Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:40, контрольная работа
"Житие Бориса и Глеба" является образцом древнерусского книжного жития. Оно создано в конце XI–начале XII века и дошло до нас в двух вариантах: "Сказание" и "Чтение". Автор сказания неизвестен, "Чтение" принадлежит Нестору.
Житие — это литературное произведение биографического характера, созданное в соответствии с определенными правилами (канонами), прославляющее силу веры и достойные поступки человека, признанного церковью святым. В первые века христианства жития в основном и были рассказами о судьбе мучеников, пострадавших за веру в Христа.
Особенности жанра жития.
Исторический контекст жития Бориса и Глеба.
Особенности повествования в «Житие…»
Отступление от канонов.
Контрольная работа
по дисциплине «Древнерусская литература и литература 17-18 века»
Тема: «Житие Бориса и Глеба»
План:
1. "Житие Бориса и Глеба" является образцом древнерусского книжного жития. Оно создано в конце XI–начале XII века и дошло до нас в двух вариантах: "Сказание" и "Чтение". Автор сказания неизвестен, "Чтение" принадлежит Нестору.
Житие — это литературное произведение биографического характера, созданное в соответствии с определенными правилами (канонами), прославляющее силу веры и достойные поступки человека, признанного церковью святым. В первые века христианства жития в основном и были рассказами о судьбе мучеников, пострадавших за веру в Христа.
Цель любого жития — это наставление читателей, пробуждение в них благоговейного трепета и смирения перед величием Бога. В житии важнее всего показать силу веры, упования на Бога, а не конкретные человеческие особенности.
Каноническое житие включает
ряд обязательных элементов. Во-первых,
оно должно начинаться с прославления
Бога и заканчиваться тем же, ибо
это и есть главная цель всех подобных
литературных произведений. Во-вторых,
в житии должна присутствовать похвала
святому, о жизни которого идет речь.
Ведь он стал святым, потому что угодил
Богу, и его следует рассматривать
как образец для подражания. В-третьих,
прославлению святого противопоставляется
самообличение автора жития, признающего
себя грешным и недостойным взяться
за описание жизни праведного человека.
В-четвертых, в житии обязательно
рассказывается о чудесах святого,
зачастую начиная с его рождения.
Как правило, родители святого также
являются людьми высоконравственными
и искренне верующими. В-пятых, в
житии повествуется о кончине
святого, что особенно важно, если речь
идет о мученике. Ведь кончина в
этом случае выступает в качестве
свидетельства веры, то есть одновременно
прославления Бога и своего рода чуда.
Авторы житий показывают, что высокие
добродетели и вера, сопровождавшие
святого в жизни, не покидают его
и в последние мгновения перед
переходом в мир иной.
2. А теперь посмотрим, насколько соответствует
вышеприведенной схеме «Сказание о Борисе
и Глебе», написанное неизвестным автором,
жившим, по мнению исследователей, на рубеже
XI—XII веков. Однако сначала вспомним, о
каких исторических событиях идет речь
в этом произведении. В 1015 году скончался
князь киевский Владимир Святославич.
Святополк Ярославич, племянник Владимира,
захватил власть в Киеве. Незадолго до
кончины Владимир приказал своему любимому
сыну Борису отправиться в поход против
печенегов, слухи, о приближении которых
дошли до князя. Однако Борис не обнаружил
врагов и повернул обратно. Вскоре к нему
прибыли гонцы от Святополка, извещавшего
его о смерти Владимира, а также уверявшего
его в дружеском расположении. Борису
было известно, что Святополк намерен
его убить, однако Борис отказался от предложения
своей дружины выступить против Святополка.
Разочарованная дружина покинула Бориса,
и вскоре он был убит сторонниками Святополка.
Через некоторое время был убит и его брат
Глеб, который, узнав о смерти отца и гибели
брата, поехал к Святополку, невзирая на
предупреждение брата Ярослава. Борис
и Глеб были похоронены в Вышгороде и скоро
стали объектом почитания народа, а в 1071
года канонизированы церковью.
3. «Сказание о Борисе и Глебе», не являясь каноническим житием, тем менее обладает рядом характерных для этого жанра черт. Так, в «Сказании...» мы находим похвалу высоким добродетелям святых — их смирению, почитанию старших, незлобивости. Зная о том, что замышляет Святополк, братья не пытаются помешать ему. Конечно, с обыденной, житейской точки зрения это кажется странным, но с точки зрения автора-христианина подобная кротость перед лицом смерти, прощение своих убийц расценивается как проявление высших добродетелей христианина. Автор жития восхищается и такими чертами характера Бориса, как его набожность, любовь к отцу и брату Глебу. Аналогичным образом автор описывает и Глеба: он горько сокрушается о смерти отца и гибели брата, не противится своим убийцам, но кротко умоляет их о милосердии, прощает их.
Есть в «Сказании...» и упоминание о чудесах. На могиле Глеба порой люди видели свет и слышали ангельские голоса. Именно благодаря этим чудесам и были найдены останки Глеба, место захоронения которого сначала было неизвестно. О Борисе же, похороненном в Вышгороде, говорится, что, когда раскопали его могилу, чтобы положить рядом тело его брата, то оказалось, что тело Бориса нисколько не пострадало от времени. Относительно Глеба подобное, видимо, подразумевается, так как нетленность мощей — одно из существенных свидетельств святости человека. «Так Бог сохранил своего страстотерпца тело!» — это похвала и Богу, и святому, обязательная в житии.
4.Однако несоответствие «Сказания...» канону жития очевидно. Невзирая на наличие некоторых обязательных элементов последнего. Так, автор «Сказания...» начинает свое повествование с небольшой цитаты из Священного Писания, которая звучит похвалой святым; обязательное для жития прославление Бога опущено. Рассказ о родственных связях Святополка с Борисом и Глебом, упоминание о родителях этих персонажей — всего лишь историческая справка. Нет похвалы родителям святых, напротив, о Владимире говорится, что он убил брата и сделал его вдову своей любовницей, имел много жен, а о матери Бориса и Глеба вообще ничего не сказано, кроме того, что она была «болгаркой». Нет и рассказа о детстве братьев, озаренного неземным светом веры. Отчасти это и понятно — речь идет не о будущих монахах, а о сыновьях князя, то есть будущих воинах. Зато «Сказание...» сближает с житием то, что в нем повествуется о мученической кончине братьев — их смерть от рук убийц и легла в основу сюжета «Сказания...». «Рассуди нас по милости твоей, господи, ибо имя твое нарицается в нас, помилуй нас и спаси и защити молитвами преславных страстотерпцев твоих. И не предай нас в поругание, а излей милость твою на овец стада твоего, ведь ты бог наш и тебе славу воссылаем, отцу и сыну и святому духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь»
Список литературы:
Прокофьев Н.И. «Преданья старины глубокой…», Синергия, М. 1997
Ужанков А. Н.,Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.nature.ru/