первые попытки по вводу многоголосия в игру оркестра, который до этого играл только в унисон.  
 
        Детство и юность Салиха Сайдашева прошли в постоянном общении с народной музыкой - гармонь, фортепиано, ансамбли народных инструментов. Далее - учеба у З. Яруллина, в музыкальном училище, уроки у видных педагогов-музыкантов, встречи и общение с выдающимися личностями того времени. Все это, при наличии огромного музыкального дарования, позволит ему стать основателем татарской профессиональной музыки.  
       В 1922 году в Казани открывается Татарский государственный театр имени Красного Октября. Для работы в должности заведующего музыкальной частью театра, по приглашению директора его Заки Баязитского и режиссера Карима Тинчурина, в Казань возвращается Салих Сайдашев. За плечами у него уже немалый опыт. Как военный капельмейстер, он прошел гражданскую войну, видел все тяготы тех лет и вернулся в Казань уже известным музыкантом. 
      Салих Сайдашев по возвращение в Казань целиком занят театром и музыкой. Но когда на высоком яру, под вековыми соснами, поднялись первые срубы и возникла деревня Кызыл Байрак, он вместе с семьей приезжал туда на летний отдых. Сайдашев любил эти места. 
       Валентина - обаятельная девушка, с серьезной музыкальной подготовкой, чувствующая и понимающая музыку, - была незаурядной личностью. Родство душ, музыка, теплота и благожелательность окружающих стали мостиком, через который шло сближение Валентины и Салиха. Вспыхнувшее чувство оказалось искренним и глубоким. В 1925 году они поженились. Но счастье было недолгим. Валентина - друг, вдохновитель его творчества, большая любовь Салиха - скончалась 3 ноября 1926 года от заражения крови после родов, подарив Салиху первенца - сына Альфреда.  
          И в последующие годы он упорно и систематически работал над своим музыкальным образованием. "В 1929 году в Казани целый год работала Пермская опера. В подвале театра разместилась ее нотная библиотека. Заведовал библиотекой Роллендер - музыкант. Часто их можно было видеть вместе за беседой в библиотеке. Сайдашев проводил там долгие ночные часы, просматривая, изучая партитуры русской и зарубежной классики. Он присутствовал и на репетициях оперных постановок. А вечерами его часто можно было видеть в зрительном зале, где-то на задних рядах, с карандашом и блокнотом на коленях, что-то записывающим, не замечавшим никого вокруг", - пишет Исмагил Усманов - журналист, близкий друг Сайдашева в те далекие годы. 
          Сайдашев был человек больших организаторских способностей. Работая в условиях молодой растущей культуры Татарии, он включился в разностороннюю деятельность не только в творческом плане, но и в плане музыкально-общественном, организационном. Проявлялось это без особых усилий с его стороны. Но для создания симфонического оркестра Сайдашеву, несомненно, пришлось проделать огромную творческую и организационную работу - искать, приглашать музыкантов, подбирать необходимую для спектакля или просто для исполнения оркестром музыку, обработать ее, инструментировать. Все это было проделано им в одном лице и в очень короткие сроки. Уже в 1923 году оркестр исполнял музыкальное вступление к спектаклю Х. Ибрагимова "Башмагым". И дирижером при этом, конечно же, был он сам - Салих Сайдашев. 
        В 1927 году в Казани впервые начинает работать радиовещание. Организатором этого большого события в культурной жизни Казани и республики был общественный деятель, журналист, драматург Шамиль Усманов, а литературным редактором стал близкий друг Салиха Сайдашева - Исмагил Усманов. Салих Сайдашев же стал первым музыкальным редактором радиовещания. Работа Сайдашева в радиостудии, как и везде, куда он направлял свою деятельность, не обошлась без новых начинаний. В процессе работы, несмотря на все его старания, для ежедневных музыкальных передач явно не хватало исполнителей. Тогда он предложил: почему бы не делать совместные русско-татарские передачи. У него были знакомые в гастролировавшей тогда в Казани оперной труппе. Особенно восхищался он голосовыми данными и исполнением Оксаны Петрусенко, ставшей впоследствии народной артисткой СССР и Украинской ССР. Он приглашал, уговаривал артистов оперы и конечно же, Петрусенко. И зазвучала впервые по татарскому радио русская музыка. 
