Жизнь и творческий путь И. Кашпурова

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:24, доклад

Описание работы

Иван Васильевич Кашпуров родился 14 октября 1926 года в селе Калиновском на Ставрополье. Его отец – буденновец, пришедший на Ставрополье с Украины и завоевавший уважение односельчан мастерством печника (стихотворение «Чтоб спасибо слышать...») и чеботаря («Сапоги»). Истоки поэзии Ивана Кашпурова – в любимой его Калиновке. От отца поэт воспринял любовное отношение к умельству в крестьянском труде («Умение»), а от матери – казачки – нежную влюбленность в родную природу. С этой темой у него связано почти всё: и труд и любовь. «Главные для меня слова, – говорил поэт, – земля, хлеб…»

Работа содержит 1 файл

Кашпуров.docx

— 250.45 Кб (Скачать)

Жизнь и творческий путь И. Кашпурова (В1)

 

Иван Васильевич Кашпуров родился 14 октября 1926 года в селе Калиновском на Ставрополье. Его отец – буденновец, пришедший на Ставрополье с Украины и завоевавший уважение односельчан мастерством печника (стихотворение «Чтоб спасибо слышать...») и чеботаря («Сапоги»). Истоки поэзии Ивана Кашпурова – в любимой его Калиновке. От отца поэт воспринял любовное отношение к умельству в крестьянском труде («Умение»), а от матери – казачки – нежную влюбленность в родную природу. С этой темой у него связано почти всё: и труд и любовь. «Главные для меня слова, – говорил поэт, – земля, хлеб…»

Отсюда, из Калиновки, в 1943 году Иван Кашпуров ушел на военную службу. Вначале в кавалерийскую полковую школу, потом в артиллерийские войска. После окончания войны их часть была направлена в Иран, где он прослужил до 1949 года.

После демобилизации –  учеба в вечерней школе города Ставрополя, затем – педагогический институт. Одновременно работал билетным контролером в автоколонне, потом экспедитором хлебозавода.

В 1952 году он стал студентом  Литературного института Союза  писателей СССР, который закончил в 1957 году и вернулся в родной край. Скоро он переехал в Запорожье, где прожил девять лет, и в 1967 году вернулся в  родной Ставрополь.

Ивана Кашпурова называют поэтом Ставрополья: природа Ставропольского края, его люди, его история – это естественная стихия творческого мира поэта, не только дающая темы его стихам, но составляющая его художественный арсенал. В его стихах воссоздан облик этого богатого и своеобразного степного края, раскинувшегося в предгорьях Кавказских гор: «Осенняя баллада», «Звенят колосья», «Песня Ставрополю», «Ставрополье» и др.

Жизнь каждого человека не мыслится поэтом вне истории. В стихах Кашпурова прослеживается историческая общность с родной землей, с деяниями наших предков. Поэту удается создать живые образы своих земляков, наделив каждого невыдуманной судьбой. В его стихах – реальные люди, имена которых поэт всегда называет.

По стихам Ивана Кашпурова можно изучать растительный мир степей, мир красочный и звучащий своей особой музыкой; представить себе и сегодняшнюю жизнь Ставрополья, и его историю.

Иван Васильевич Кашпуров издал более двух десятков поэтических сборников. Первая книга стихов вышла в Ставрополе в 1956 году, называлась она «Дыхание степи». Книги его выходили в издательствах Ставрополя, Запорожья, Днепропетровска, а также в московских издательствах «Советская Россия», «Современник», «Воениздат», «Художественная литература». Печатался в журнале «Советская литература» па английском языке.

За литературную деятельность награжден орденом «Знак почета»  и удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». Умер в 1997 году.

Жизнь и творческий путь И. Кашпурова (В2)

 

Иван Васильевич Кашпуров родился 14 октября 1926г., в селе Калиновском на Ставрополье. С 1943-1949гг. служил в Советской Армии, после демобилизации учился в вечерней школе рабочей молодежи, а затем в Ставропольском педагогическом институте. В 1959 по рекомендации Ставропольского отделения Союза писателей Кашпуров поступил в Литературный институт имени Алексея Максимовича Горького, который окончил в 1957г.

В том же году начал работать в редакции Карачаево-Черкесской областной газеты. "Ленинское знамя"; В 1959-1961 сотрудничал в газете "Запорожская правда". С 1958г. Кашпуров был принят в члены союза писателей СССР. В 1963г. Кашпуров вступил в члены Коммунистической партии.

Его первые стихи были опубликованы в 1949г. в армейской газете Закавказского военного округа, а в 1956г. вышел первый сборник стихов "Дыхание степи". Родина, народ, время - основные темы произведений Кашпурова, составляющих сборники, вышедшие в разное время: "Над седыми курганами"(1958г.), "Мои позывные"(1961г.), "Крылья"(1964г.), "Версты"(1967г.), "Обновление"(1968г.), "Осенний снег"(1969г.), "Певучие травы" (1972г.).

