Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:17, биография
Мать Шолохова – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской
губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком,
управляющим паровой мельницей. Шолохов учился в церковно-приходской школе и
гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде.
В конце 1922 года он приезжает в Москву. Работает грузчиком,
чернорабочим, делопроизводителем. В 1924 году в журналах появляются
рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы»
и «Лазоревая степь» (1926).
«Жизнь и творчество Шолохова
М.А.»
Мать Шолохова – из
губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком,
управляющим паровой мельницей. Шолохов учился в церковно-приходской школе и
гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде.
В конце 1922 года он приезжает в Москву. Работает грузчиком,
чернорабочим, делопроизводителем. В 1924 году в журналах появляются
рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы»
и «Лазоревая степь» (1926).
Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная
классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в
деревне. Рассказы стали заметным явлением в советской литературе первой
половины 20-х годов. Умение раскрыть правду действительности в острых
общественных и бытовых конфликтов, проникновенное восприятие душевных
движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом
характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики»
(1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина» (1926).
В 1924 году Шолохов возвращается на Дон в станицу Вешенская, где живет
постоянно. Здесь он начинает писать «Тихий Дон» (1928-1940) – роман,
принесший писателю мировую известность. Это произведение изображает донское
казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой
рисует судьбы народа и личности в революции.
«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912-1922);
«Поднятая целина» (1932-1960) повествует о 1930 годе, о революционном
переломе в жизни деревни.
Во время Великой
Уже в первые месяцы войны были опубликованы в периодической печати и вышли
отдельными изданиями его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Широкую
известность приобрел рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943-1944 годах
начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант
– 1969).
Стремление к эпическому
таланта Шолохова. Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-
композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они
сражались за Родину». Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и
потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и
внезапно вспыхивающих боев позволяют писателю воссоздать единый облик
воюющего народа.
Рассказ «Судьба человека» (1956-1957) стал заметным явлением в
литературе. Трагическая история жизни взята в ее связи с событиями войны –
историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного
человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что дает
возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями.
Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и
фашизма. Эта сложная, историческая основа определила и поэтику рассказа.
Отчетливо выделяются ведущие образы-лейтмотивы (дорога автора – дорога
героя – судьба человека на дорогах войны и т.п.), свободно чередуются
голоса героя-рассказчика и автора-повествователя. Судьба Андрея Соколова
воплощает не только страшное зло войны, сквозной жизнеутверждающий мотив
рассказа – вера в доброе, человеческое, утверждение подвига.
После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений:
«Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не
уйти палачам от суда народов!» (1950) и другие, в которых он выступает
против идеологов «холодной войны».
Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это, прежде всего
связь писателя с народом. Книга – дело «выстраданное», говорил Шолохов на 2-
м съезде писателей. Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том,
что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была, о
том, что к оценке художественного произведения надо подходить, прежде
всего, с точки зрения исторической правдивости. По мысли Шолохова, право на
жизнь сохраняет только то искусство, которое служит интересам народа.
«Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую
честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим
пером трудовому народу», - сказал он в речи после вручения ему Нобелевской
премии (1965г.)
Одна из самых существенных черт таланта Шолохова – его умение видеть в
жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих эмоций – от
трагической безнадежности до веселого смеха.
Вклад писателя в мировое
что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ
предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной,
нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих
образов мировой литературы.
В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с
достижениями реалистического романа XIX и XX веков, им были открыты новые
связи между духовным и материльнм, между человеком и окружающим миром. Для
Шолохова характерно представление об универсальности жизни; триединство его
поэтики: человек – общество – природа – выражает одну из особенностей
цивилизации, гуманистическое
направление всего его