Зарождение и развитие ораторского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:25, доклад

Описание работы

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Индии. Но нигде, как известно - ни в древнем, ни даже в новом мире - красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах. Именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.
Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании

Работа содержит 1 файл

Зарождение и развитие ораторского искусства.docx

— 33.10 Кб (Скачать)

     «Зарождение и развитие ораторского  искусства». 

     План:

  1. Зарождение риторики в древнегреческих городах. Первые учителя софисты.
 

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и  в Ассирии, и в Индии. Но нигде, как известно - ни в древнем, ни даже в новом мире - красноречие не пользовалось такой популярностью  и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах. Именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь  появляются систематические работы по его теории.

Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать  в собрании совета и на народных собраниях, полководцу - перед войском, частному лицу - перед судом, а также  на празднествах, дружеских встречах, поминках, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие  становится необходимым каждому  человеку. « Тем могуществом, которым  обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово » - решился  утверждать Деметрий Фалерский.

Древнегреческие риторы (Горгий, Исократ, Фрасимах, Аристотель) создают довольно стройную и последовательную структуру обучения ораторскому искусству. Задачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V в. до н. э., но до нас почти не дошли.

Крупнейшим  теоретиком и учителем красноречия  в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году до н. э. он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию. На собрании греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя. Ему была поставлена статуя в Олимпии.

  1. Развитие риторики, как науки в др.Греции. Ораторы: Сократ, Платон, Аристотель (биография, труды, вкладываемые в развитие риторики).

   Из  Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Возрождение из тьмы

   Во  времена Темных веков, греческие  поселения распространились от южной  части Балканского полуострова  до западного побережья Малой  Азии (нынешняя территория Турции), охватывая  острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы.  

   Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать  новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому  вся эта территория стала называться "Большой Грецией". За два столетия греки построили немало городов  вокруг Средиземного и даже на побережье  Черного моря.

   Процесс колонизации сопровождался резкими  переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению  наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением  в оборот металлических денег  примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.

   В VI веке до н. э. в полисах постоянно  возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. "Тиран" - слово греческое, как и "аристократия", но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.

   Несмотря  на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран  Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.

   В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам. 

  1. Развитие  ораторского искусства  в Др.Риме. Римские ораторы( ).
 

 Развитию красноречия  в Риме во многом способствовали блестящие  образцы греческого ораторского  искусства, которое со II в. до н. э. 
становится предметом тщательного изучения в специальных школах. Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу. Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. 
 
  Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут».   Но ,к примеру, такой оратор как Цицерон выработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.                                    Цицерон.   Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона. 
 
Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, олицетворяет наравне с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства. Цицерон жил с 106 до 43 г. до н. э. Он родился в Арпине к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. 
 
Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемической школы Филоном. У него же он научился диалектике — искусству спора и аргументации. 
 
Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, во многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть аристократии — в лице сената, а демократии — народного собрания.

  1. История развития красноречия в России. Русские грамматики.

