Женские образы в творчестве Грина

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Александр Грин – писатель знакомый каждому еще со школьной скамьи. Романтичные герои, легкий флер волшебства, необычайно красивые истории в основе сюжета, - это все то, что выделяет произведения Грина. Он никогда не изменял себе, входя в сердце как философ-романтик, благородный, немного мечтательный. Его тексты обладают удивительным свойством — они полны какой-то неуловимой, ускользающей магии, которая придает совершенно обычным вещам волшебную окраску и притягательность.

Работа содержит 1 файл

Женские образы Грина.docx

— 27.90 Кб (Скачать)

Вступление

Александр Грин – писатель знакомый каждому  еще со школьной скамьи. Романтичные  герои, легкий флер волшебства, необычайно красивые истории в основе сюжета, - это все то, что выделяет произведения Грина. Он никогда не изменял себе, входя в сердце как философ-романтик, благородный, немного мечтательный. Его тексты обладают удивительным свойством — они полны какой-то неуловимой, ускользающей магии, которая придает совершенно обычным вещам волшебную окраску и притягательность. Никакие истории о настоящих волшебниках, иных мирах и прочих фантастических событиях не сравнятся с ними по производимому эффекту. Изначально же нет никакой четкой границы между реальностью и волшебством, нет и противопоставления реальности и магии. Очевидно, секрет гения Грина в том, что он подмешивает в каждое свое более ли менее реальное событие и персонаж совершенно правильную дозу волшебного — так, что на вид его вроде и незаметно, но оно непременно есть.

Герои А.Грина

Романтика моря, загадочные истории кораблей, таинственные матросские легенды лежат  в основе «Бегущей по волнам» - романа, составляющего апофеоз гриновской романтики. Здесь ею пронизано все - и характеры положительных героев, и их миропонимание, и отношение друг к другу, и картины природы, карнавала, и описание скульптуры «Бегущей».

В целом  «Бегущая по волнам» — совершенно волшебная морская история вполне в духе Грина: в ней есть и злобный  пират, и некое подобие морской  нимфы, и карнавал, и таинственная девушка. Основные герои произведения резко делятся на два лагеря. Одни - и на их стороне все симпатии автора - романтики по складу своей души, по своему восприятию жизни: Томас Гарвей, Дэзи, Фрези Грант, горожане, охраняющие скульптуру «Бегущей»; другие - это прозаические рассудительные натуры: Биче Сениэль, Тоббоган, городские богачи, стремящиеся разрушить памятник. Эти трезво мыслящие люди, лишенные фантазии, поэтического отношения к жизни,- однобоки и черствы. Они живут в мире реального, все для них имеет свою конкретную, прямую или косвенную, ценность, все должно быть логичным и ясным.

В «Бегущей по волнам» появляется одна очень  интересная мысль, казалось бы, совершенно не характерная для Грина. Обычно его герой-романтик - гордый одиночка. Он один противостоит прозе жизни и с красивым мужеством одиноко выдерживает удары действительности. Здесь же романтические герои - не одиночки. Их объединяют не только личные связи и симпатии, но и общее дело - защита статуи «Бегущей». Горожане сплотились для сохранения скульптуры, и даже Гарвей, чужой в этом городе, быстро становится в нем своим человеком не только ввиду общности взглядов с горожанами, но и потому, что он чувствует в их коллективе единственную силу, которая может спасти «Бегущую».

Биче Сениэль

В «Бегущей по волнам» есть герой-мужчина и два главных женских персонажа — милая веселая Дэзи и холодная величественная умница Бичи Сениэль, бывшая хозяйка парусника. Именно Бичи Сениэль с самого начала захватывает внимание и читателя, и героя. Впервые Гарвей видит необыкновенной красоты девушку в порту, но она становится для него настоящей путеводной звездой в течение последующего времени.

«Я заметил  ее лицо, когда  оно появилось  над бортом  среди саквояжей и сбитых  на  сторону  шляп.  Она  сошла медленно,  с  задумчивым  интересом к происходящему вокруг нее. Благодаря  гибкому сложению, или иной причине, она совершенно избежала толчков. Она ничего не несла, ни на кого не оглядывалась и никого  не искала  в толпе глазами. Так спускаются по  лестнице роскошного дома  к  почтительно распахнутой двери».

Решив предпринять морское путешествие, он заплатил за каюту на корабле, который  назывался… «Бегущая по волнам», а как потом выяснилось, еще и некогда принадлежал отцу Биче Сениэль, так что линии судьбы все туже сплетались в сюжетный канат романа.

