Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 04:01, реферат

Описание работы

Русской женщине посвящено множество стихов, романов, повестей. Ей дарят музыку, ради нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются. Из-за нее сходят с ума. О ней поют. Говоря короче — на ней держится земля. Особенно впечатляюще женщины воспеты в русской литературе. Мастера слова, создавая образы любимых своих героинь, выражали свою жизненную философию. Ведь, с моей точки зрения, роль женщины в обществе велика и незаменима. К образам женщин литературы девятнадцатого века применяют эпитет «пленительные», и это правда. Женщина — источник вдохновения, мужества и счастья. Михаил Юрьевич Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огон

Работа содержит 1 файл

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени.doc

— 30.50 Кб (Скачать)

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Нет ничего на свете прекраснее женщины.

Тютчев 

    Русской женщине посвящено множество  стихов, романов, повестей. Ей дарят  музыку, ради нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются. Из-за нее сходят с ума. О ней поют. Говоря короче — на ней держится земля. Особенно впечатляюще женщины воспеты в русской литературе. Мастера слова, создавая образы любимых своих героинь, выражали свою жизненную философию. Ведь, с моей точки зрения, роль женщины в обществе велика и незаменима. К образам женщин литературы девятнадцатого века применяют эпитет «пленительные», и это правда. Женщина — источник вдохновения, мужества и счастья. Михаил Юрьевич Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». На мой взгляд, эти строки как нельзя лучше раскрывают характер Печорина и показывают его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.

    О Бэле мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Она — юная черкешенка, пленившая страстное сердце Печорина своей внешностью и какой-то необычайностью. Бэла показалась ему воплощением естественности, непосредственности, иными словами, всего, что ранее Печорин не находил в знакомых ему светских дамах. Борьба за Бэлу очень увлекла его, но, преодолев все преграды и получив запретный плод в свои руки, Печорин осознал, что обманывал сам себя: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Необходимо помнить, что это не мнение автора, а мнение героя, который, как мы постепенно узнаем из романа, быстро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный и цельный характер. В ее нраве присутствует гордость, стойкость и постоянство, что неудивительно, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.

    Лермонтов создает контрастирующий с образом  Бэлы другой женский образ — княжны Мери. О ней рассказывается в дневнике Печорина, где подробно описано «водяное общество Пятигорска» (там какое-то время пребывал герой). Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.

    Вот что узнаем мы о Мери Лиговской: она  еще совсем молода, неопытна, но в  то же время хороша собой, слегка кокетлива. Она, что очевидно, не особенно проницательна в людях, не замечает фарсовости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина. Она хочет жить по законам светского общества, с некоторым тщеславием, блеском. Старание заполучить Мери делает Грушницкого и Печорина соперниками. Эта недостойная игра для одного оборачивается гибелью, для другого становится развлечением. У Печорина, впрочем, есть и иная цель: бывая у Лиговских, он может видеться там с Верой. Думаю, в такой обстановке княжне Мери было очень трудно проявить свои лучшие качества.

    И все-таки Печорину скучно и одиноко. Почему? Ответить на этот вопрос — значит раскрыть причину его душевных терзаний. Печорин — не обыватель, в нем есть экстраординарные, даже демонические черты. А поскольку Печорин принадлежит к числу людей, которые любят себя в других, он искал свои качества в женщинах, он ждал ту, чей внутренний мир мог бы целиком захватить его душу. Но таковой не было. Но, по-моему, задача Лермонтова состояла не в том, чтобы рисовать молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавленных эгоизмом Печорина.

    Лермонтов все же не отказывает Печорину в  способности любить. Любовь Печорина дана в набросках, а не целиком. Например, Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души, но не более.

    Утром он вновь стал самим собой. Вера —  всего лишь грустный момент из прошлого Печорина. С ней он не был счастлив, потому что она была чужой женой, что, разумеется, острым кинжалом резало самолюбие Григория. Нет! Это не для Печорина! Быть может, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами, чтобы компенсировать потерянное равновесие.

    Автор отрицал свою схожесть с героем, заявляя, что образ Печорина составлен из пороков всего общества. Однако, как мне кажется, отношения Веры и Печорина — это отражение трагической любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой. Лермонтов любил Вареньку всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не забывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». Не напоминает ли это любовный почерк Печорина? Лермонтов был красив, любим многими женщинами, но постоянно возвращался к образу своей любимой.

    Судьба  Лермонтова занимала многих критиков, литературоведов и философов. О его жизни написана замечательная книга Новикова «О душах живых и мертвых», ему посвящено множество статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа о современности в стихах, то Лермонтов — автор первого реалистического романа в прозе. Его произведение отличается той глубиной психологического анализа, которая позволила Чернышевскому назвать Лермонтова непосредственным предшественником Толстого. М. Ю. Лермонтов, по моему мнению, не случайно уделил огромное внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества. В «Герое нашего времени» Лермонтов сделал важное открытие — он использовал принцип: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в романе придало главному герою и самому роману оригинальность, цельность восприятия, заставило читателя еще раз по-новому оценить вечную тему взаимоотношения мужчины и женщины.

Информация о работе Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени