Жизнь и творчество Шолохова М.А

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:17, биография

Описание работы

Мать Шолохова – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской
губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком,
управляющим паровой мельницей. Шолохов учился в церковно-приходской школе и
гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде.
В конце 1922 года он приезжает в Москву. Работает грузчиком,
чернорабочим, делопроизводителем. В 1924 году в журналах появляются
рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы»
и «Лазоревая степь» (1926).

Работа содержит 1 файл

Жизнь и творчество Шолохова М.doc

— 36.50 Кб (Скачать)
 
 
 

                     «Жизнь и творчество Шолохова  М.А.» 

      Мать Шолохова – из крестьянской  семьи, отец  –  выходец   из  Рязанской

губернии,  сеял  хлеб  на  покупной   казачьей   земле,   был   приказчиком,

управляющим паровой  мельницей. Шолохов учился в церковно-приходской школе  и

гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в  продотряде.

      В  конце  1922  года  он  приезжает  в  Москву.  Работает   грузчиком,

чернорабочим,  делопроизводителем.  В  1924  году  в   журналах   появляются

рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники  «Донские  рассказы»

и «Лазоревая степь» (1926).

      Темы ранних  рассказов  –   гражданская  война  на  Дону,  ожесточенная

классовая борьба, место  человека  в  социальных  сдвигах,  происходивших  в

деревне. Рассказы стали заметным  явлением  в  советской  литературе  первой

половины 20-х  годов.  Умение  раскрыть  правду  действительности  в  острых

общественных  и  бытовых  конфликтов,  проникновенное  восприятие   душевных

движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином  целом

характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель  Реввоенсовета  республики»

(1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина» (1926).

      В 1924 году Шолохов возвращается  на Дон в станицу Вешенская,  где живет

постоянно. Здесь  он  начинает  писать  «Тихий  Дон»  (1928-1940)  –  роман,

принесший писателю мировую известность. Это произведение изображает  донское

казачество в  годы первой мировой и гражданской  войн, с исключительной  силой

рисует судьбы народа и личности в революции.

      «Тихий Дон» охватил важнейшее  десятилетие русской  жизни  (1912-1922);

«Поднятая целина»  (1932-1960)  повествует  о  1930  годе,  о  революционном

переломе в  жизни деревни.

      Во время Великой Отечественной  войны Шолохов – военный  корреспондент.

Уже в первые месяцы войны были опубликованы в  периодической печати  и  вышли

отдельными изданиями  его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др.  Широкую

известность приобрел рассказ «Наука ненависти»  (1942).  В  1943-1944  годах

начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину»  (новый  вариант

– 1969).

      Стремление к эпическому постижению  судеб  народа  –  в   самой  природе

таланта Шолохова. Подвиг народа в Отечественной войне  определил  и  сюжетно-

композиционный  и  эмоционально-стилевой  строй  незаконченного  романа  «Они

сражались за Родину». Контрастные чередования  картин  мирной,  хотя  уже  и

потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек  и

внезапно  вспыхивающих  боев  позволяют  писателю  воссоздать  единый  облик

воюющего народа.

      Рассказ  «Судьба  человека»  (1956-1957)  стал  заметным  явлением   в

литературе. Трагическая  история жизни взята в ее связи  с событиями  войны  –

историческими  испытаниями  в  жизни  народа,   государства   и   отдельного

человека. Из жизни  Андрея Соколова  автор  отбирает   только  то,  что  дает

возможность осмыслить  человеческую судьбу в связи с  трагическими  событиями.

Это позволяет  писателю показать Человека и  Войну,  несовместимость  мира  и

фашизма. Эта  сложная, историческая основа  определила  и  поэтику  рассказа.

Отчетливо выделяются  ведущие  образы-лейтмотивы  (дорога  автора  –  дорога

героя – судьба человека  на  дорогах  войны  и  т.п.),  свободно  чередуются

голоса героя-рассказчика  и  автора-повествователя.  Судьба  Андрея  Соколова

воплощает не только страшное зло  войны,  сквозной  жизнеутверждающий  мотив

рассказа –  вера в доброе, человеческое, утверждение  подвига.

      После войны Шолохов  опубликовал  ряд  публицистических  произведений:

«Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет  и  мрак»  (1949),  «Не

уйти палачам  от суда народов!» (1950)  и  другие,  в  которых  он  выступает

против идеологов  «холодной войны».

      Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова,  это,  прежде  всего

связь писателя с народом. Книга – дело «выстраданное», говорил Шолохов на 2-

м съезде писателей. Много раз в его высказываниях  повторяется мысль  о  том,

что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни  была,  о

том, что  к  оценке  художественного  произведения  надо  подходить,  прежде

всего, с точки  зрения исторической правдивости. По мысли  Шолохова, право  на

жизнь сохраняет  только то искусство, которое служит интересам народа.

      «Я принадлежу к числу тех  писателей, которые  видят   для  себя  высшую

честь и высшую свободу в  ничем  не  стесняемой  возможности  служить  своим

пером трудовому  народу», - сказал он в речи после  вручения  ему  Нобелевской

премии (1965г.)

      Одна из самых существенных  черт таланта Шолохова – его  умение видеть в

жизни и воспроизводить в искусстве все богатство  человеческих  эмоций  –  от

трагической безнадежности  до веселого смеха.

      Вклад писателя в мировое искусство  определяется,  прежде  всего,  тем,

что в его  романах  впервые  в  истории  мировой  литературы  трудовой  народ

предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте  социальной,

нравственной, эмоциональной  жизни,  которая  ставит  их  в  ряд  неумирающих

образов мировой  литературы.

      В его романах  поэтическое   наследие  русского  народа  соединилось   с

достижениями  реалистического романа XIX и XX веков, им  были  открыты  новые

связи между  духовным и материльнм, между человеком  и окружающим  миром. Для

Шолохова характерно представление об универсальности  жизни; триединство  его

поэтики: человек  – общество  –  природа  –  выражает  одну  из  особенностей

цивилизации, гуманистическое  направление всего его творчества.

Информация о работе Жизнь и творчество Шолохова М.А