Биче – сильная, по-королевски величественная натура. Видимые, материальные признаки власти — богатство, связи, влияние, - Биче Сэниэль они уже не нужны, её и так воспринимают как королеву — вспомним её прибытие в порт.

«Люди  суетливого, рвущего день на клочки мира стояли, ворочая глазами, она  же по-прежнему сидела  на чемоданах, окруженная незримой защитой, какую дает чувство собственного достоинства, если  оно врожденное  и так слилось с нами, что сам человек не замечает его, подобно дыханию».

Очень важным штрихом в раскрытии образа девушки является ее отказ от власти, отказ от представившейся возможности, если становится ясно, что реализация такой возможности будет противоречить ее внутренней сути, ее принципам. Она страстно желает снова владеть «Бегущей по волнам», - кораблем, принадлежавшим ее отцу, и, пытаясь вернуть его, прилагает к этому все усилия. Но когда, наконец, получает корабль обратно, вскрывается страшная история с перевозкой опия. Для нее совершенно очевидно, что оставить корабль было бы неправильно, и волевым решением Биче Сениэль избавляется от него. Она не поддается искушению, не идет на поводу у своих желаний. Корабль гибнет, но у читателей складывается ощущение, что Бичи принимает решение, которое потом спасло ее саму, как личность. По сути, все просто: смирение является путем к спасению, умение вовремя отказаться от своего самого сильного желания иногда лучше, чем его исполнение.

Разумеется, такая сильная, умная и слишком  рассудочная героиня как Биче Сениэль не может поверить в существование Фрези Грант-девушки из легенды, покровительницы моряков. Сколько раз она повторяет: «Этого не было, Гарвей». «Это было»,- отвечает он,- и в этом причина их расхождения. Несмотря на всю ее внутреннюю красоту, она — не пара герою. Биче не нужна власть. Но и чудо ей не нужно. Она не в силах принять чудо (Фрези Грант) как реальность, а не как выдумку. Её совершенство — замкнутое, оно закрывает для неё «четвёртое измерение».

 Такое же отсутствие романтики демонстрирует и Тоббоган, глядя на веселый, буйный карнавал в честь столетия города, задумчиво говорит: «Подумать только, какие деньги брошены на пустяки… если бы мне дать одну тысячную часть этих загубленных денег,- я построил бы дом и основал бы неплохое хозяйство»,- и от него уходит восторженная, романтическая Дэзи.

Дэзи

Совсем  иначе живет в гриновском мире романтики Дэзи. Ее окрыляет сила, «более повелительная, чем страсть или мания»,- сила мечты, романтического ожидания счастья, как называет это чувство Гарвей, «власть Несбывшегося»; оно руководит человеком, и, подчиняясь ему, он совершает поступки, казалось бы, бессмысленные с точки зрения «реалиста», но только полная отдача себя в руки этой силы и приносит человеку счастье.

Дэзи принадлежит к разряду милых, веселых, слегка взбалмошных, «уютных» и «теплых» людей.

Она была  темноволосая, небольшого роста,  крепкого,  но нервного,  трепетного сложения, что следует понимать в смысле  порывистости движений. Когда она улыбалась,  походила  на  снежок  в розе. У нее были маленькие загорелые руки и босые тонкие ноги, производившие под  краем  юбки   впечатление  отдельных  живых  существ,  потому  что  она беспрерывно  переминалась  или скрещивала  их,  шевеля пальцами.

 Она не Биче, она не поразит до глубины души при первой же встрече, она – «синица в руках», и как раз с ней-то вполне можно провести вместе много лет, что мы и видим в конце. Главный герой оказывается в объятиях не той, что внушает ему трепет (Биче Сениэль), а с девочкой-несмышлёнышем, милым ребенком с широко раскрытыми глазами (Дэзи). Гарвей оказался с женщиной, которая верит, что «он видел», которая с возмущением воспринимает тех, кто может сомневаться в этом.

В романе «Бегущая по волнам» внимание акцентируется на эпизоде, который связан с проблемой веры-неверия, отношения к чуду. Именно эта сцена помогает Гарвею сделать выбор и противопоставляют друг другу два типа героинь - верящих (Дэзи) и рационалистичных (Биче). Сама же эта проблема тесно связана с третьим женским образом – Фрези, который не относится ни к одному из лагерей.

