Женские образы в произведениях И.А. Бунина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:54, доклад

Описание работы

Женщина-это тонкий труднодостижимый мир, не подвластный пониманию мужчин.И единственный, кто может раскрыть тайну женщины, - писатель, доказательства этому мы видим в литературе.
Женщины в литературе ХIX века очень часто выступают в роли носителей нравственных и духовных качеств и ценностей, утверждаемых автором. Они, несомненно, человечнее, возвышеннее, духовно богаче и даже, порой, сильнее мужчин.
Внутренний мир женщины, как правило, формируется в относительной независимости от воздействия социальной среды, от житейской суеты, в оазисе девичьей, возвышенных книжных впечатлений, идеальных мечтаний. Сфера её интересов и устремлений - сфера чувства, высокой любви, нравственной идеальности. Писатели ХIX века очень ярко и эмоционально раскрывают женскую натуру. Одним из таких писателей является Иван Алексеевич Бунин. Знаток женского характера, певец красоты, он, дарит нам прекрасную галерею женских образов в своей поэтической прозе.

Работа содержит 1 файл

женские образы.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Спустя некоторое время герой  встретит ее уже в обители молящейся  инокиней.

 Ее всегда тянуло к чему-то  более светлому, нематериальному,  к вере, к Богу, и так же, как  храм Спасителя был близок  к окнам ее квартиры, так Бог был близок ее сердцу. Она часто ходила в церкви, посещала обители, старые кладбища. Она напряженно ищет что-то цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким и несостоятельным. И вот, наконец, она в монастыре, ей не приходится задавать себе какие-то вопросы, теперь смыслом жизни для нее становится любовь к Богу и служение ему. Все суетное, пошлое, мелкое и незначительное больше никогда ее не коснется. Теперь она может пребывать в своем одиночестве, не беспокоясь,

что оно будет нарушено. Любовь к Богу одновременно возвышает ее, но в то же время делает совершенно непостижимыми все ее поступки. Женский образ этого рассказа необычайно интересен, загадочен, и противоречив. Героиня, сочетающая в себе грех и святость, становится ярким экспонатом галереи женских образов Бунина.

 Для понимания духовного  и философского подтекста рассказа  нам необходимо рассмотреть культурологические понятия и православную интерпретацию духовных ритуалов и таинств.

 Обратимся к названию «Чистый понедельник».Почему именно так автор назвал свое произведение? Обратимся к культуре православия.

Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя - Страстная .Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Это внецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно - через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье - и телесно”.

Как видно из толкования, с Чистого  понедельника начинается Великий пост, самый длительный и строгий из четырех постов в году. Это символично, так как именно с этого дня  для героя и героини рассказа начинается новая жизнь, для нее – это уход в монастырь, для него – познание неизвестного внутреннего мира девушки и после этого расставание с ней навсегда. Чистый понедельник в православной традиции своеобразный рубеж между жизнью – суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни. Для героини Чистый понедельник – переход от светской греховной жизни – в вечную, духовную.

Таким образом, мы видим, что духовность героини – это ключевая черта  ее образа и миропонимания. Стоит заметить, что истоки ее духовности связаны с мифопоэтическим архетипом Софии -Премудрости Божией, который стал актуальным в начале XX века, более известный как Вечная Женственность, Мировая Душа (А.Блок, К. Бальмонт, В.Соловьев и др.).

Рассмотрим эту проблему, обращаясь  к софиологическим контекстам в  европейской и русской культурной традиции. Совокупность учений о Софии - Премудрости Божией- называется Софиологией , она восходит к библейским текстам, прежде всего, к Книге Премудрости Соломона. Согласно традиционной православной догматике, с Софией отождествляется второе лицо. Св. Троицы - Бог-Сын.

Следует отметить то, что не только в начале ХХ века писатели использовали архетип Софии Премудрости. Многие современные писатели, так или иначе, затрагивают тему Софии в своих произведениях, называя ее разными именами. Так, например, Паоло Коэлья говорит о “Женском лике Бога”, отождествляя его с Девой Марией и рассматривая ее как четвертую ипостась Бога. Сергей Алексеев в пенталогии “Сокровища Валькирии” создает миф о женщине-воительнице, которая сама выбирает себе возлюбленного. Это представление очень похоже на русскую народную Царь-Девицу или, как ее иначе называют Марью Моревну – красавицу- девицу, живущую в прекрасном шатре, которая выбирает себе самого удалого жениха и живет с ним как с мужем, держа в страхе свое многочисленное непобедимое войско.

