Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 21:47, сочинение
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится».
Основная проблема,
которую Фонвизин поднимает в
комедии «Недоросль», - проблема воспитания
просвещенных передовых людей. Дворянин,
будущий гражданин страны, который
должен творить дела на благо отечества,
с рождения воспитывается в атмосфере
безнравственности, самодовольства и
самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин
показал основное зло тогдашней русской
жизни – крепостничество и нарисовал
типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права
основан весь домашний уклад Простаковых.
Автор разоблачает жадность и жестокость
Простаковых, безнаказанность и невежество
Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу
Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка
дома то бранится, то дерется: «тем и дом
держится». Простакова жестока и груба,
но она безумно любит сына. Речь Простаковой
безграмотна, но очень изменчива: от робкой
интонации она легко переходит к властному
грубому тону. Речь Скотинина не только
груба, но и полностью соответствует фамилии.
О себе и о других он говорит не как о людях,
а как о животных.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель
показал «несчастные следствия дурного
воспитания». Митрофанушка испорчен не
тем воспитанием, которое ему дают, полным
отсутствием воспитания и пагубным материнским
примером. Первой учительницей и воспитательницей
Митрофанушки была старая нянька Еремеевна,
которая за свой труд получает «по пяти
рублей на год, да по пяти пощечин на день».
Нянька больше заботилась о животе воспитанника,
а не о его голове. К Митрофану ходят три
учителя, которые вот уже несколько лет
безуспешно пытаются вбить в голову «робенка»
хоть какие-то зачатки знаний. Учителя
Митрофана - отставной сержант Цыфиркин
занимается с ним арифметикой (Арихметике
учит его…один отставной сержант, Цыфиркин»),
семинарист Кутейкин – грамотой («Для
грамоты ходит к нему дьячок от Покрова,
Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет
общее руководство, якобы обучая хозяйского
сынка «всем наукам» («По-французски и
всем наукам обучает его немец Адам Адамыч
Вральман»). Вральман, как бывший кучер
Стародума, что выясняется в конце пьесы,
не имеет никакого представления о науках,
но он немец, а потому невежественные хозяева
доверяют ему. К тому же им нравится позиция
Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он
ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо
больше («Этому по триста рубликов в год),
чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят
(«Сажаем за стол с собою…За столом стакан
вина») и одевают в доме («Белье его наши
бабы моют»). Двух русских учителей ни
во что не ставят, Митрофанушка занимается
с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет
их, прерывает занятия и ничего не понимает,
хотя «учится» уже несколько лет («Уж года
четыре как учится»).
Характер Митрофана воспитывается атмосферой
в семье, где заправляет женщина. Помещик
Простаков полностью подчиняется жене
и не смеет сказать ей ни слова против.Вот
как мужчины семейства Простаковых вместе
с дядей Скотининым сами себя характеризуют:
«Я сестрин брат…я женин муж…а я матушкин
сын».
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен
и к тому же агрессивен. Митрофанушка –
лентяй, привыкший бить баклуши да лазить
на голубятню. Митрофан не только невежда
и «матушкин сынок». Он хитер, знает как
польстить матери. Стародум посмеивается
над Митрофаном, понимая, что невежество
– еще не самая большая беда. Гораздо опасенее
бессердечие. «Невежда без души – зверь».
Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана
цель и смысл жизни. И учителя не смогут
помочь (это лишь дань моде со стороны
госпожи Простаковой); у Митрофана и не
возникало иных желаний, кроме как поесть,
побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям,
что вначале надо воспитать добродетель,
позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды - подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.
Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте - дьячка Кутейкина, арифметике - отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам - немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова - невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.
Братец Простаковой, Скотинин - любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье - вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»
Простаков - безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я - женин муж».
Митрофан - истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну - так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
Достойного сынка
воспитала семья Простаковых. Правильно
говорит в финале Стародуб: «Вот
злонравия достойные плоды».
В своём произведении
Д.И.Фонвизин поднимает три проблемы:
проблема воспитания, проблема образования
и проблема гражданственности. Основной
бедой тогдашней русской жизни
были невежество и необразованность
дворян. Многие молодые помещики воспитывались
в атмосфере безграмотности и самодостаточности
Одним из главных героев пьесы является
Митрофанушка - сын провинциальных помещиков,
деспотичных и невежественных господ.
Он лентяй, у которого не возникает желаний,
кроме как поесть, порезвиться и жениться
:"Он уже и так, матушка, 5 булочек скушать
изволил". Митрофан переводиться с греческого
как "похожий на мать".
Мать Митрофанушки, госпожа Простакова,
а ранее Скотинина, воспитывалась в семье
многодетной, в коей отец был скупцом,
а мать - недалёкой женщиной, поэтому с
детства она была предоставлена сама себе.
Выросла девушкой наглой, злонравной,
глупой и льстивой: "А ты, скот, пойди
поближе. Не говорила ль я тебе, воровская
харя, чтоб ты кафтан пустил шире". Все
её качества унаследовало "драгоценное
дитё": "Ночь всю такая дрянь в глаза
лезла <...>, да то ты, матушка, то батюшка".
От отца ему ничего не передалось, ведь
Простаков был глупцом, доверившим воспитание
сына своей жене. Окружение и быт в поместье
Простаковых сделали из молодого человека
настоящего недоросля.
Главная тема комедии отсаётся актуальной
и в наши дни. Слабоумные родители поручают
воспитание ребёнка невежде, в следствие
чего и их чадо становится невеждой. Автор
говорит читателю, что сначала взращивается
добродетель , а потом развивается ум.
Информация о работе Вот злонравия достойные плоды! (по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль")