Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 19:42, реферат
Как песенный жанр былины взаимодействовали с другими эпическими песнями. С поэтикой лирических песен былину сближает часто в ней применяемый прием психологического параллелизма.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
БЫЛИН С ДРУГИМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ1
Как
песенный жанр былины взаимодействовали
с другими эпическими песнями. Сюжет
былины "Дунай" (с трагическим
концом) сказитель Т. Иевлев закончил стихами,
сходными с балладными.
Умерли Дунай и Настасья, превратились в реки. А далее:
Тут-то они в местечко стекалися.
Тут вырастало два деревца кипарисныих,
Два деревца вместе сплеталися,
Тут на листах было подписано:
"Таково дело случалосе,
Молодым людям на удивление,
А старым людям
на утешеньицо".
С поэтикой лирических песен былину сближает часто в ней применяемый прием психологического параллелизма.
На
этом художественном приеме построен
зачин былины "Василий Буслаев
молиться ездил":
Под славным великим Новым-городом,
По славному озеру по Ильменю
Плавает-поплавает сер селезень,
Как бы ярой гоголь поныривает,
А плавает-поплавает червлен корабль
Как
бы молода Василья
Буславьевича... [К. Д. — С. 91].
Особенно
распространена форма многочленного
отрицательного параллелизма. Например:
Да не бел кречетушко выпархивал,
Не бел горносталюшко проскакивал,
Не ясен соколик тут пролётывал.
Проезжал удалой доброй молодец,
Молодой боярской Дюк Степанович. [Гильф. — Т. 3. — С. 236];
А не темные ли темени затемнели,
А не черныя тут облаци попадали,
А
летит ко Добрынюшки
люта змея... [Гильф. — Т. 1. — С. 540].
Нередок в былинах композиционный прием ступенчатого сужения образов.
Можно отметить использование пословиц в былинах: Здравствуй женимши, да не с кем спать! [К. Д. — С. 15]; Муж в лес по дрова, а жена замуж пошла! [Рыбн. — Т. 1. — С. 68]; Всякий молодец на веку женится, А не всякому женитьба удавается!
Особенно значительна близость былин к волшебным сказкам богатырского содержания. По-видимому, они имели общий мифологический источник: богатырскую сказку-песню, генетически связанную с древнеславянскими мужскими обрядами посвящения (инициациями). Чудесный конь, которому так много внимания уделяют и былина, и волшебная сказка, безусловно связан с древнейшими обрядами и верованиями евразийцев.
В
изображении коня былина иногда заимствовала
сказочные формулы. У Тугарина:
У коня-ma ведь из ноздрей да искры сыплются.
Еще из роту ведь у коня дак пламя пышет тут
В
XIX — начале XX в. сюжеты былин сами становились
достоянием сказки. Так, былина о Садко
получила вторичное существование — уже
в виде сказки.
Быличка (бывальщина)
– мифологический рассказ, основу которого
составляют события, якобы имевшие
место в реальной жизни. Достоверность,
фактографичность этих рассказов подтверждается
конкретными именами: «Сосед рассказывал
мне историю. Он вообще-то человек несуеверный,
грамотный, инвалид Отечественной войны»;
точными географическими названиями места
действия: «И вот такой же на Приисковой
– Александр Картинин жил – он же наш
был, ключевской». Если в сказках с их особенным
миром, пространством, отлаженной системой
персонажей нет места обыденности, то
былички, наоборот, не содержат ничего
чудесного. Мир быличек прост и хорошо
знаком.
Как правило, это
деревенский быт, домашняя жизнь, полная
забот и трудов. Действующие герои
– сами рассказчики или их хорошие знакомые,
родственники.
Главное различие
между сказкой и быличкой заключается
в отношении слушателей и рассказчика
к повествуемому. Если сказке внимают,
сознавая, что это вымысел, то быличку
– так, как будто это правда. Быличка
самым естественным образом вплетается
в ткань нашей повседневной жизни: кто
из нас не сталкивался с «вещими снами»
или «сбывшимися» приметами?
Историческими
корнями былички уходят в славянскую
мифологию: в них отражены древнейшие
представления наших предков о множественности
хозяев рек, озер, полей и лесов; духов
садов и огородов, домов и овинов, бань
и амбаров. Далекие от нас предки не могли
понять причины различных несчастий или,
наоборот, благополучия, везения или неудач.
Проще всего было объяснить какое-либо
событие влиянием (покровительством или
вредительством) власть имущих существ-нелюдей:
покойников, русалок, леших, банников,
полевых, ведьм и т. д.
Особая ценность
быличек заключается в том, что
сквозь данные живыми красками образы
и явления современного быта проступает
густой слой архаических представлений
наших предков, распознавание которых
– не только полезное для науки, но и увлекательнейшее
само по себе занятие.
Былины включены во все школьные программы, но знакомство с ними сводится к двум текстам («Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Вольга и Мику-ла Селянинович»). Таким образом, вне эстетического и исторического опыта читателя остается богатейший фольклорный пласт, содержащий в себе многообразие образов и национальных типов. Эти «белые пятна» не заполняются и в старших классах, т.к. знакомство с фольклором заканчивается в 8 классе.
Информация о работе Взаимодействие былин с другими фольклорными жанрами