 

 

 Для более углубленного понятия  можно выделить следующие положения,  общие для большинства софиологических  концепций:

 

 1. София - есть особая Личность. Она может отождествляться со Святым Духом и с языческими Богинями (Афина, Небесная Афродита). София также отождествляется с Церковью, Богородицей, Ангелом-Хранителем, иногда рассматривается как особая женственная Ипостась Божества.

Героиня «Чистого понедельника» в  финале становится монахиней, как бы приближаясь к богу, т.е. к  Софии “Вечной Женственности“

 2.Атрибутами Софии являются такие символы как: луна, огонь, вода, цветы, дом, церковь и т.д.      Мы можем отметить, что в рассказе Бунина девушке постоянно присылали цветы.

3.Своеобразие образа Софии составляет женственная пассивность, сопряженная с материнской многоплодностью, ее “веселие”, а также глубинная связь не только с космосом, но и с человечеством, за которое она заступается. По отношению к Богу она – пассивно зачинающее лоно, “зеркало славы божией”, по отношению к миру – это строительница, созидающая мир.

Героиня в «Чистом  понедельнике» достаточно пассивна внешне. Рассказчик с удивлением открывает в ней все новые и новые грани. Оказалось, что за кажущейся бездейственностью героиня постоянно творит и познает. Так, например, мы узнаем о том, что она учится на курсах по истории: “ Я как-то спросил: “Зачем?” Она пожала плечом: “А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках? Кроме того, меня интересует история…”. Она также играла на пианино, разучивала пьесы.

4.София проявляется в мире как красота, гармония, упорядоченность и связность. София - источник человеческой культуры во всем многообразии ее проявлений. В «Чистом понедельнике» она представлена рассказчиком задумчивой, величественной женщиной, которая стоит в центре событий. Она, как богиня или царица, возлежит на своем богатом ложе в окружении цветов. Этот фрагмент рассказа И.А.Бунина: “В комнате пахло цветами, и она соединялась для меня с их запахом…” созвучен с описанием Небесной Афродиты - Софии у древнегреческого поэта Лукреция: “Священносадовая, она в окружении роз, миртов, фиалок, анемонов, нарциссов, лилий и харит”. Она подтекстовыми символическими парадигмами неразделима и для нас, и для рассказчика с самым волшебным и загадочным временем суток. Однако следует заметить, что противоречивое состояние мира чаще всего определяются эпитетами спокойный, мирный, тихий. Героиня, несмотря на свое интуитивное ощущение пространства, и времени хаоса, подобно Софии несет в себе и дарует миру гармонию.

 

 

Вывод

Таким образом, в героине так  же, как и в Софии, уживаются  два начала: деятельное, творческое: “по отношению к миру она – строительница, созидающая мир, как плотник или зодчий…”; и пассивное, “позволяющее”: “… по отношению к богу София – пассивно зачинающее лоно, “зеркало славы Божьей”.

Итак, наши читательские наблюдения, обращение к духовному и философскому подтексту произведения И.А.Бунина “Чистый понедельник” позволяют сделать обобщающий вывод. Художественная презентация образа героини в подтексте дана в сопоставлении с архетипом Софии, а пересечение вещно-бытового мира и духовного мировосприятия делает образ героини многогранным,  запутанным, но в то же время оставляет возможность разгадать её сущность.

 

Бунин создает целую галерею  женских образов. Они все заслуживают  пристального нашего внимания. Бунин  — великолепный психолог, подмечает  все особенности человеческой натуры. Его героини удивительно гармоничны, естественны, вызывают подлинное восхищение и сочувствие. Мы проникаемся их судьбой, и с такой горестью наблюдаем за их страданиями. Бунин дает нам возможность узнать о самых разных женщинах. И каждая из них вызывает в нашей душе живой отклик. Перед читателем предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Это особенно характерно для книги “Темные аллеи”. Женщины играют здесь главную роль.


Информация о работе Женские образы в произведениях И.А. Бунина