Большинство этих сборников  выходило в Москве и Ставрополе, в местном книжном издательстве, и сразу же привлекало внимание читателя не только свежестью и непосредственностью поэтического голоса, но и удивительно органичной связью с жизнью большого степного края.

Всего поэт издал свыше  двух десятков книг в Ставрополе, на Украине и в Москве. Поэзия его  возмужала. Но что-то в ней осталось неизменным, и это главное, определяющее, идет от почвы, которая взрастила  поэта. Истоки поэзии Ивана Кашпурова - в любимой его Калиновке, где он родился 14октября 1926г. в семье буденовца, пришедшего на Ставрополье с Украины и завоевавшего уважение односельчан мастерством печника и чеботаря. От отца поэт воспринял любовное отношение к умельству в крестьянском труде, от матери-казачке - нежную влюбленность в родную природу. Это сочетание чувств и зародило в нем великого поэта.

Из Калиновки в 1943г. И. Кашпурова направили в кавалерийскую полковую школу. Сюда он и вернулся в 1948г. из армии. Первые стихи, посланные товарищами без его ведома в дивизионную газету, были обращены к ней, к родной земле.

"Из Калиновки, - душа  рвалась на простор, мечтал  учиться, - отправился в Ставрополь, там поступил в вечернюю школу, потом в пединститут", - писал он. Одновременно работая билетным контролером автоколонны, экспедитором хлебозавода, заведовал районным домом культуры. В 1952г. Кашпуров стал студентом Литературного института, который закончил в 1957г. и сразу же вернулся в родной край. Пронеслись годы журналистской, писательской работы.

Более всего связь с  родной землей ощущается в самом  духе поэзии Кашпурова, в ее внутреннем строе, в отношении к поэтическому мастерству. Хотя, конечно, исконное, идущее от "корней", от взрастившей его сельской среды, осложнялось и углублялось по мере усвоения близких ему литературных традиций. И. Кашпуров с самого начала творческого пути пошел вслед за такими поэтами, как М. Исаковский и А. Твардовский.

Уже в первых книгах Кашпуров проявил себя как поэт определенно выраженной общественной позиции. Присущее ему оптимистическое мировосприятие всегда имело четко окрашенный социальный характер. Абстрактные умозаключения ему чужды, равно как и восхищение жизнью как таковой. Его радует не какая-нибудь другая, а та жизнь, что утверждал в деревне и в городе социализм, проходивший период бурного становления в послевоенные годы.

Кашпуров приветствует процесс сближения родной деревни с городом. В этом процессе он видит громадные перспективы развития села.

Во всем, и прежде всего  в духовном складе сельского труженика, он видит приметы этого подъема: "От равнодушия и дремоты здесь  не осталось и следа" ("Патриархальщина - не мода").

Герои его стихов - труженики, чьей энергией и мастерством жива колхозная жизнь, они вершат не "бумажные", а "жизни главные дела" ("Заботы"). Это старый хлебороб Игнат Песков и садовник Кузьмич, "довоенных годов почтальон" Василий Прокофьевич Селин и председатель колхоза Логвиныч, доярка Наталья Ефремьева и многие другие. Часто Кашпуров называет подлинные имена своих героев, потому что жизнь существует для него в ее контрактных проявлениях. В этом конкретном, будничном и неповторимом поэт умеет различать характерные черты социального и нравственного существа современного человека.

Кашпуров принадлежит к числу поэтов, призванных раскрыть возвышенный смысл будничной, повседневной жизни современного крестьянина. В самом процессе труда поэт обнаруживает возможность наслаждения высокой красотой, возможность, которая нагляднее и доступнее для восприятия проявляется именно в крестьянском труде. Ведь крестьянский труд всегда теснейшим образом связан с природой. Для поэта они нерасторжимое целое, и сама природа наполнена неустанной работой на благо людей. У Кашпурова о восходе солнца сказано: "... кто-то выкатил раньше - рано раскаленного солнца шар". О дожде - "его веселая работа ему по праву самому". "Дорога работает. Ночью и днем глухо гудит гудрон". В колхозном саду "трудится лето". Апрель заботится о том, как "прибрать леса и долы", как убрать мартовскую "грязь и апрель".

Тема природы - любимая  тема Кашпурова. С этой темой у него связано почти все: и труд и любовь. Примером может послужить стихотворение "Осень" написанное в 1949 году. Тема природы занимает центральное место в самом стихотворении, отражается она, по-моему, и в заголовке. Основная идея стихотворения - это осенние работы на полях. Если определять по жанру, то я бы отнесла данный текст к пейзажной зарисовке. Стихотворение состоит из 4 строф, которые можно разделить на 4 части. Первая часть - это вступление, в котором поэт говорит о красоте земли, когда она покрыта листьями и что в таких "зябких небесах" даже солнцу холодно. Следующая часть посвящена полям, на которых, по-видимому, "полным ходом" идет работа, и "моторов не смолкает гул". В третьей части описываются полевые работы тружеников колхоза "разминая темный ком земли", описывается "голубоватая степь", которую окидывает взглядом бригадир.

