Жизнь и творчество Гете И.В

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Иоганн Вольфганг Гёте величайший представитель культуры просвещения. В его личности соединились писатель, философ и исследователь, каждая из этих граней необычайно ярко отображает особенности века Разума. Одновременно учёные подчёркивают, что «феномен Гёте далеко выходит за эти рамки, охватывая такие сферы духа и творчества, к которым просветители не возносились или же игнорировали их». Родился будущий писатель 28 августа 1749г. во Франкфуртена - Майне в богатой бюргерской семье.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Жизнь (от детства до юного)
1.1 Детство. Юность………………………………………………………..5
1.2 Гете периода…………….……………………………………………….6
1.3 Страдания юного Вертера………………………………………………7
Глава 2 Классик и Веймарский классицизм
2.1 Гете – классик…………………………………………………………..16
2.2 Годы в Веймаре…………………………………………………………22
2.3 Веймарский классицизм……………………………………………….23
2.4 Последние годы…………………………………………………………25
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая ккк.doc

— 126.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ НИУ  Иркутский государственный технический  университет

Факультет Права, социологии и СМИ

Кафедра рекламы и журналистики 
 
 

Жизнь и  творчество Гете И.В 
 

Курсовая работа 

По дисциплине «История зарубежной литературы »

По специальности: 030601 «Журналистика» 
 
 

Выполнил: студент 2 курса гр. Жур 09-1              Гиваасамбуу Дэлгэрбаяр 

Научный руководитель /Доцнт/                                           Захарян С.А 
 
 
 

                                                   Иркутск 2011

   

Оглавление 
 

Введение……………………………………………………………………. 3       

Глава 1  Жизнь (от детства  до юного)

1.1  Детство. Юность………………………………………………………..5

1.2 Гете периода…………….……………………………………………….6

1.3 Страдания юного Вертера………………………………………………7

Глава 2 Классик и Веймарский классицизм

2.1 Гете – классик…………………………………………………………..16

2.2 Годы в Веймаре…………………………………………………………22  

2.3 Веймарский классицизм……………………………………………….23

2.4 Последние годы…………………………………………………………25

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Иоганн Вольфганг Гёте величайший представитель культуры просвещения. В его личности соединились писатель, философ и исследователь, каждая из этих граней необычайно ярко отображает особенности века Разума. Одновременно учёные подчёркивают, что «феномен Гёте далеко выходит за эти рамки, охватывая такие сферы духа и творчества, к которым просветители не возносились или же игнорировали их». Родился будущий писатель 28 августа 1749г. во Франкфуртена - Майне в богатой бюргерской семье. В конце жизни он напишет об этом факте в автобиографической книге «поэзия и правда» сочетание созвездий было счастливым: солнце стояло под знаком Девы в своём зените, Юпитер и Венера посматривали на него любезно, меркурий не вражески природа действительно как будто предвидела появление на свет нового гения.

      Родители  Гёте создали все условия для  гармонического развития ребёнка в доме была большая библиотека (2000 томов) и картинная галерея, взрослые часто устраивали кукольные спектакли. Обучение мальчика началось с трёх лет. Он овладел основами юриспруденции, античной философии и литературы, верховой езды и рисования, игры на фортепиано и скрипке. Особое внимание уделялось изучению языков: английского, французского, итальянского и двух «мёртвых» древнегреческого и латинского. Интересно, что сам обучаемый даже придумал игру в форме переписки между вымышленными членами семьи, каждый из которых должен был изъясняться на одном из этих языков. Позже он напишет: «Кто не знает чужих языков, не знает ничего и о своём».

      Лишь  у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения с Поэзией. К таким поэтам принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Чем больше узнаешь  его, тем больше понимаешь: не просто был он причастен к миру поэзии - это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1  Жизнь от детства до юного 

1.1  Детство. Юность.

      Родился он в семье имперского советника  и дочери франкфуртского старейшины. Узкий семейный круг и домашнее воспитание, отец сам занимался образованием Иоганна и eго сестры позволяли поэту сосредоточиться на самом себе.

      Гете  рано проявил склонность к поэтическому творчеству, но господствовавшие в  доме отца взгляды исключали для  него возможность профессионального  занятия искусством. В возрасте шестнадцати лет Гете переезжает в Лейпциг, где изучает право в университете, вскоре из-за болезни вынужден возвратиться во Франкфурт. Он увлекается оккультной философией, астрологией, изучает средневековые алхимические трактаты. В 1769 выходит его первый печатный сборник стихов Гете «Новые песни». 
 