Фрези Грант

История Фрези Грант – «Бегущей по волнам», которую Гарвей узнает в Гель-Гью, весьма занимательна. Лет сто пятьдесят назад во время плавания в Индию фрегата «Адмирал Фосс» среди других пассажиров на нем находился генерал Грант вместе с дочерью Фрези. После огромной волны, чудом не перевернувшей корабль и встречи с неизвестным райским островом, Фрези вдруг словно потянуло к этому клочку земли. Но осадка фрегата не позволяла близко приблизиться к острову, и тогда Фрези Грант перепрыгнула через поручни и остановилась на волне, подобно цветку. Махнула рукой и умчалась по водной глади вдаль. С тех пор ее иногда видят в разных местах и считают заботящейся о потерпевших крушение. А тот, кто ее увидит, будет думать о ней до конца своей жизни.

Все, что  связано с «Бегущей» окутано  покровом мистики и таинственного  волшебства. Сначала галлюцинация за игрой в карты, потом случайное  знакомство с кораблем, а потом  и вовсе необъяснимое событие. Капитан  судна, вздорный и импульсивный верзила Гез, в припадке бешенства вечером приказывает спустить Гарвея в лодку и оставить в открытом море. Но тут, словно из ниоткуда, на палубе появилась женщина в вуали и заявила, что она подруга Геза и также спрыгнула с лодку. Уже в море она представилась, как Фрези Грант, в беседе слегка коснулась будущего Гарвея, указала ему путь к ближайшему кораблю, идущему в Гель-Гью, а затем сошла на воду и умчалась в ночь босиком, едва касаясь волн.

Фрези приходит к Гарвею в нужную минуту, и Гарвей позже встает на защиту статуи Фрези. Гарвей готов прийти на помощь, готов подарить чудо – и дарит его своей жене Дэзи, тайком от нее подготовив ей дом. Но Фрези продолжает стремиться куда-то, а Дэзи и Гарвей остаются.

Фрези Грант практически исчезла из мира людей, сбежав по волнам. Легенду о Фрези Грант знают все в Гель-Гью, её статуя стала символом города, чем-то вроде «палладиума» в полисах Греции. Гарвей не «взлетел», и не «пошёл по водам», но это — человек, открытый в «четвёртое измерение».

Несбывшееся в образе бегущей по волнам стремится  дальше, и символично ее обращение  к героям: «Добрый вечер, друзья! Не скучно ли на темной дороге? Я тороплюсь, я бегу…». Быть может, в последних  словах Фрези заключена суть романтического образа – ни на секунду не останавливаться, торопиться – туда, где ты нужен, туда, где нужно чудо, – вот то, чего достигают романтические герои А. Грина. Эта фраза-символ концентрирует в себе идею романа, связывает воедино все нити повествования. Она содержит в себе общее значение неразрывной «связи» между людьми и миром - реальным и фантастическим.

Заключение

   Именно беззащитное сердце сохраняют все героини А. Грина на протяжении всего творческого пути автора, они остаются недотрогами, как бы представляя собой тот идеал, к которому можно и стоит стремиться.

На страницах  произведений Грина представлена целая  галерея пленительных женских образов, но читая именно «Бегущую по волнам» я всерьез задумалась о глубоком уважении замечательного писателя к женщинам. Он мастерски описывает такие характеры, такую силу, тонкую психологическую игру женского ума...  Биче, тонкая, разумная, уравновешенная женщина-САМООБЛАДАНИЕ, Фрези Грант, восхитительная, сумевшая доказать, что бежать по волнам — это не трудно, если этого действительно хочешь: «я бегу...» - женщина-ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ; и, наконец, наивная и доверчивая, порывистая, но такая благородно-гордая и непредсказуемая Дейзи – ВОПЛОЩЕННАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ. Грин любит женщин, и каждая строчка в его книгах говорит об этом.

Писатель  не прощает душевной заурядности, и  все его женские образы – призыв к гармонии и человечности. Ведь созданы они так ярко и просто, что, как отметила Л. Михайлова, начинаешь верить, что они и правда существуют. И находишь их в жизни – в самых простых женщинах, стремящихся к гармонии и красоте, так необходимым в современном мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Михайлова Л. Александр Грин. Жизнь, личность, творчество. М., 1980.
  2. Материал Интернет-ресурса http://rl-online.ru/articles/3-04/454.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План

Вступление

Герои А.Грина

Биче Сениэль

Дэзи

Фрези Грант

Заключение

Информация о работе Женские образы в творчестве Грина