Житие Бориса и Глеба

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

"Житие Бориса и Глеба" является образцом древнерусского книжного жития. Оно создано в конце XI–начале XII века и дошло до нас в двух вариантах: "Сказание" и "Чтение". Автор сказания неизвестен, "Чтение" принадлежит Нестору.
Житие — это литературное произведение биографического характера, созданное в соответствии с определенными правилами (канонами), прославляющее силу веры и достойные поступки человека, признанного церковью святым. В первые века христианства жития в основном и были рассказами о судьбе мучеников, пострадавших за веру в Христа.

Содержание

Особенности жанра жития.
Исторический контекст жития Бориса и Глеба.
Особенности повествования в «Житие…»
Отступление от канонов.

Работа содержит 1 файл

Житие Бориса и Глеба.docx

— 19.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Древнерусская литература и литература 17-18 века»

 

Тема: «Житие Бориса и Глеба»

 

 

 

 

План:

  1. Особенности жанра жития.
  2. Исторический контекст жития Бориса и Глеба.
  3. Особенности повествования в «Житие…»
  4. Отступление от канонов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. "Житие Бориса и Глеба" является образцом древнерусского книжного жития. Оно создано в конце XI–начале XII века и дошло до нас в двух вариантах: "Сказание" и "Чтение". Автор сказания неизвестен, "Чтение" принадлежит Нестору.

Житие — это литературное произведение биографического характера, созданное  в соответствии с определенными  правилами (канонами), прославляющее  силу веры и достойные поступки человека, признанного церковью святым. В первые века христианства жития в основном и были рассказами о судьбе мучеников, пострадавших за веру в Христа.

Цель любого жития —  это наставление читателей, пробуждение  в них благоговейного трепета  и смирения перед величием Бога. В житии важнее всего показать силу веры, упования на Бога, а не конкретные человеческие особенности.

Каноническое житие включает ряд обязательных элементов. Во-первых, оно должно начинаться с прославления Бога и заканчиваться тем же, ибо  это и есть главная цель всех подобных литературных произведений. Во-вторых, в житии должна присутствовать похвала  святому, о жизни которого идет речь. Ведь он стал святым, потому что угодил Богу, и его следует рассматривать  как образец для подражания. В-третьих, прославлению святого противопоставляется  самообличение автора жития, признающего  себя грешным и недостойным взяться  за описание жизни праведного человека. В-четвертых, в житии обязательно  рассказывается о чудесах святого, зачастую начиная с его рождения. Как правило, родители святого также  являются людьми высоконравственными  и искренне верующими. В-пятых, в  житии повествуется о кончине  святого, что особенно важно, если речь идет о мученике. Ведь кончина в  этом случае выступает в качестве свидетельства веры, то есть одновременно прославления Бога и своего рода чуда. Авторы житий показывают, что высокие  добродетели и вера, сопровождавшие святого в жизни, не покидают его  и в последние мгновения перед  переходом в мир иной. 
2. А теперь посмотрим, насколько соответствует вышеприведенной схеме «Сказание о Борисе и Глебе», написанное неизвестным автором, жившим, по мнению исследователей, на рубеже XI—XII веков. Однако сначала вспомним, о каких исторических событиях идет речь в этом произведении. В 1015 году скончался князь киевский Владимир Святославич. Святополк Ярославич, племянник Владимира, захватил власть в Киеве. Незадолго до кончины Владимир приказал своему любимому сыну Борису отправиться в поход против печенегов, слухи, о приближении которых дошли до князя. Однако Борис не обнаружил врагов и повернул обратно. Вскоре к нему прибыли гонцы от Святополка, извещавшего его о смерти Владимира, а также уверявшего его в дружеском расположении. Борису было известно, что Святополк намерен его убить, однако Борис отказался от предложения своей дружины выступить против Святополка. Разочарованная дружина покинула Бориса, и вскоре он был убит сторонниками Святополка. Через некоторое время был убит и его брат Глеб, который, узнав о смерти отца и гибели брата, поехал к Святополку, невзирая на предупреждение брата Ярослава. Борис и Глеб были похоронены в Вышгороде и скоро стали объектом почитания народа, а в 1071 года канонизированы церковью.

3. «Сказание о Борисе и Глебе», не являясь каноническим житием, тем менее обладает рядом характерных для этого жанра черт. Так, в «Сказании...» мы находим похвалу высоким добродетелям святых — их смирению, почитанию старших, незлобивости. Зная о том, что замышляет Святополк, братья не пытаются помешать ему. Конечно, с обыденной, житейской точки зрения это кажется странным, но с точки зрения автора-христианина подобная кротость перед лицом смерти, прощение своих убийц расценивается как проявление высших добродетелей христианина. Автор жития восхищается и такими чертами характера Бориса, как его набожность, любовь к отцу и брату Глебу. Аналогичным образом автор описывает и Глеба: он горько сокрушается о смерти отца и гибели брата, не противится своим убийцам, но кротко умоляет их о милосердии, прощает их.

Есть в «Сказании...»  и упоминание о чудесах. На могиле Глеба порой люди видели свет и  слышали ангельские голоса. Именно благодаря этим чудесам и были найдены останки Глеба, место  захоронения которого сначала было неизвестно. О Борисе же, похороненном в Вышгороде, говорится, что, когда  раскопали его могилу, чтобы положить рядом тело его брата, то оказалось, что тело Бориса нисколько не пострадало от времени. Относительно Глеба подобное, видимо, подразумевается, так как  нетленность мощей — одно из существенных свидетельств святости человека. «Так Бог сохранил своего страстотерпца  тело!» — это похвала и Богу, и святому, обязательная в житии.

4.Однако несоответствие «Сказания...» канону жития очевидно. Невзирая на наличие некоторых обязательных элементов последнего. Так, автор «Сказания...» начинает свое повествование с небольшой цитаты из Священного Писания, которая звучит похвалой святым; обязательное для жития прославление Бога опущено. Рассказ о родственных связях Святополка с Борисом и Глебом, упоминание о родителях этих персонажей — всего лишь историческая справка. Нет похвалы родителям святых, напротив, о Владимире говорится, что он убил брата и сделал его вдову своей любовницей, имел много жен, а о матери Бориса и Глеба вообще ничего не сказано, кроме того, что она была «болгаркой». Нет и рассказа о детстве братьев, озаренного неземным светом веры. Отчасти это и понятно — речь идет не о будущих монахах, а о сыновьях князя, то есть будущих воинах. Зато «Сказание...» сближает с житием то, что в нем повествуется о мученической кончине братьев — их смерть от рук убийц и легла в основу сюжета «Сказания...». «Рассуди нас по милости твоей, господи, ибо имя твое нарицается в нас, помилуй нас и спаси и защити молитвами преславных страстотерпцев твоих. И не предай нас в поругание, а излей милость твою на овец стада твоего, ведь ты бог наш и тебе славу воссылаем, отцу и сыну и святому духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь»

 

Список литературы:

Прокофьев Н.И. «Преданья  старины глубокой…», Синергия, М. 1997

Ужанков А. Н.,Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.nature.ru/


Информация о работе Житие Бориса и Глеба