4 часть - это описание  самой осени, с приходом которой  все деревья "полыхают пожаром", и что даже амбары приседают  под тяжестью зерна, собранного в это прекрасное время.

Это стихотворение написано амфибрахием, который придает стихотворению плавность, пластичность.

Кашпуров использует приемы олицетворения метафоры, чтобы показать всю красоту осени: "листья мягко укрывают землю", "медленным пожаром полыхает тополей стена", "дремлет лесная полоса", "приседают, ахая амбары".

Мир природы у Кашпурова полон хлопотливых, радостных и полезных забот, заключающих в себе ту же необходимую душе красоту, что и труд человека. В этот мир неустанных трудов органически включается и труд поэта. Отношение Кашпурова к поэтическому труду сочетает здоровый утилитаризм с самозабвенностью мастера, стремящегося к эстетическому совершенству. Одно из главных требований, предъявляемых к себе, он заимствовал из отцовского морального кодекса, где главное мерило ценности труда - значимость его для людей, определяемая его высоким качеством.

Поэзия Кашпурова в высшей степени предметна. "Главные для меня слова, - говорил поэт, - земля, хлеб..." Предмет в его стихах - итог и смысл извечного, наполняющего жизнь движения, как бы трепещущий сгусток его. В стихотворении "Кубань", представляющем в определенном смысле философское слово поэта, такому бесцельному движению противопоставляется прекрасный мир сущего. Он живет, движется, меняется, находясь постоянно в диалектическом единстве покоя и движения. И даже неподвижные предметы воспринимаются как активно существующие в пространстве:

Степь холмистая ходит, ходит, словно палуба, ходуном.

Вербы старые хороводят возле  копанцев, за гумном.

Звезды движутся небесами, хаты белые - в даль полей,

Хаты кажутся парусами уплывающих кораблей.

("Пахнут яблони", 1967)

Движущийся неостановимо, живущий в неустанных трудах и стремление к совершенству мир - понятие совершенно конкретное. Это наша земля. Это родина, страна социализма, это родной край.

Кашпурова называют поэтом Ставрополья. Действительно, в его стихах воссоздан облик этого богатого и своеобразного степного края, раскинувшегося в предгорьях Кавказских гор. Он сумел увидеть и запечатлеть в своих стихах общие черты природы края, его жизни и быта. В ранних стихах образ Ставрополья словно бы ограничен рамками отдельных бытовых картинок. "Нехотя у дремлющей кошары гавкает на небо волкодав". Поэта не удовлетворяет перечень картин. Он ищет средства передать главное, воссоздать само обличие степи, ее безмерность. Ставрополье - его природа, его люди, его история - это естественная стихия творческого мира поэта, не только дающая содержание его стихам, но и составляющая его художественный арсенал. Все здесь ему дорого, все восхищает глаз и волнует сердце. И ногайская степь, где даже насыпь "сгорает" и "веет" жизнью лишь зултурган", и поле, и лиман, где "сонно качается звезда на воде" в ночную пору. И живые реальные люди, имена которых поэт почти всегда называет. И уже далекое прошлое - годы революции и Отечественной войны. По стихам Кашпурова можно представить себе и сегодняшнюю жизнь Ставрополья, и его историю в их основных очертаниях. Чтобы увидеть родной край, нужно было посмотреть не него издали. Лучшие стихи о Ставрополе, о его степях написаны, когда Кашпуров жил (с 1958 по 1967г.) на Украине, в Запорожье. Именно в те годы, когда расстояние и память включились в работу воображения, когда глаз и сердце могли сопоставить родное Ставрополье с соседней Украиной, которая стала второй родиной для него, когда увидел "запорожские степи" и, глядя на них, затосковал о ставропольских, рождается в стихах облик "раздольного российского юга", "распахнутой дали", которую ни с чем не надо сравнивать, потому что единственно возможное сравнение - с океаном - стало уже банальным. Вдали от родного края И. Кашпуров создает стихотворение "Ставрополье", в котором есть простые и точные строки, понятные и близкие каждому ставропольцу. И именно это стихотворение показало нам отношение автора к родному краю. Он описывает его "голубые облака гороха", равнины, горы, его "торопливые реки", поля, сады, рассветы. Но больше всего в этом стихотворении поражает то, с какой нежностью Кашпуров обращается к своей Родине, что "сады и поля твои меня растили". Для него Ставрополье - лучшая во всем мире земля, вместившая очень много: "Ах, Ставрополье, синий край России, ты - песня эскадронная отцов". Здесь также много эпитетов: "голубая полынь", "динамичный грохот, "широкие прокосы", "синий край России". Такие природные описания свойственны лирике Кашпурова.

Информация о работе Жизнь и творческий путь И. Кашпурова