Значительный  вклад в развитие теории красноречия  внесли русские ученые. В XVII в. уже  известны несколько трудов по ораторскому  искусству, среди которых надо отметить учебник М. Усачева "Риторика" (1699 г.). Но в этой и других работах  еще сильно влияние богословско-церковной  риторики. Подлинное же искусство  светского публичного слова в  России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется прежде всего тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможности свободно развиваться и совершенствоваться. 
Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского университета и Академии наук М.В.Ломоносов (1711-1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав "Краткое руководство к красноречию". В этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была как бы заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства. 
Теория ораторского искусства рассматривается М. В. Ломоносовым в трудах "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия" и "Российская грамматика". Он дает яркое и образное определение красноречия, перечисляет условия успеха публичного выступления. 
"Документы, связанные с опубликованием учебников  
М. В. Ломоносова по риторике 
О I варианте учебника "Краткое руководство к риторике  
на пользу любителей сладкоречия" 
(впервые напечатан в 1895 г.) 
"Написанное по-русски Краткое руководство по риторике адъюнкта Академии Михаила Ломоносова я просмотрел. Хотя ему нельзя отказать в похвальном отзыве ввиду старательности автора, проявленной им в выборе и переводе на русский язык риторических правил древних, однако краткость руководства может вызвать подозрение, что в нем опущено многое, включаемое обычно в курсы риторики. Такое руководство, если дополнить его, применяясь к вкусу нашего времени, материалом из современных риторов, могло бы служить для упражнений не только в русском, но и в латинском красноречии. Поэтому я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском" языке, расширить и украсить ее материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, представить ее Академии. Благодаря этому и прочие славнейшие академики получат возможность вынести заключение о ценности труда и о том, следует ли напечатать его для нужд Гимназии. Ведь если пренебречь этой целью и напечатать книгу для людей, занимающихся риторикой вне Академии, то едва ли можно надеяться на достаточное количество покупателей, которые возместили бы Академии издержки по печатанию." 
Из записки академика Миллера, прочитанной на Конференции Академии наук 16 марта 1744 г. 
"Следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить ее материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, представить ее Академии." 
Из заключения Академического собрания, 1744 г. 
О II варианте учебника по риторике "Краткое руководство к красноречию" 
(издан при жизни ученого трижды: в 1748, 1759, 1765 гг.) 
"Понеже в типографии работы ныне у некоторых наборщиков 1ет, а дабы они праздны не были и втуне жалованья не получали..." 
Из решения Академической Канцелярии об издании нескольких учебников, в том числе и Риторики Ломоносова, 1747 г. 
"Купцы беспрестанно спрашивают Риторику Ломоносова, экземпляров ее в наличности мало остается." 
Из рапорта Зборомирского, академического комиссара по книжным делам, 1750 г. 
"Понеже многие охотники почти ежедневно спрашивают и желают иметь у себя изданной мной в свет Риторики на российском языке первого тома, которой ныне в Академической книжной лавке за употреблением в продажу уже давно не имеется, того ради сим представляю, дабы Канцелярия Академии наук благоволила приказать оной Риторики еще потребное число для удовольствия охотников вновь напечатать." 
Из рапорта М. В. Ломоносова, 1756 г. 
"Язык, которым Российская держава повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. Сим обнадежен, предпринял я сочинение сего руководства, но больше в таком намерении, чтобы другие, увидев возможность, по сей малой стезе в украшении российского слова дерзновенно простирались." 
М. В. Ломоносов. Из посвящения ко II изданию."1 
Для красноречия, по М. В. Ломоносову, необходимы прежде всего дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, "долгое" дыхание, приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В "Риторике" Ломоносова предлагается строить речь из 4 частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить. 
Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать "нравы человеческие", учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют "возбуждению страстей" образность речи, выразительность стиля, убежденность оратора. 
В своем учебнике Ломоносов приводит много очень метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя десятилетия и даже века будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками. 
Другая замечательная работа, оказавшая влияние на развитие теории красноречия не только в России, но и в других славянских странах, - это "Правила высшего красноречия", написанные М. М. Сперанским (1772-1839). В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели. Сперанский считал, что "основание красноречия суть страсти"1, т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, -это "склонить ум, тронуть сердце". 
М. М. Сперанский исходит из триединой задачи оратора: изобретение, расположение и изложение речи. Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Расположение мыслей в речи подчиняется двум правилам: 1) все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой, что позволит сосредоточить внимание слушателей, легко переходить от одного предмета к другому; 2) все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей. 
Среди других теоретических работ следует назвать "Краткую риторику" А. Ф. Мерзлякова, учебник риторики Н. ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве М. В. Буташевича-Петрашевского и В. Г. Белинского. 
Как уже говорилось, университетское (академическое) красноречие было уже в XVII в., а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства. Однако необходимо отметить и значение другого жанра - русского судебного красноречия, которое во второй половине XIX в. выдвинулось на первый план и достигло высокого совершенства как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства. 
Его расцвет связан с судебной реформой 60-х годов и введением суда присяжных. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали, речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Я. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако, П. А. Александров, С. А. Андреевский и др. Но для развития теории красноречия важное значение имела деятельность двух выдающихся русских юристов и ученых - П. С. Пороховщикова и А. Ф. Кони. 
Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия "Искусство речи на суде" был написан П. С. Пороховщиковым (псевдоним - П. Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка выступления, организации материала, поддержания внимания слушателей актуальны и сегодня. Недаром эта книга периодически переиздается. 
Из всех задач, стоящих перед оратором, П. С. Пороховщиков особо выделяет две: 1) донести до слушателей определенное содержание, на основе логической и языковой правильности обеспечить ясность и понятность речи ("Не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья")1; 2) подчинить себе слушателей, заставить их принять предлагаемую позицию: "пленить, доказать и убедить", создать определенную эмоциональную атмосферу, чему способствует использование традиционных ораторских приемов, богатство слога, образность речи. 
К работам П. С. Пороховщикова близки также труды по ораторскому искусству известного русского юриста, литератора и общественного деятеля А. Ф. Кони ("Приемы и задачи прокуратуры", "Советы лекторам" и др.). 
Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы-практики XIX - нач. XX в. Правомерно говорить, например, о школе русского академического красноречия, хотя, к сожалению, ни его принципы, ни его специфика не были теоретически обобщены и описаны. Основоположником этого рода ораторского искусства в России считается профессор Московского университета историк Т. Н. Грановский (1813-1855), наиболее яркими представителями - В. О. Ключевский, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев. 
Отдельное направление истории русской риторики - развитие форм политического красноречия в начале XX в. Ораторскому стилк В. И. Ленина и других пропагандистов этой школы (С. М. Кирова А. М. Коллонтай, А. В. Луначарского и др.) посвящен целый ряд исследований. Изучение их ораторского наследия и сегодня актуально и полезно для образования оратора. Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский, Л. В. Щерба, Н. А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, славшись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект - культура речи и стилистика. 
И лишь в 70-е - 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сопер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.
 

  1. Вклад Н.В.Ломоносова в развитие риторики. Теория «Трех стилей».
 

     «Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается».[78] Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов.

     Разработал  стилистическую систему русского языка — теорию трёх штилей (книга «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке»).

     Тео́рия трёх сти́лей — разработанная М. В. Ломоносовым стилистическая система русского языка. Ломоносов выделял три «штиля»:

  1. Высокий штиль — высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.
  2. Средний штиль — элегиидрамысатирыэклоги, дружеские сочинения.
  3. Низкий штиль — комедии, письма, песнибасни.

     Нельзя  сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.  
 

Информация о работе Зарождение и развитие ораторского искусства