 
 
 
 
 

 
  • Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. -М., 1966
 

 1.2 Гете периода

      В начале 1770 начинающий поэт отправляется в Страсбург, чтобы продолжить свои занятия юриспруденцией; кроме того, Гете посещает лекции по химии, медицине, филологии. В Страсбурге происходит знакомство Гете с Фридерикой Брийон. дочерью пастора в Зазенгейме. Письма в стихах, т.н. «Зазенгеймские песни», адресованные возлюбленной были опубликованы в 1775. Центральной темой Песен (впервые в немецкой литературе) являются юношеские переживания, что составляло резкий контраст предшествующей литературной традиции.

      В сентябре 1770 в Страсбург приезжает  философ и критик И. Г. фон Гердер, который пробуждает в Гете интерес  к готической архитектуре и к народной поэзии. Гете читает Гомера, Оссиана, кельтский эпос. У философа начинающий поэт перенимает критическое отношение к господствовавшему в то время на немецкой сцене французскому театру. В качестве противовеса «разумному» театру французского классицизма, Гердер указывает Гете на театр Шекспира, который приносит классицистические принципы построения драматического произведения в жертву естественному, эмоциональному выражению. Во многом опираясь на шекспировскую драматическую традицию, по возвращении из Страсбурга во Франкфурт в ноябре 1771 Гете создает свою первую значительную пьесу «Гец фон Берлихинген» (поставлена в 1774 г.).

  • Акимова А. А. Вольтер. -М., 1970.
  • Аникст А. А. "Фауст" Гете. -М., 1979

1.3 Страдания юного Вертера.

      В мае 1772 Гете отправляется на юридическую практику в город Вецлар, где он намеревался изучать деятельность высшего апелляционного суда Священной Римской империи. В Вецларе Гете знакомится с невестой секретаря ганноверского посольства И. К. Кестнера Шарлоттой Буфф, в которую страстно влюбляется. После безнадежных любовных терзаний Гете принимает решение покинуть город. В сентябре он неожиданно для всех уезжает из Вецлара, отослав прощальное письмо Шарлотте. Вскоре Гете из письма к нему Кестнера узнает, что в Вецларе застрелился секретарь брауншвейгского посольства Ф. Иерузалем, который был влюблен в жену своего друга, В день самоубийства Иерузалем одолжил у Кестнера пистолеты.

 

   На Гете  это известие произвело сильное  впечатление. Он много времени  размышляет о самоубийстве, у него возникает мысль покончить с собой. Но в это же время Гете переживает новое увлечение. Предметом его поклонения стала замужняя женщина, юной дочерью его знакомой Максимилиана Брентано. Гете приходится сделать колоссальное усилие над собой, чтобы избавиться от чувства к ней. Весной 1774, полностью отгородившись от внешнего мира, за четыре недели, Гете пишет «Страдания юного Вертера», первое значительное произведение новой немецкой литературы. Роман Гете, с одной стороны, продолжал традиции сентиментального романа в письмах, получившего распространение во второй половине 18 века (образцовым произведением эпистолярного жанра в то время считался роман Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Но если многотомные эпистолярные романы составляла переписка сразу всех героев, то в «Вертере» ведущая роль принадлежит одному человеку. Более того, в «Вертере» описание внутренней жизни одного человека сочетается с картинами обыденной бюргерской жизни. Гете революционным образом соединяет две литературные традиции, ведь романы, описывавшие повседневную жизнь, составляли традицию иную, нежели романы, рассказывавшие историю души. В первом романе Гете бытие «внутреннего человека», его духовное развитие, трагедия его любви и смерти, разворачиваются на фоне повседневной жизни провинциального городка.

      Создававшийся в эпоху Просвещения, когда главенство разума над чувством не ставилось  под сомнение, роман Гете стал своего рода откровением. Главной темой  «Вертера» является любовь во всех ее проявлениях. Заглавие романа очевидным образом отсылало читателей к литургической формуле, применяемой к страданиям Иисуса Христа. Любовь простого человека получает в романе религиозное значение, помогает ему осознать свою индивидуальность, обрести внутреннюю свободу. Но осознание собственной индивидуальности, а значит, и определенной ограниченности, и приводит Вертера к самоубийству: в смерти герой преодолевает ограниченность физического мира, ограниченность своей любви, растворяется в бесконечной природе.

 

   Опубликованный  в конце лета 1774 «Вертер» имел феноменальный успех в Германии и за ее пределами. Роман сразу же был переведен на многие европейские языки. Его восторженно приняло новое поколение европейской молодежи, тем не менее он вызвал ожесточенную критику со стороны просветителей и церковных служителей, которые посчитали произведение молодого автора апологией самоубийства.

