Воспоминания личного секретаря Григория Распутина

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:29, биография

Описание работы

Из первых уст самого приближённого человека к Распутину. Его воспоминания, рассуждения, наблюдения и личные Разговоры с Распутиным.

Работа содержит 1 файл

Воспоминания личного секрктаря Распутина..doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Моя мысль была поддержана офицерами-грузинами. Однако, к крайнему сожалению, графиня не осмелилась заняться политическим вызовом духов. Может быть, она вообще не желала осуществления моей затеи, так как она принадлежала к высшему петербургскому обществу, которое всегда было враждебно настроено к евреям.  

Антисемитизм  среди высшего петербургского общества вообще не так трудно было искоренить, как принято думать. Враждебное отношение  к евреям Николая II объясняется его  воспитанием...  

Распутин неоднократно говорил, что царя настраивают против евреев его родственники и министры. Сам царь рассказывал ему, что его министры во время своих докладов постоянно высказываются против евреев и таким образом и его восстанавливают против них. Его постоянно забрасывают рассказами о так называемом "еврейском засилье". Неудивительно, что эта травля имела свои последствия. Императрица вообще не имела понятия о еврейском вопросе и только потом узнала, что такое антисемитизм. При царском дворе были всегда заняты евреи, и никто не видел в этом ничего предосудительного. Известно, что царь немедленно после принятия командования над армией отменил практиковавшиеся Николаем Николаевичем бесчеловеческие притеснения евреев.  

Распутин передавал  мне, что царь сделал это по собственной  инициативе, и допускал возможность, что царь довольно охотно внимал просьбам евреев, когда к нему обращались.  

Молодые придворные дамы были вообще чужды антисемитизма, во всяком случае, он не был у них  заметен. Даже для Вырубовой этот вопрос был мало знаком, и при  разговорах о нем она только пожимала плечами.  

Николай II был  сторонником строгого абсолютизма, но его сильно стеснял обязательный для него, как монарха, придворный этикет.  

Он охотно обходил  его. Для него было большим удовольствием  разговаривать с завсегдатаями  петербургских увеселительных домов, которые не всегда вели себя с ним подобающе. Я не хочу здесь рассказывать подробности, но могу только заметить, что царю очень нравился румын Гулеско.  

Главной причиной этому было то, что он сочинил  песенку, в которой распевалось про офицеров царского конвоя, забывших в публичном доме уплатить по счету. Песенка кончалась припевом: "Отдай мне мои три рубля", и царь по поводу этой песенки много смеялся.  

Младший брат царя, Георгий, который до рождения Алексея  считался наследником престола, умер от туберкулеза в Абастумане. Непосредственной причиной смерти послужило переутомление, последовавшее за велосипедными гонками, участвовать в которых уговорил его спутник Гелльштрем, который дослужился в русском флоте до чина капитана второго ранга. Его считали незаконным сыном Александра III и одной придворной дамы. Он был на него удивительно похож. Вдовствующая императрица никогда не могла видеть его без волнения. Он получал пенсию от императорского двора и, кроме того, неоднократные денежные вспомоществования от вдовствующей императрицы и великого князя Михаила. Вследствие его вины в смерти великого князя Георгия императрица Мария была против него сильно озлоблена, но все-таки принимала его довольно часто. Он постоянно сетовал на свое незаконное рождение, которое отнимало у него права на царский трон, и вел весьма легкомысленный образ жизни.

ДВА ДВОРА 

Между двором царя Николая II и двором его матери существовала острая, непримиримая вражда, последствия  каковой оказались роковыми. Почти  вся родня царя находилась на стороне старого двора.  

Вражда эта  не относилась ко времени Распутина, но была значительно старше. Знающие  обстоятельства объясняли начало этой вражды нежеланием старой императрицы  видеть на престоле своего старшего сына. Рассказывали, что в Крыму составлялся даже заговор с целью возвести на престол второго сына Александра III, Георгия, любимца матери. В этом заговоре должны были участвовать также некоторые гвардейские полки. Но план этого заговора почему-то расстроился.  

Не было секретом, что вся родня Николая была против предоставления прав народу участвовать в управлении государством. Когда Николай II в 1905 году все-таки подписал конституцию, все были страшно возмущены против него. Такое отношение родни много способствовало колеблющейся политике Николая в последующие годы. Это подтверждал мне неоднократно граф Витте, творец конституции 1905 года, сам боявшийся мести старого двора. Каждый в Царском Селе знал, что, вследствие данного отцу обещания, мать и родня Николая II требовали безусловного соблюдения самодержавия. Ему даже довольно откровенно намекали на то, что в противном случае последствия для него могут оказаться весьма нежелательными. Эти обстоятельства понудили некоторых друзей предложить царю потребовать от своей родни вторичной присяги.  

Все приверженцы  царя, поддерживающие его в борьбе со старым двором, порицали его за попустительство  по отношению к его явным врагам. Распутин также в этом отношении  не соглашался с царем. Он знал, что  его близкие отношения к Николаю  являлись опасным оружием в руках его врагов, и был уверен, что родственники царя ненавидели его не меньше, чем самого царя. Это делало Распутина злейшим врагом старого двора и всех царских родственников. Он при каждом удобном случае восстанавливал царя против великих князей, но Николай не осмелился предпринять серьезные меры против своих родственников. Он боялся их и старался все недоразумения и ссоры улаживать мирным путем. Распутин не скрывал своего недовольства и часто упрекал царя за это.  

- Почему ты  не поступаешь как должен поступать царь? Ты же царь. Если бы я был царем, я бы показал, как должен действовать царь и как это делается. Никто не думает о тебе, никому ты не нужен. Все стараются тебя только застращать. Твои родственники тебя убьют Ты не умеешь привлечь к себе людей. Все находятся с тобой во вражде, а ты только молчишь...  

Так примерно говорил  Распутин с царем. Он хотел понудить его к сопротивлению. Но царь не мог  решиться на борьбу со своими врагами. Если кто-нибудь из царской семьи  провинился уже слишком, то он накладывал взыскания, но до того незначительные, что все поражались его мягкости. Его слабость лучше всего характеризуется его поведением после убийства Распутина: он даже не посмел привлечь к ответственности виновных.  

Николай не имел доверия также к своему личному  конвою. Он всегда боялся заговора в  пользу старого двора. Поэтому он привлекал в конвой татар и грузин. Его лично всегда охраняли кавказские князья Он любил их и был спокойнее с тех пор, как они находились при дворе.  

Мысль о привлечении  кавказцев к дворцовой службе исходила от императрицы-матери, которая предполагала, что кавказцы помогут возвести на престол ее сына Георгия. Однако Николай опередил ее и привлек кавказцев на свою сторону.  

Царь знал слабости своих верных. Он видел, что они  не особенно культурны и склонны  к кутежам и излишествам. Но зато он был уверен, что каждый из них готов за него умереть и убьет по его приказанию любого. Он гордился этим, и кавказцы стояли высоко в его глазах. Они вели при нем великолепную жизнь, но часто злоупотребляли его добродушием. Он часто платил их картежные долги, и их выступления даже забавляли его. Любимец царя, князь Дадиани, изумил после какой-то попойки царя заявлением, что он заложил свои эполеты, что означало, что он поручился своим честным словом об уплате карточного долга.  

Император часто  закрывал глаза на проделки своих любимцев.  

Случалось, что  офицеры конвоя безобразничали в  разных общественных местах, но они  были душой и телом преданы  своему царю. К счастью для генерала Рузского и депутатов Шульгина и  Гучкова, они отсутствовали при  требовании отказа от престола. Без сомнения, ни один из этих господ не остался бы в живых Говорят, что генерал Рузский даже угрожал царю револьвером. Это мог допустить лишь всегда пьяный дворцовый комендант Воейков.  

Я поддерживал  со всеми офицерами царского конвоя наилучшие дружеские отношения.  

Однажды я получил  приглашение от дежуривших офицеров конвоя явиться в их дежурную комнату, где должна была состояться карточная  игра. Я последовал приглашению, и  мы играли в макао. Вдруг неожиданно в ночном костюме явился царь. Он сперва был недоволен и разнес нас за карточную игру, но затем раздал нам каждому по десять рублей новыми двугривенниками и сел сам за карточный стол.

ТАЙНА РОЖДЕНИЯ НАСЛЕДНИКА ПРЕСТОЛА 

История, рассказанная мне о рождении наследника, до того фантастична, что верить ей действительно нелегко. Но я слышал ее от лиц, заслуживающих безусловного доверия.  

Известно, что  в первые годы супружества у царицы рождались лишь дочери. Это служило  поводом многим насмешкам. В конце  концов царская чета сама почти перестала верить в возможность рождения сына. Вину в том, что у его супруги рождались лишь девочки, царь приписывал себе, и эта мысль была, наверно, навеяна царю каким-нибудь предсказателем. Поэтому он будто бы пришел к невероятному решению на время отказаться от прав мужа и предоставить свою жену другому мужчине. Надежда, что рождение наследника помешает планам его родственников о его низвержении с престола, могла быть решающей в этом вопросе.  

