Жизнь и произведения оноре де Бальзака

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 19:26, доклад

Описание работы

Биография. основные произведения

Работа содержит 1 файл

Жизнь и произведения Оноре де Бальзака.doc

— 34.50 Кб (Скачать)

Жизнь и произведения Оноре де Бальзака

«Бывают люди, похожие на нули:

им  всегда необходимо,

чтобы впереди их были цифры.»

Биографическая  характеристика

Мировой литературе известно много французских писателей, особенного внимания заслуживает Оноре  де Бальзак - известный драматург. Родился 8 (20) мая 1799 года в Туре, умер 6(18) августа 1850 года в Париже. Не только особенностями своего творчества, но и самой своей личностью и литературной карьерой он представляет яркий тип писателя, развивавшегося под влиянием широких успехов естествознания и позитивной философии, среди суровой борьбы и жестокой конкуренции, вызванной ростом промышленности. Его жизнь — это история труженика, который с неутомимой энергией стремится пробиться вперед, во что бы то ни стало завоевать себе славу и богатство. Его творчество пронизано стремлением перенести методы современного естествознания в художественную литературу, стереть грань, отделяющую литературу от науки. Его отец был вульгарным материалистом и оставил ряд сочинений по социальным вопросам; выше всего он ставил задачу физического улучшения человеческой породы и при помощи выводов естествознания мечтал разрешить социальные и моральные вопросы своего времени.

Писателю досталось  мировоззрение своего отца, его здоровье и железную волю. Получив первоначальное образование сперва в провинциальном, потом в парижском колледже, Бальзак остался в столице, когда его отец уехал с семьей в провинцию. Решив, вопреки воле отца, посвятить себя литературе, он был почти лишен поддержки со стороны семьи. Как показывают его письма к сестре Лауре, это не мешало быть ему полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе и богатстве, о завоевании великого города. Под псевдонимом он пишет ряд романов, лишенных литературного значения и не включенных им впоследствии в полное собрание его работ.

Идеалы

Наполеон для Бальзака был воплощением титанизма. Он считал его «самой сильной волей в анналах человеческого владычества». Воспринимая жизнь как нескончаемую битву, Бальзак неоднократно уподоблял себя Наполеону. Творчество - это тоже борьба. «Поля умственных сражений труднее для обработки, чем поля, на которых умирают, чем поля, на которых сеют зерно, знайте это!» Борьба, по мнению Бальзака, - удел великих людей, а он один из них.

Планы у молодого Бальзака поистине наполеоновские: сюжеты, образы, ситуации новелл и романов теснятся у него в голове. Но спокойно поработать удается редко, долговые обязательства постоянно подгоняют. Одному из издателей-кредиторов удалось обнаружить его убежище. Бальзак обязался написать очередной «кодекс» - «Руководство для делового человека» и даже получил аванс в 200 франков. Деньги быстро растаяли. Бальзак предлагает издателю компромисс: у него есть наброски супружеского «кодекса», он займется им. Так появляется на свет «Физиология брака».

Обнаружив прекрасное понимание психологии женщин, бесправных в современном обществе, Бальзак принимает их сторону в поединке, именуемом браком. В форме блестящих парадоксов раскрывает он стратегию и тактику этой междоусобной войны.

Автор привлек внимание к противоестественности существующего  института брака, который после  заключения брачного контракта - денежной сделки - соединяет на всю жизнь людей, даже не успевших узнать друг друга. «Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям».

Молодой Бальзак  нащупал одну из болевых точек. Книга  шла нарасхват. Из «Физиологии брака», по словам писателя, выросли «Сцены частной жизни». Связь между ними глубже, чем можно предположить поначалу. Ведь в «Физиологии брака» писатель впервые изложил идею о противоположности общества и природы, составляющую основу его социальной философии. А ведь еще недавно в учениях просветителей доминировала совсем иная мысль - так называемого естественного права, основывающаяся на представлении о том, что социальные законы едины с законами природы, что общество не противоречит природе, а лишь совершенствует ее. Бальзак же лишен безграничного доверия к человеческой природе, не верит в «естественный» эгоизм, который просветители считали «разумным». Неверие Бальзака продиктовано отнюдь не пессимизмом, и тем более не мизантропией. Создатель «Человеческой комедии» был великим жизне- и человеколюбом. Просто он видит то, чего не могли увидеть просветители, подготовлявшие Великую революцию. Бальзак видит ее последствия. Общество, провозгласившее главным личный интерес, открыло простор для худших склонностей человека: эгоизма, корыстолюбия, жажды наслаждений. Крайний индивидуализм, алчность буржуазной личности нашли выражение в новой религии - религии денег («Деньги - религия нашего общества» - заметит вскоре его герой медик Бьяншон).

Заключение 

Представление Бальзака о смысле современной жизни, о факторах, управляющих современным человеком, всего лучше можно сформулировать словами, которые он влагает в уста каторжника Вотрена, поучающего молодого студента: “Выскочить в люди — вот задача, которую стремятся разрешить 50 000 молодых людей в вашем положении. И вы — единица в этой сумме. Подумайте, какие усилия потребуются от вас, какая ожесточенная предстоит борьба! Вы будете пожирать друг друга как пауки! Принципов нет, а есть события; и законов нет, а есть только обстоятельства, к которым подлаживается умный человек, чтобы торговать ими по-своему. Порок теперь в силе, а таланты редки. Честность никуда не годится. Надо врезаться в эту толпу, как бомба, или прокрасться в нее, как язва”.

«Мы признаем человеком только того, чья душа мечтает в любви настолько же о духовном наслаждении, как и о телесном удовольствии.»

В отличие от большинства поэтов, романтиков, философов, которые любили изображать восторги первой любви и первого поцелуя и опускали занавес над историей женщины, после того как кончится период ее наивного отношения к жизни. Бальзак проследил историю женской души от юных лет до старости и сделал центральным моментом своего внимания тот период жизни женщины, когда она достигает полной зрелости, приобретает широкий опыт, достигает расцвета своих физических и духовных сил. Жизнь представляется Бальзаку жестокой борьбой аппетитов, бессердечной братоубийственной войной всех против всех из-за наслаждений и богатства. Объективный научный метод применен Бальзаком и к исследованию внутреннего мира женщины. 30-летниий возраст женщины Бальзак предпочитал ее юности, так как в этом возрасте она свободна от иллюзий, от наивного понимания жизни. Она отдает свое сердце сознательно, умеет выбирать и различать людей, а потому и ее любовь имеет больше цены, дает больше счастья и утех.

Его романы навсегда останутся величайшим собранием  документов о XIX столетии - собранием, в  котором ярко освещены все уголки жизни этого промышленного и  материалистического века.

Таковы основные особенности творчества Бальзака и главные черты его миросозерцания.

Информация о работе Жизнь и произведения оноре де Бальзака