          С началом радиовещания в Казани имя Салиха Сайдашева и музыка его дошли до всех уголков огромной страны - от больших городов до далеких деревень. С этих лет начинается и большая концертно-гастрольная деятельность Сайдашева, которая продолжалась до конца жизни. Он объездил многие республики Советского Союза не только как композитор, но и как аккомпаниатор и дирижер. В 1929 году в Казани он дирижирует оперой "Сания", а в 1930 году в Москве, на Всесоюзной олимпиаде народных театров, дирижирует оперой "Эшче" и там же дирижирует своей музыкальной драмой "Иль", выдвинутой на смотр в этой олимпиаде.                      
         Наступил 1929 год. Он идет на волне творческой активности, наметившейся в прошлые годы, но насыщен событиями также и личного плана. Этот год вместил в себя периоды необыкновенного подъема, а также и разочарований, опустошенности. Но это все будет потом. Салих Сайдашев на вершине славы. Марши, "Наемщик" и многое другое. На экранах идет художественный фильм "Булат Батыр", где использованы отрывки из театральных постановок с его музыкой. Его имя известно всей стране. О нем пишут. 
        Идет 1929 год. В мае, как-то скоропалительно, он женится на приехавшей из Астрахани Сафии Алпаевой, работавшей тогда кассиршей в театре. Свадьба их стала событием для всей татарской Казани. Приехав из путешествия, Тинчурин и Сайдашев начали работу над новой музыкальной драмой "Иль" и 16-го ноября 1929 года состоялась ее премьера.  
        Конец 20-х годов в истории нашей страны отмечен как начало политических репрессий. В конце 1929 года по обвинению в национализме и агитации был арестован Шигаб Ахмеров. Салих знал, что жизнь Ахмерова была посвящена просвещению, росту татарской нации. Он был для него примером честности, доброты. Поводом для ареста, по-видимому, послужила последняя акция, предпринятая по инициативе М. Саидгалеева, - переселение крестьян из малоземельных татарских деревень на правый берег Волги. С уходом главы семьи все заботы легли на плечи Сайдашева - единственного взрослого мужчины в доме. 
          В музыкальной сфере тоже появились проблемы. Это были годы всеобщего отрицания старого и построения "нового мира". Он работал. Пока шла дискуссия, какой должна быть татарская музыка, он продолжал создавать свою музыку, не сворачивая с выбранного пути.  
         В январе 1934 года в студию при Московской консерватории с большим желанием учиться в столице приехала большая группа казанцев. Начались занятия. Московский период жизни Сайдашева не был насыщен творчеством, как предыдущие годы в Казани. Оторванный от почвы, где расцвел его талант, где он достиг определенных успехов как композитор, как лидер национальной музыки, с огромным еще не использованным творческим потенциалом - он со своими убеждениями оказался в полнейшем противоречии с веянием времени. У него было свое, признанное народом место, своя "ниша" в национальной музыкальной культуре, и кампания по написанию татарской оперы не увлекла его. Он писал, как чувствовал, как диктовала ему его природа, его мироощущение, его внутренний настрой. В 1938 году, закончив музыкальную студию при Московской консерватории, в Казань возвращается большая группа уже дипломированных специалистов. 
         Наступает 1940-й год - год предвоенный, год больших перемен. Он насыщен этапными событиями и в музыкальной жизни города. В этом году 23 июля на сцене Театра оперы и балета прозвучала еще одна татарская опера - "Галиябану" Мансура Музафарова. 
          Театр оперы и балета, до этого работавший в здании Театра имени Качалова, в целях создания лучших условий для подготовки к декаде, соединяется с Татарским театром имени Камала. Утверждаются репертуары. Оперный театр планирует показ оперы "Кычкын" Назиба Жиганова, либретто Ахмета Файзи, а Татарский театр - пьесы из репертуара прошлых лет: "Банкрот" Галиаскара Камала, "Ташкыннар" и "Таймасовы" Тази Гиззата, "Ходжа Насретдин" Наки Исанбета. 
         Сайдашев проживает в Ливадии до начал войны, заезжая в Казань только на короткие отрезки времени. В уединении, далеко от людей, есть о чем подумать. В июле 1940-го года, до появления постановления о декаде, в Казани прошла конференция композиторов автономных республик. Были заслушаны творческие отчеты композиторов, состоялись обсуждения. При этом музыка Сайдашева подверглась критике со стороны гостей - представителей Союза советских композиторов из Москвы. 
