Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:48, доклад
Два емких художественных символа определяют и подчеркивают смысл пьесы «Гроза». Первый — это вынесенный в заглавие мощный стихийный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе, и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй — это великая река Волга, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ПЬЕС А. Н. ОСТРОВСКОГО
Изложил материал: Готовые Сочинения
Два емких художественных
символа определяют и подчеркивают
смысл пьесы «Гроза». Первый —
это вынесенный в заглавие мощный
стихийный катаклизм, пронесшийся
не только в природе, но и в людском
сообществе, и разбивший изнемогшую
от избытка невостребованных запасов
любви душу героини. Второй — это
великая река Волга, в которую
бросилась несчастная женщина, ее колыбель
и ее могила. Общее значение этих
образов-символов - свобода. Свобода
и любовь — вот главное, что
было в характере Катерины. Она
и в Бога верила свободно, по-своему,
не из-под палки, и власти старших
покорялась так же. По собственной
свободной воле она согрешила, а
когда отказали ей в покаянии, сама
себя покарала. Причем самоубийство для
верующего человека — грех страшный,
но Катерина пошла на это. Порыв к
свободе, к воле оказался у нее
сильнее страха загробных мучений,
но, вероятнее, сказалась ее надежда
на милосердие Божие, ибо Бог Катерины,
несомненно, — это воплощенная
доброта и прощение.
Катерина — истинно трагическая героиня.
Ибо герой трагедии — всегда нарушитель
некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно
и не хочет ничего нарушать, но объек-тивно
его поступок оказывается нарушением.
За это его постигает кара некоей надличной
силы, которой часто выступает сам же герой
трагедии. Такова и Катерина. Она и не думала
протестовать против порядков и мира,
в котором жила (и что безосновательно
приписал ей Добролюбов). Но свободно отдавшись
впервые посетившему ее чувству, она нарушила
патриархальный покой и неподвижность
окружающего мира. Конфликта с этим миром,
с окружающим у нее не было. Причиной ее
гибели стал внутренний конфликт. Мир
русской патриархальной жизни (а Катерина
есть высшее, полное выражение самого
лучшего, самого поэтического и живого
в этом мире) в Катерине взорвался сам,
изнутри, потому что из него стала уходить
свобода, то есть сама жизнь.
В сорока оригинальных пьесах Островского,
охвативших современную ему жизнь, практически
нет героев-мужчин, то есть положительных
персонажей, занимающих центральное место.
Вместо них у Островского героини -любящие,
страдающие души. Катерина Кабанова —
лишь одна из них. Ее часто сравнивают
с Ларисой Огудаловой из «Бесприданницы».
Основания для этого есть: любовные страдания,
равнодушие и жестокость окружающих и,
главное, гибель в финале. Но и только.
По сути Катерина и Лариса, скорее, антиподы.
Лариса не имеет главного, что есть у Катерины,
— цельности характера, способности на
решительный, энергический, как говорил
Н. А. Добролюбов, поступок. В этом смысле
Лариса, безусловно, часть мира, в котором
она живет. Но мир «Бесприданницы» иной,
нежели тот, что описан в «Грозе»: в 1878
году, когда появилась пьеса, в России
утвердился капитализм. В «Грозе» же купечество
только становится буржуазией, традиционные
патриархальные отношения отживают, мертвеют,
возможности для личности, подобной Катерине,
проявить свои устремления к свободе,
утрачиваются, утверждается обман и лицемерие
(Кабаниха, Варвара), которые не приемлет
Катерина. Лариса — тоже жертва обмана
и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности,
немыслимые для Катерины.
Прежде всего, Лариса получила европеизированное
воспитание и образование. Она ищет возвышенно-прекрасную
любовь, стремится к изящно-красивой жизни.
Для этого, несомненно, ей нужно богатство.
Конечно, ее жених Карандышев во всех отношениях
ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее
идеалов, блестящий барин Паратов еще
хуже. Неопытность и приверженность губительным
ценностям влекут Ларису в его объятия,
подобно бабочке, летящей на пламя свечи.
А сильным характером, цельностью натуры
она не обладает. Казалось бы, образованная
и культурная Лариса должна была выразить
протест в отличие от Катерины. Но нет,
она проявляет слабость во всех отношениях.
Слабость не только в ее решении убить
себя, когда все рухнуло и все стало постыло,
но и в ее нежелании противостоять глубоко
чуждым ей нормам жизни. Не быть игрушкой
в чужих, грязных руках. Прекрасная, как
сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати,
недаром Лариса наряжается во втором акте
пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся
идиллии), душою и телом, Лариса сама оказывается
выражением обманности окружающей жизни,
пустоты, душевного холода, скрывающегося
за эффектным внешним блеском.
В творчестве
А. Н. Островского тема «горячего
сердца» занимает очень важное место.
Постоянно разоблачая «темное царство»,
писатель стремился утвердить высокие
нравственные принципы, неустанно искал
силы, которые могли бы противостоять
деспотизму, хищничеству, унижению человеческого
достоинства, господствовавшим в обществе.
В этих поисках он в первую очередь ориентировался
на представителей русского народа —
добрых, отзывчивых людей, обладающих
нравственной стойкостью и душевной твердостью.
