Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:22, сочинение
Роман М. Шолохова «Тихий Дон» посвящен изображению жизни казачества в трагические годы российской истории. Человек и история – одна из центральных проблем романа-эпопеи, и избранный автором жанр обязывал писателя к глубокому и всестороннему отражению эпохи. Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» является война, сначала первая мировая, потом гражданская.
Роман М. Шолохова «Тихий
Дон» посвящен изображению жизни
казачества в трагические годы российской
истории. Человек и история –
одна из центральных проблем романа-
Эта нежная и хрупкая
женщина приняла на себя всю меру
страдания, отпущенного жизнью. Она
желала сделать все для сохранения
семьи. Ильиничну и Наталью объединяет
мудрое спокойствие хранительниц семейного
очага, продолжательниц рода, глубоко
запрятанная способность к
Долготерпение и
однолюбие отличают Наталью. Русская стеснительность
и целомудрие не позволили ей даже поцеловаться
с любимым до свадьбы. Её отношения с мужем
в первый год после свадьбы писатель сравнивает
со снегом – так холодна и медлительна
её любовь, так глубоко скрыты её чувства.
И лишь с рождением детей она стала увереннее,
«расцвела и похорошела диковинно», лицо
«радостно зарумянилось», и любовь её
стала согревающей. Великое чувство любви
к мужу, «взволнованную радость» от общения
с ним пронесла Наталья через всю жизнь,
вызывая этим зависть легкомысленной
Дарьи и уважение Ильиничны и Дуняши. Болезнь
и последующее выздоровление довершили
процесс её становления. Теперь мир раскрылся
ей во всей красоте и во всём чуде, и сама
она раскрылась ему так, что её «огромные
глаза лучились сияющей, трепетной теплотой…»
Любовь к мужу в художественном мире М.
Шолохова неразрывна с материнством.Великое
чувство материнства заложено и в Ильиничне,
до последнего своего дня ждавшей младшего
сына, ежедневно готовила для него еду
(вдруг приедет), ежедневно выходила встречать
его за околицу. Чувство материнской любви
заставляет обеих женщин осудить насилие
и жестокость, мать делает напутствие
сыну не забывать Бога, помнить, что и у
противников где – то остались дети. Сурово
осуждает Ильинична Дарью за убийство.
По это же причине отказывает от дома супостату
– убийце Митьке Коршунову. И Наталья
после убийства Митькой семьи Кошевых
говорит: «Я за брата не стою». Сердце русской
женщины – матери столь отходчиво, что
Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего
сына Мишку Кошевого, порой испытывает
и к нему материнскую жалость, то посылая
ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду.
Ненависть настолько чужда Ильиничне,
что она единственный раз разгневалась
на невестку за то, что она призвала небесные
кары на голову мужа – изменника. И не
просто разгневалась, но и заставила Наталью
покаяться. Урок не прошёл даром. Наталья
по воле писателя и в полном соответствии
с особенностями своей натуры «простила
Григорию всё… и вспоминала о нём до последней
минуты». В этой удивительной мягкой и
доброй натуре, подчёркивает Шолохов,
вместе с тем существовала внутренняя
гордость и способность к самым глубоким
чувствам. Подобно тому, как «твёрдая старуха»
Ильинична «слезинки не выронила», узнав
о смерти мужа, Наталья «ни слова упрёка»
не бросила Григорию, прослышав о его поведении
в походе, а лишь сурово молчала. О силе
переживания Натальи, о её гордости говорят
не слова, а поступки: первый раз попытка
самоубийства, во второй – нежелание не
любимой Григорием иметь от него ребёнка.Аксинья
– почти полная противоположность Наталье.
Если корни Натальи уходят к фольклорной
Василисе Премудрой, к Домострою и пушкинской
Татьяне Лариной, то характер Аксиньи
близок героиням Достоевского. Она – воплощение
порыва, непосредственной жизни, протеста.
Как отмечал один из шолоховцев Васильев,
Наталья оттеняет созидательные, патриархальные
устои Григория, Аксинья – его стремление
к изменению жизни, его неуспокоенность
и максимализм (чрезмерность, крайность
в каких – либо требованиях, взглядах).
Шолохов ценит в Аксинье цельность чувств,
активное стремление к счастью. В романе
не раз подчёркивается, что любовь Аксиньи
не разврат, она «больше, чем позорная
связь», она глубокое чувство, бросающее
вызов родовым понятиям, утверждающее
личную свободу человека. Любовь к Грише,
как говорит сама Аксинья, это и её
месть за жизнь в заточении у Степана,
за высушенное сердце. Это и не менее страстное,
чем у Катерины из «Грозы» Островского,
желание «за всю жизнь горькую отлюбить»,
и выход из одиночества. Неистовость любви
Аксиньи подчёркивается в романе тем,
что почти все сцены свиданий происходят
на фоне буйно цветущей природы (у Дона,
в хлебном поле, в степи). Вместе с тем до
определённого момента писатель показывает,
что в Аксиньином поиске индивидуального
счастья есть и нечто недостойное. В описании
губ Аксиньи, её красоты, её глаз то и дело
появляется эпитет «порочный». Эпитет
этот исчезает, когда она становится матерью
(теперь у неё «похорошевшие глаза», «уверенно
– счастливая осанка», вновь появляется,
когда она, сама потеряв ребёнка, уводит
Григория от жены и детей, и полностью
исчезает к концу романа. Именно теперь
Аксинья думает не о себе, а о Григории,
проникаясь к нему «почти материнской
нежностью». Она пригревает Мишатку, на
почве любви к Григорию сближается с Ильиничной,
а после смерти Натальи не только о её
детях, но начинает называть её мамой.