         С началом войны жизнь личная и общественная во всех сферах подчинились одной цели - победе над врагом. С первых же дней войны здание Татарского театра было отдано под госпиталь, и рабочий состав Татарского и Оперного театров был переведен снова в здание драматического театра им. Качалова. Снова стали появляться музыкальные спектакли. 
        В 1943 году добровольцем уходит на фронт его сын Альфред. Это расставание - еще одна тревога в его душе, которой он мало с кем поделится. Далее последовали события, которые надолго выбили его из колеи. Произошел разрыв с женой. В эти военные годы он много работал, часто давал концерты. Его имя не сходило с афиш. 
        Закончилась война. В первые послевоенные годы нет особо крупных работ. В целом это годы неустроенности, безработицы.Возвращается с войны, цел и невредим, его старший сын Альфред.  
         1948 год отмечен в истории культуры как год начала больших дискуссий в области музыкального искусства. Если до сих пор музыкантов спасало то, что музыку трудно было интерпретировать в качестве политического действия, то с доклада Жданова открывалась возможность толкования любой музыки так, как это было необходимо для господствующей тогда идеологии. Кампания эта тогда широким фронтом охватила все сферы музыкальной жизни страны. Ждановская критика творчества таких выдающихся имен, как Шостакович, Хачатурян, Прокофьев и многих других, дошла до периферии и сильно отразилась на судьбах и творчестве многих музыкантов в разных городах и республиках. 
         Предвестниками "критических" обсуждений творчества композиторов Казани стали нападки на творчество Сайдашева. В 1948 году Сайдашев был уволен из театра. 
          Идет 1950-й год - год пятидесятилетия Сайдашева. Торжества эти прошли при большой активности всей общественности города. Приехали гости из других городов и республик, неизвестно как узнавшие об этом событии. Юбилей Сайдашева стал поистине народным праздником, неожиданно для его организаторов и для самого Сайдашева. На этих же торжествах Салиху Сайдашеву было присвоено звание Народного артиста Татарской АССР.  
        Отстраненный от всех должностей, от дирижерского пульта и театра, перебиваясь случайными заработками, композитор находился в глубокой депрессии, хотя внешне был все тот же Сайдашев. Отчуждение его шло и по линии духовной изоляции, и по линии материальных лишений. Все композиторы были на своих местах, у каждого была своя "ниша", свое рабочее место - фольклорный кабинет, радио, музфонд и т.д. Так случилось, что официальный вакуум, который был создан вокруг Сайдашева, был заполнен всеобщей любовью к нему и признательностью татарского народа. 
Сайдашев все это знал. И он знал, что стоит выйти на улицу, как он будет окружен вниманием горожан. И он шел туда. Каждое утро тщательно брился, одевался , собирался как на работу и уходил из дома в привычное для него время. Он везде был желанный гость. В честь его прихода непременно накрывали стол. И так продолжалось день за днем, месяц за месяцем, год за годом, с начала пятидесятых годов и до конца жизни. Не в этом ли трагедия личности?  
          Наступал 1954 год - последний в его жизни. Друзья, близкие - кто как мог - старались его поддержать, подбодрить. К концу лета общее состояние его заметно ухудшилось. Но, как всегда к врачам не обращался и никому не говорил.  
         Предварительный диагноз: киста в левом легком. Пролежал в клинике недолго, чувствовал себя неплохо и августе выписался домой, имея решение консилиума врачей направить его для дообследования, выбора тактики лечения в Институт хирургии имени А. В. Вишневского АМН в Москву. Видимо, никто не хотел брать на себя ответственность. Это же был Сайдашев! 
         После операции состояние внезапно ухудшилось. Срочно в Москву вылетели его сын Альфред и племянник Узбек. Но они не успели. Он умер 16 декабря 1954 года. И мы уже никогда не узнаем, к чему были обращены его мысли в последний час, в одиночестве, вдали от родных, близких людей.  
Весть о смерти Сайдашева потрясла всех. Этого не ждали. Было так неожиданно, так неправдоподобно, что наступило какое-то оцепенение. 
Весть эта молниеносно облетела не только Казань, но и Москву. Для татарского населения Москвы он также был "наш Сайдаш". 
 
