Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:51, реферат
Выразительные средства, стилистические фигуры, делающие нашу речь выразительной, разнообразны, и знать их весьма полезно. Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно в настоящее время так необходимо нынешнему поколению. Каждый, из нас обязан взращивать в себе уважительное, трепетное и бережное отношение к родному языку, и каждый, из нас должен считать своим долгом вносить свою лепту в сохранение русской нации, языка, культуры.
Выразительные
средства ораторской речи.
Слово —
тончайшее прикосновение к
Сделать речь
яркой и выразительной оратору
помогают специальные художественные
приёмы, изобретательные и
Тропы (греч.
"поворот") - это обороты речи, в которых
слово или выражение употреблено в переносном
значении в целях достижения большей речевой
выразительности. В основе тропа лежит
сопоставление двух понятий, которые представляются
нашему сознанию близкими в каком-либо
отношении. Наиболее распространёнными
видами тропа являются сравнения, эпитеты,
метафоры, метонимии, гиперболы, аллегории,
олицетворения, перифразы, синекдохи.
Они делают речь оратора зримой, осязаемой,
конкретной. А это помогает лучше воспринимать
речь - наш слух оказывается как бы зримым.
Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т.д.
Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать представить событие или явление. Вот, к примеру, какие метафоры использовал в напутственном слове первокурсникам выдающийся физиолог академик А.А. Ухтомский: "Ежегодно всё новые волны молодёжи приходят с разных концов в университет на смену предшественникам. Какой мощный ветер гонит сюда эти волны, мы начинаем понимать, вспоминая о горестях и лишениях, которые приходилось испытывать, пробивая преграды к этим заветным стенам. С силою инстинкта устремляется молодёжь сюда. Инстинкт этот - стремление знать, знать всё больше и глубже."
Качество
ораторской речи может снизить однообразие
метафор, использование шаблонных
метафор, потерявших свою выразительность
и эмоциональность, также чрезмерное
изобилие метафор.
Метонимия (греч. "переименование") в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать как тесно связанные друг с другом.
У К.М. Симонова в одном из стихотворений читаем: "И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко". В первом и во втором случае слово зал означает людей, в третьем - "помещение". Примерами метонимии являются употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей.
Словом можно
называть материал и изделие из этого
материала (золото, серебро, бронза, фарфор,
чугун). Спортивные комментаторы часто
используют этот приём: "Золото и
серебро получили наши спортсмены,
бронза досталась французам".
Синекдоха (греч. "соотнесение") - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое - вместо части, множественное число - вместо единственного.
Примером применения синекдохи служат образные слова М.А.Шолохова о характере русского человека. Употребляя слово человек и собственное имя Иван писатель подразумевает весь народ: "Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинел, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины".
Синекдоха
может стать одним из средств
юмора. Убедительно использовал
её для достижения этой цели А.П.Чехов.
В одном из его рассказов говорится о музыкантах:
один из них играл на контрабасе, другой
- на флейте. "Контрабас пил чай вприкуску,
а флейта спала с огнём, контрабас без
огня".
Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. В то же время признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении.
Законченной
и общепринятой теории эпитета пока
не существует. В научной литературе
обычно выделяют три типа эпитетов:
общеязыковые (постоянно употребляются
в литературном языке, имеют устойчивые
связи с определяемым словом: трескучий
мороз, тихий вечер); народно-поэтические
(употребляются в устном народном творчестве:
красная девица, серый волк, добрый молодец);
индивидуально-авторские (созданы авторами:
мармеладное настроение (А.П.Чехов), чурбанное
равнодушие (Д.Писарев)).
Гипербола
(греч. "преувеличение") - образное
выражение , содержащее непомерное преувеличение
размера, силы, значения и т.д. какого-либо
предмета, явления. Гиперболой охотно
пользовались многие известные авторы.
Так, у Н.В.Гоголя: "У Ивана Никифоровича...
шаровары в таких широких складках, что
если бы раздуть их, то в них можно бы поместить
весь двор с амбарами и строением".
Противоположная гиперболе стилистическая фигура это - литота (греч."простота, малость, умеренность"). Это - образное выражение, оборот, в котором содержится преднамеренное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота встречается в народных сказках: "мальчик с пальчик", "Дюймовочка", "избушка на курьих ножках". И, конечно, сразу вспоминается некрасовский "мужичок с ноготок".
Оратору следует
разумно использовать гиперболу
и литоту. Они не рождаются экспромтом.
Лучше использовать хорошие примеры
из художественных произведений, приспосабливая
их к теме выступления.
Аллегория
(греч. "иносказание") - это приём или
тип образности, основой которого служит
иносказание - запечатление умозрительной
идеи в конкретном жизненном образе.
Многие аллегорические
образы пришли к нам в речь из
греческой или римской
В сознании
слушателей все притчевые образы,
знакомые с самого детства, -это аллегории-олицетворения;
они настолько прочно закрепились в нашем
сознании, что воспринимаются как живые.
Олицетворения - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.
Олицетворения - тропы очень давние, своими корнями уходящие в языческую старину и потому занимающие столь важное место в мифологии и фольклоре. Лиса и Волк, Заяц и Медведь, былинные Змей Горыныч и Идолище Поганое - все эти и другие фантастические и зоологические персонажи сказок и былин знакомы нам с раннего детства.
На олицетворении строится один из самых близких к фольклору литературных жанров - басня.
Без олицетворения
и сегодня немыслимо
Образная речь не только наглядно представляет мысль. Её достоинство и в том, что она короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет, мы можем его сравнить с уже известным предметом.
Нельзя представить
поэтическую речь без использования
этого приёма:
"
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То
Сравнения - это сопоставление двух явлений, что бы пояснить одно из них при помощи другого, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
Мастерски "строит" сравнения М.Ю.Лермонтов в романе "Герой нашего времени" : "Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка", "Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился в постель и заснул сном Наполеона после Ватерлоо".
Это - метафорические
сравнения; в них - элемент яркой
неожиданности, они сразу же заставляют
слушателей обращать на себя внимание.
Используя сравнения, оратор должен
использовать не вообще любые из низ,
а такие, которые поясняли бы его мысль
выразительным, свежим, но понятным слушателю
образом.
Перифраз (греч. "окольный оборот") - это стилистический приём, стоящий в непрямом описательном обозначении предмета, понятия, явления путём подчёркиваеия какой-либо его стороны, качества, существенных в данном контексте, ситуации. До сих пор у отечественных исследователей нет единого взгляда на то, что считать перифразом и парафразом. Иногда в состав перифразов включаются все фразеологизмы, устойчивые словосочетания, крылатые выражения и индивидуально-авторские образования.
Использование перифрастики можно считать традиционным в русской поэтике: наши поэты во все времена вктивно используют её. У А.С. Пушкина, например, перифразы выступают в виде кратких, но выразительных характеристик: в "Полтаве" петровский вельможа Меньшиков не назван по имени, но читатель сразу же узнаёт его в перифразе: "И счастья баловень безродный, полудержавный властелин"; а Петербург в "Медном Всаднике" видится через перифраз как: "Юный град, полночных стран краса и диво".
Следующий фрагмент из романа Л. Леонова "Скутаревский" изобилует перифразами: "Высоко на шкафу стояли в тесноте серые от пыли гипсы - грек с вытекшим глазом, поэт со знаменитыми бакенбардами, лысая французская старуха, как зло изобразил её Гудон, музыкант со стихийным лбом, распахнутым , как мишень, чудесный флорентиец, воспевший ад, окрестности любви, рядом с тем мантуанцем, которого избрал себе в путеводители, - и ещё казалось, будто одному из них, умершему в самый год своего рождения, творцу богов, пророков и сивилл, всё шепчет на ухо проницательный бородач из Пизы, что вот обшарил космос и, отыскав закон, нигде не нашёл бога".
И хотя по имени никто здесь не назван, но перифразы-характеристики настолько точны и "зримы", что читатель без особого труда узнаёт в "гипсах" Гомера с Пушкиным, Вольтера с Чайковским, Данте с Вергилием и Галилея.
В заключение
хотелось бы отметить, то, что выразительные
средства, стилистические фигуры, делающие
нашу речь выразительной, разнообразны,
и знать их весьма полезно. Слово,
речь — показатель общей культуры
человека, его интеллекта, его речевой
культуры. Вот почему овладение культурой
речи, ее совершенствование особенно
в настоящее время так