Выбор царицы пал  на командира уланского ее имени  полка генерала Орлова, очень красивого мужчину и притом вдовца. Как утверждали, царица с согласия своего мужа вступила в интимную связь с Орловым. Цель этой связи была достигнута, и царица родила сына, который при крещении получил имя Алексея.  

Но за это  время, как передавали, у царицы развилась сильная любовь к своему вынужденному любовнику. Отец ее сына, к которому она привязалась со всей силой своего материнского сердца, также покорил ее сердце женщины.  

Но Николай II не был подготовлен к такому исходу этого странного способа получения наследника.  

Роды были очень  тяжелы, и потребовалась операция, так как ребенок имел ненормальное положение. Так как царица была очень  недовольна своим лейб-акушером профессором  Оттом, то на консультацию был приглашен  также лейб-медик царицы Тимофеев, который не был женским врачом. Он сообщил царю об опасности положения и запросил его указания, кого в случае крайности спасать, мать или дитя.  

Царь ответил: "Если это мальчик, то спасайте ребенка  и жертвуйте матерью". Но благодаря  операции были спасены и мать, и дитя. Однако операция была сделана недостаточно удачно и поэтому царица перестала быть женщиной. Что в крайности при родах пожертвовали бы ею, стало известно царице и произвело на нее удручающее впечатление. Ее отношения с Орловым продолжались. Назревал открытый скандал, и царь решил услать Орлова в Египет. Перед отъездом он пригласил его на ужин. Что на этом ужине произошло между царем и Орловым, я не мог узнать. Но мне передавали, что после ужина Орлов был вынесен из дворца в бессознательном состоянии. После этого его в спешном порядке отправили в северную Африку, но он, не достигнув ее, по дороге умер. Его тело было доставлено обратно в Царское Село и там с большой пышностью погребено. Царица была уверена в виновности царя в смерти Орлова и не могла никогда этого забыть.  

Страдания царицы были для нее непосильны, и она  долгое время оставалась после этого  чуждой своему мужу. Потом, хотя опять  постепенно восстановились между ними хорошие отношения, но все же по временам царица не разговаривала со своим мужем.  

В такие дни  они посылали через своих приближенных друг другу письма. Флигель-адъютант Саблин, комендант царской яхты "Штандарт", бывал в таких случаях примирителем, и царь и царица после этого  оставляли впечатление внутренне  связанных людей. Она имела очень сильное влияние на него. Но кто его не имел?  

После трагической  смерти Орлова царица целый год посещала его могилу, украшая ее великолепными  цветами. На могиле она много плакала  и молилась. Царь не мешал ей.  

С тех пор  она часто страдала сильными истерическими припадками.

ПОКУШЕНИЕ НА НАСЛЕДНИКА. 

Нельзя обойти молчанием страшный случай, происшедший  в Царском Селе, который послужил исходным пунктом к дальнейшим осложнениям. В связи с этим нельзя не вспомнить  о болезни наследника, странностях царицы и других болезненных явлениях, к которым необходимо причислить историю с Распутиным, увлечение разными спиритическими личностями и интерес к лицам со сверхъестественными способностями. Возможно, что царившая при дворе болезненная напряженность имела и другие причины, но, во всяком случае, происшествие, о котором будет в дальнейшем речь, играло большую роль. Мне известны подробности страшного события из первоисточников. Российская общественность об этом, насколько мне известно, ничего не знала. Я не хочу никого обвинять и поэтому не стану передавать всех подробностей. Но правильность моих сведений подтвердил мне также Распутин, перед которым и при царском дворе не было никаких тайн.  

Многие из читателей, наверно, видели фотографию наследника, на которой он изображен на руках своего дядьки, рослого матроса. В свое время рассказывали, что наследник упал на императорской яхте "Штандарт" и при падении повредил себе ногу. Вскоре после этого газеты сообщали, что капитан "Штандарта" контр-адмирал Чагин (предшественник Саблина) покончил с собой выстрелом из винтовки. Самоубийство Чагина связывали с несчастным случаем, происшедшим с наследником. Говорили, что адмирал Чагин вынужден был покончить самоубийством из-за того, что на командуемом им судне случилось несчастье с наследником.  

Все же эта причина  не достаточна для самоубийства. По моей информации, с наследником вообще никакого несчастного случая не было, а мальчик стал жертвой произведенного на него в Царском Селе покушения. Мне рассказывали, что родственники царя обратились к адмиралу Чагину с просьбой рекомендовать двух матросов для службы в Царском Селе. Они должны были поступить туда в качестве чернорабочих. При дворе был заведен порядок, по которому для исполнения и самых простых работ принимались лишь такие люди, которые уже раньше работали в одном из дворцов или известных домов... Это был хороший метод для подбора надежного персонала.  

Информация о работе Воспоминания личного секретаря Григория Распутина