Сайдашев похоронен на казанском кладбище в Ново-Татарской слободе.

             
 
Могила С. Сайдашева на Татарском  кладбище Казани

        
 
Государственный большой концертный зал имени Салиха Сайдашева в Казани

3. Произведения  С.З. Сайдашева

 Основные сочинения. Театральная музыка: более 50 драматических произведений, среди них:

 «Башмагым» (Башмачки) — музыкальное оформление комедии X. Ибрагимова (1923),

«Казан  сөлгесе» (Казанское полотенце) — музыка в комедии К. Тинчурина (1923),

«Сүнгән йолдызлар» (Угасшие звезды)—музыка к драме К. Тинчурина (1924),

 «Галиябану» — музыка к драме М. Файзи (1926),

«Тахир-Зюхра»—музыка к драме Ф. Бурнаша (1926),

 «Зәңгәр шәл» (Голубая шаль) — музыка к драме К. Тинчурина (1926), «Наемщик» — музыка к драме Т. Гиззата (1928),

«Ил» (Родина)—музыка к драме К- Тинчурина (1929),

 «Кандыр буе» (На Кандре) —музыка к пьесе К. Тинчурина (1932), «Бишбүләк» — музыка к драме Т. Гиззата (1939),

 «Күзләр» (Очи)—музыка к драме X. Фатхуллина (1939),

 «Изге әманәт» (Священное поручение)— музыка к драме Т. Гиззата (1944), «Мулланур Вахитов» — музыка к драме Н. Исанбета (1948),

 «Кадерле минутлар» (Дорогие минуты)—музыка к пьесе Г. Насретдинова (1952);

          Песни и инструментальные произведения, среди них:

1920 г.—  «Озын сәфәр» (Долгий путь), «Вальс»;

1927 г.—  «Сакай маршы» (Сакаевский марш);

1929 г.—  «Совет Армиясе маршы» (Марш Советской Армии);

1941 г.—  «Алга» (Вперед, ел. А. Кутуя);

1945 г.—  «Бүген бәйрәм» (Сегодня праздник, сл.-Т. Гиззата);

1949 г.—  «Дуслык җыры» (Песня дружбы, ел. А. Ерикеева); «Җ,ырларым” (Песни мои, ел. М. Джалиля);

1949—1950 гг.— музыка для одноактного  балета на либретто Г. Тагирова (рукопись) и др. 

Заключение

      Творчество  Сайдашева внесло в татарскую  музыку много ценных художественных элементов, оно обогатило татарскую  музыку новыми видами музыкального-сценических, вокальных и инструментальных произведений, утверждало прогрессивные творческие принципы. Неотделимое от общего развития татарской советской музыки,творчество Сайдашева занимает особенно почетное место в истории Татарстана – от него берет начало татарское профессиональное музыкальное творчество , своими лучшими сторонами оно оказывало и оказывает благотворное влияние на творчество композиторов Татарстана.

      Любовью к народу проникнуто искусство Салиха Сайдашева. Ему он отдал свой талант и творческий труд. И в благодарность за это народ назвал его своим народным артистом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Список  литературы
 

    1.Я.Гиршман  -«Композиторы Советского Татарстана» 1957г

    2. М.  Нигметзянов-«Композиторы и музыковеды Советского Татарстана»1986г

    3.Н.Г.  Жиганова «Салих Сайдашев» 1970г

    4. В.Р.  Дулат-Алеев –«Татарская музыкальная литература»2009г

    5. http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/saidashev/photo.htm 
     

Информация о работе Жизнь и творчество С.З Сайдашева