Любовь обретает здесь традиционно народное
содержание. В душе героини поселяется
весна. Мир наполняется для неё новым звучанием,
и вся она становится похожей на ребёнка,
ведёт себя «по – детски» (что в художественном
мире Шолохова – свидетельство высшей
нравственной оценки). Дети и любовь –
последнее, о чём услышит и герой, и читатель
из уст Аксиньи.Аксинья и Наталья ушли
из жизни, наказав тем самым вершину своего
любовного треугольника, оставив Григория
на перепутье дорог. Григорий переживает
смерть обеих женщин – но переживает по-разному.
Узнав, что на роковой шаг Наталью толкнул
разговор с Аксиньей, рассказавшей его
жене всю правду, Григорий «из горницы
вышел постаревший и бледный; беззвучно
шевеля синеватыми, дрожащими губами,
сел к столу, долго ласкал детей, усадив
их к себе на колени...» Он понимает, что
виноват в смерти жены: «Григорий представил,
как Наталья прощалась с ребятишками,
как она их целовала, и, быть может, крестила,
и снова, как тогда, когда читал телеграмму
о ее смерти, ощутил острую, колющую боль
в сердце, глухой звон в ушах». Как замечает
автор: «Григорий страдал не только
потому, что по-своему он любил Наталью
и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе,
но и потому, что чувствовал себя виновным
в ее смерти. Если бы при жизни Наталья
осуществила свою угрозу – взяла детей
и ушла жить к матери, если бы она умерла
там, ожесточенная в ненависти к неверному
мужу и не примирившаяся, Григорий, пожалуй,
не с такой силой испытывал бы тяжесть
утраты, и уж, наверное – раскаяние не
терзало бы его столь яростно. Но со слов
Ильиничны он знал, что Наталья простила
ему все, что она любила его и вспоминала
о нем до последней минуты. Это увеличивало
его страдания, отягчало совесть не умолкнувшим
укором, заставляло по-новому осмысливать
прошлое и свое поведение в нем...».Григорий,
который ранее относился к жене безразлично
и даже неприязненно, потеплел к ней из-за
детей: в нем проснулись отцовские чувства.
Он готов был одно время жить с обеими
женщинами, каждую из них любя по-своему,
но после смерти жены на время почувствовал
неприязнь к Аксинье «за то, что она выдала
их отношения и тем самым толкнула Наталью
на смерть».Однако гибель Аксиньи вызывает
у Григория еще более глубокие страдания.
Он видел, как «кровь текла... из полуоткрытого
рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле.
И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что
все кончено, что самое страшное, что только
могло случиться в его жизни, – уже случилось...».
С гибелью Аксиньи жизнь для Григория
почти потеряла смысл. Хороня любимую,
он думает; что «расстаются они ненадолго...».Образы
простых женщин-казачек в романе «Тихий
Дон» нарисованы М. Шолоховым с потрясающим
мастерством. Их судьбы не могут не волновать
читателя: заражаешься их юмором, смеешься
над их колоритными шутками, радуешься
их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь,
когда так нелепо и бессмысленно обрывается
их жизнь, в которой, к сожалению, было
больше трудностей, горестей, потерь, чем
радости и счастья.Все женщины, которые
прошли через жизнь Григория Мелехова:
мать Ильинична, Дуняша, Дарья, Наталья
и Аксинья – все они оставили след в его
судьбе. Григорий каждую любил по-своему.
Ильинична научила его жить, она его мать.
Дуняша, его сестра, она только начинает
свой жизненный путь и Григорий ей помогает.
Но именно на Дуняшиных руках оставшийся
дом и дети Григория. И на ее долю выпадают
трудные годы разорения казачьей жизни.
Дарья просто тот человек, который живет
в одном доме с Григорием и он учит ее уму-разуму.
Наталья любит Григория всем сердцем,
родила ему детей, а самое главное сына,
казака. Аксинья наполняет жизнь Григория
своей страстной любовью.Заключительная
книга «Тихого Дона» пронизана мотивами
вины, покаяния и смирения. После смерти
Натальи и Ильиничны хозяйкой мелеховского
куреня становится Дуняшка, ей предстоит
примирить в одном доме героев-антагонистов:
Мелихова и Кошевого. Дуняшка – особенно
привлекательный женский образ в романе.
В смутное время даже Наталья не удержалась
от страшного поступка, погубив дитя во
чреве, Дуняшка же лишена пагубных разрушительных
страстей. Не случайно ее сравнение в романе
с лазоревым цветком – поэтическим символом
красоты донской степи. В ее образе оживают
черты Ярославны, плачущей о непутевом
муже и несчастном брате, одинаково дорогим
ее сердцу.Григорий Мелихов в финале романа
возвращается в новую семью, где его сына
воспитывает сестра-христианка.
Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон»
Работу выполнила:
Облачева Александра
Ученица 11 «А»
Информация о работе Женские образы в романе М. Шолохова "Тихий Дон"