Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 19:26, доклад
Биография. основные произведения
Мировой литературе известно много французских писателей, особенного внимания заслуживает Оноре де Бальзак - известный драматург. Родился 8 (20) мая 1799 года в Туре, умер 6(18) августа 1850 года в Париже. Не только особенностями своего творчества, но и самой своей личностью и литературной карьерой он представляет яркий тип писателя, развивавшегося под влиянием широких успехов естествознания и позитивной философии, среди суровой борьбы и жестокой конкуренции, вызванной ростом промышленности. Его жизнь — это история труженика, который с неутомимой энергией стремится пробиться вперед, во что бы то ни стало завоевать себе славу и богатство. Его творчество пронизано стремлением перенести методы современного естествознания в художественную литературу, стереть грань, отделяющую литературу от науки. Его отец был вульгарным материалистом и оставил ряд сочинений по социальным вопросам; выше всего он ставил задачу физического улучшения человеческой породы и при помощи выводов естествознания мечтал разрешить социальные и моральные вопросы своего времени.
Писателю досталось мировоззрение своего отца, его здоровье и железную волю. Получив первоначальное образование сперва в провинциальном, потом в парижском колледже, Бальзак остался в столице, когда его отец уехал с семьей в провинцию. Решив, вопреки воле отца, посвятить себя литературе, он был почти лишен поддержки со стороны семьи. Как показывают его письма к сестре Лауре, это не мешало быть ему полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе и богатстве, о завоевании великого города. Под псевдонимом он пишет ряд романов, лишенных литературного значения и не включенных им впоследствии в полное собрание его работ.
Идеалы
Наполеон для Бальзака был воплощением титанизма. Он считал его «самой сильной волей в анналах человеческого владычества». Воспринимая жизнь как нескончаемую битву, Бальзак неоднократно уподоблял себя Наполеону. Творчество - это тоже борьба. «Поля умственных сражений труднее для обработки, чем поля, на которых умирают, чем поля, на которых сеют зерно, знайте это!» Борьба, по мнению Бальзака, - удел великих людей, а он один из них.
Планы у молодого Бальзака поистине наполеоновские: сюжеты, образы, ситуации новелл и романов теснятся у него в голове. Но спокойно поработать удается редко, долговые обязательства постоянно подгоняют. Одному из издателей-кредиторов удалось обнаружить его убежище. Бальзак обязался написать очередной «кодекс» - «Руководство для делового человека» и даже получил аванс в 200 франков. Деньги быстро растаяли. Бальзак предлагает издателю компромисс: у него есть наброски супружеского «кодекса», он займется им. Так появляется на свет «Физиология брака».
Обнаружив прекрасное понимание психологии женщин, бесправных в современном обществе, Бальзак принимает их сторону в поединке, именуемом браком. В форме блестящих парадоксов раскрывает он стратегию и тактику этой междоусобной войны.
Автор привлек внимание
к противоестественности
Молодой Бальзак нащупал одну из болевых точек. Книга шла нарасхват. Из «Физиологии брака», по словам писателя, выросли «Сцены частной жизни». Связь между ними глубже, чем можно предположить поначалу. Ведь в «Физиологии брака» писатель впервые изложил идею о противоположности общества и природы, составляющую основу его социальной философии. А ведь еще недавно в учениях просветителей доминировала совсем иная мысль - так называемого естественного права, основывающаяся на представлении о том, что социальные законы едины с законами природы, что общество не противоречит природе, а лишь совершенствует ее. Бальзак же лишен безграничного доверия к человеческой природе, не верит в «естественный» эгоизм, который просветители считали «разумным». Неверие Бальзака продиктовано отнюдь не пессимизмом, и тем более не мизантропией. Создатель «Человеческой комедии» был великим жизне- и человеколюбом. Просто он видит то, чего не могли увидеть просветители, подготовлявшие Великую революцию. Бальзак видит ее последствия. Общество, провозгласившее главным личный интерес, открыло простор для худших склонностей человека: эгоизма, корыстолюбия, жажды наслаждений. Крайний индивидуализм, алчность буржуазной личности нашли выражение в новой религии - религии денег («Деньги - религия нашего общества» - заметит вскоре его герой медик Бьяншон).
Заключение
Представление Бальзака о смысле современной жизни, о факторах, управляющих современным человеком, всего лучше можно сформулировать словами, которые он влагает в уста каторжника Вотрена, поучающего молодого студента: “Выскочить в люди — вот задача, которую стремятся разрешить 50 000 молодых людей в вашем положении. И вы — единица в этой сумме. Подумайте, какие усилия потребуются от вас, какая ожесточенная предстоит борьба! Вы будете пожирать друг друга как пауки! Принципов нет, а есть события; и законов нет, а есть только обстоятельства, к которым подлаживается умный человек, чтобы торговать ими по-своему. Порок теперь в силе, а таланты редки. Честность никуда не годится. Надо врезаться в эту толпу, как бомба, или прокрасться в нее, как язва”.
«Мы признаем человеком только того, чья душа мечтает в любви настолько же о духовном наслаждении, как и о телесном удовольствии.»
В отличие от большинства поэтов, романтиков, философов, которые любили изображать восторги первой любви и первого поцелуя и опускали занавес над историей женщины, после того как кончится период ее наивного отношения к жизни. Бальзак проследил историю женской души от юных лет до старости и сделал центральным моментом своего внимания тот период жизни женщины, когда она достигает полной зрелости, приобретает широкий опыт, достигает расцвета своих физических и духовных сил. Жизнь представляется Бальзаку жестокой борьбой аппетитов, бессердечной братоубийственной войной всех против всех из-за наслаждений и богатства. Объективный научный метод применен Бальзаком и к исследованию внутреннего мира женщины. 30-летниий возраст женщины Бальзак предпочитал ее юности, так как в этом возрасте она свободна от иллюзий, от наивного понимания жизни. Она отдает свое сердце сознательно, умеет выбирать и различать людей, а потому и ее любовь имеет больше цены, дает больше счастья и утех.
Его романы навсегда останутся величайшим собранием документов о XIX столетии - собранием, в котором ярко освещены все уголки жизни этого промышленного и материалистического века.
Таковы основные особенности творчества Бальзака и главные черты его миросозерцания.