И самым значительным из произведений
великого драматурга, в котором, по словам
Добролюбова, «русская жизнь и русская
сила вызваны... на решительное дело..,»,
является пьеса «Гроза». Сатирическое
обличение представителей «темного царства»
естественным образом слилось в этом произведении
с утверждением растущих в жизни новых
сил, положительных, светлых, решительно
поднимающихся на борьбу за свои человеческие
права. Этот яркий протест против удушливого
господства произвола, насилия, вседозволенности
автор воплотил в образе Катерины Ка-ановой,
которую Н. А. Добролюбов назвал «светлым
лучом в темном царстве». В образе своей
героини Островский изобразил новый тип
— умной, самоотверженной девушки, рискнувшей
восстать против ненавистного ей света.
В окружающем «мертвом царстве» Катерина
живая. Ей необходима вся полнота человеческих
чувств, она сознает свое право на любовь
и счастье. Любовь для нее — мечта, прекрасный
мир, в котором все легко, просторно, воздушно.
Именно любовь пробуждает в ее душе новые
чувства и мысли: «Точно я снова жить начинаю»,
— говорит девушка. Сердце Катерины рвется
к свету, к людям; она не желает покоряться,
для нее неприемлемы компромиссы. Ее вольнолюбивая
натура не может и не хочет приспосабливаться
к миру угнетения, подавления естественных
человеческих чувств и стремлений. Ей,
ни на минуту не забывающей о моральном
долге, чужды принципы и советы других
персонажей пьесы. «Делай, что хочешь,
только бы шито да крыто было», — убеждает
Катерину Варвара. Тихон советует не обращать
внимания на слова Кабанихи: «Ну, и пущай
она говорит, а ты мимо ушей пропущай!»
Борису также, как и Кате, противны господствующие
устои общества, но он лишь в отчаянии
восклицает: «Эх, кабы сила!» Катерина
же покоряться не может, скрывать ничего
не умеет, да и не желает, пропускать оскорбления
мимо ушей не согласна. У нее есть сила,
потому она может вырваться из темного
царства, стать лучом света.
В пьесе Катерина противопоставлена прежде
всего Кабанихе и Дикому как типичным
представителям «темного царства». Благодаря
богатству они держат в своих руках всю
власть. И делают все, что им заблагорассудится.
Островский ярко показал, какой грозной
и губительной становится власть таких
людей. Хитрая и злая Кабанова, блюстительница
патриархальных устоев, старинных домостроевских
порядков, — непререкаемый авторитет
для своей семьи, соседей, да и для всего
города. Деспот и самодур Дикой держит
в страхе и своих близких, и своих знакомых.
В этом мире «все как будто из-под неволи».
И темным, запуганным
обывателям приходится покоряться. Да
и может ли быть иначе в мире,
где газет и журналов не читают,
в городе, где даже часов нет, и
где верят, что Литва «на нас
с неба упала»? Движение, которое
происходит вокруг, «шум, беготня, езда
непрестанная» противно таким как Кабанова,
Дикой и все их окружение. И потому все,
что не похоже на калиновский быт, объявляется
ими неверным, греховным. Хотя на самом
деле, именно этот быт, это отсутствие
действий, мысли, движения вперед и является
ненормальным, противоестественным, противостоящим
всем живым человеческим потребностям.
Этот мир успел наложить свой отпечаток
и на Бориса. Молодой, здоровый, образованный
человек, он настолько порабощен мыслью
о завещанных деньгах, что никогда не задумывался
о реальной возможности жить своим трудом,
самому зарабатывать на свое существование.
И хотя в нем иногда прослеживаются проблески
чувства, способность к глубоким переживаниям,
но он не в состоянии устоять перед испытаниями.
Он сидит в тесной клетке, из которой ему
никогда не вырваться. Не вырваться из
нее и Кулигину, несмотря на все его просветительские
идеи и мечты. Столкнувшись с грубостью
и угрозами, он отступает перед «количеством
старой силы»: «Нечего делать, надо покориться!»
«Темное царство» замкнуто в самом себе,
оно застыло в неподвижности, существует
вне времени и пространства. Однако все
это означает не жизнь, а смерть, потому
этот мир диких и кабановых обречен. И
это осознают сами его представители.
Забеспокоилась Кабаниха, испуганная
предчувствием наступления новых времен,
которые, по ее мнению, необходимо во что
бы то ни стало задержать. И Феклуша уверена,
что «по всем приметам» приходят последние
времена. Каким бы крепким и прочным ни
выглядел этот мир, основанный на, казалось
бы, незыблемых старорежимных устоях,
гроза собирается над ним. Эта гроза была
необходима, чтобы все могло ожить и распрямиться,
чтобы дышать стало легче. И эта гроза
разразилась — ею стал решительный протест
Катерины и ее трагическая гибель.
По словам русского критика Н. А. Добролюбова,
«... характер Катерины, как он исполнен
в «Грозе», составляет шаг вперед не только
в драматической деятельности Островского,
но и во всей нашей литературе». Протест,
вырывающийся из груди «самых слабых и
терпеливых», был для критика прямым доказательством
обреченности «темного царства».