      Вертер - хрупкий, нерешительный пассивно-созерцательный мечтатель. Правда, и ему, этому молодому бюргеру, нечуждо классовое сознание бюргерства, ему ясно его превосходство над аристократией, - но он исключительно чувствительная натура, все его действия определяются чувством, а не разумом, он вечно няньчится со своим истерзанным сердцем. Вертер не борется, как Гец, Прометей или Фауст, - ему мешают чрезмерная нервность и полное безволие. И если бунтари Гец и Фауст пришли в конце своей борьбы к выводу, что свобода лишь в растворении в космосе, то в Вертере ставится под сомнение вообще возможность существования для человека, так болезненно откликающегося на ничтожнейшие житейские события. Столь чувствительно реагирующую "душу" может ожидать лишь смертельное разочарование, она привносит самое себя, свои желания и мечты во все, в расцветающую весной долину, в играющих детей и простодушных поселян, в попытки художественного творчества и в прекрасную в своей молодости девушку, невесту другого. Каждое непосредственное соприкосновение с объектами его грез и тем более каждая встреча с обществом наносит Вертеру неизлечимые раны, так как все это еще шире раздвигает зияющую пропасть между ним тепличным цветком  и феодальной действительностью, и чем болезненнее разбиваются одна за другой его иллюзии, тем обольстительней поет ему смерть свою чарующую песнь. Конфликт идеологов "бури и натиска" с феодальным общественным строем получил здесь свое наиболее пессимистическое разрешение: стремление стать творцом новой буржуазной жизни, переделать мир действительности, приводить как об этом свидетельствует самоубийство Вертера или к возвращению в космос, к самоуничтожению или же к отказу от первоначальных планов.

 

 Редко в мировой  литературе можно встретить произведение, которое в такой степени выражало бы чаяния класса или определенной социальной группы, как это мы видим  в "Вертере" Гете, и редко поэтому  какое-либо произведение оказывало  подобный этому роману эффект. Незадолго до его появления, сын одного близко стоящего к Лессингу богослова (Иерузалем) покончил самоубийством. И вот "вертеризм" стал модой, молодые, разочаровавшиеся в жизни чувствительные натуры из бюргерских слоев подражали жизни героя Гете, носили точь-в-точь его одежду ("фрак Вертера"), десятки добровольно лишали себя жизни. Этот грандиозный "успех" романа объясняется исключительной гармонией формы и содержания, исключительным мастерством, с которым в нем выражались чрезмерная возбудимость страстей и пессимизм немецкой бюргерской интеллигенции конца XVIII века"*6. И уже стариком Гете говорил об этом романе, что он его "как пеликан вскормил кровью своего собственного сердца", что это "зажигательная ракета.

      Характерно  для произведений молодого Гете, как идеолога среднего бюргерства, что он восстает против существующего строя, не критикуя конкретных носителей этого строя, а выражает свой протест главным образом в области философско-религиозной. А молодой Шиллер, например, этот "романтический якобинец" на немецкой почве, этот идеолог наиболее левых, мелкобуржуазных слоев немецкого "третьего сословия", направлял свой пылкий пафос революционного протеста не против феодализма и его мировоззрения вообще, а именно против конкретных представителей, князей и чиновников ("Разбойники" и "Коварство и любовь"). И если в юности своей Шиллер не чуждался идей французского материализма, то молодой Гете дальше французского просветительского деизма Вольтера и философии Спинозы не пошел. Очень многие стороны творчества молодого Гете нам станут ясными, когда мы поймем, что они обусловлены спинозистской философией: так "разрешение" конфликта личности с действительностью, трактовка человека как капли во вселенной, стремление раствориться во "всеобщности", в космосе, - создание таких образов, как Прометей, Магомет, Фауст, - вообще роль природы в ранних произведениях Гете предстает в своем истинном свете только в связи с спинозизмом их автора. Этим же отличается его ранняя лирика, напр., от серафически - библейской лирики клопштока ,у которого все и всегда завершается гимном создателю; в лирике Гете мы имеем новое взаимоотношение между личностью и природой: творческий субъект чувствует себя слитым с ней, ее частицей, связь между ним и природой не совершается, как у Клопштока, при помощи стоящего во вне творца. Здесь Гете растворяется в природе; его смелая сила видения оживляет ее новыми, небиблейскими образам и: ночь нависла над горами, дуб стоит в тумане, как вытянувшийся во весь рост великан, ветер машет крыльями; в "Песне духов" душа человека сравнивается с волнами и ветром.

Информация о работе Жизнь и творчество Гете И.В