Автор: l*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 20:36, реферат
Семья Ростовых и семья Болконских, по их внутренней жизни, по отношению их членов, — суть такие же русские семьи, как и всякие другие. Для лиц той и другой семьи семейные отношения имеют существенную, господствующую важность. Вспомните Печорина, Онегина; у этих героев нет семьи, или по крайней мере семья не играет в их жизни никакой роли. Они заняты и поглощены своею личною, индивидуальною жизнью. <...>
Семья Ростовых и семья Болконских, по их внутренней жизни, по отношению их членов, — суть такие же русские семьи, как и всякие другие. Для лиц той и другой семьи семейные отношения имеют существенную, господствующую важность. Вспомните Печорина, Онегина; у этих героев нет семьи, или по крайней мере семья не играет в их жизни никакой роли. Они заняты и поглощены своею личною, индивидуальною жизнью. <...>
Но, как только
Пушкин стал изображать простую русскую
жизнь, например, в "Капитанской дочке",
семья тотчас взяла все свои права.
Гриневы и Мироновы являются на сцену,
как два семейства, как люди, живущие в
тесных семейных отношениях. Но нигде
с такою яркостию и силою не выступала
русская семейная жизнь, как в "Войне
и мире". Юноши, как Николай Ростов, Андрей
Болконский, живут и своей особой, личною
жизнью, честолюбием, кутежом, любовью
и пр., они часто и надолго отрываются от
дома своего службою и занятиями, но дом,
отец, семья — составляет для них святыню
и поглощает лучшую половину их дум и чувств.
Что касается до женщин, княжны Марьи,
Наташи, они вполне погружены в сферу семейства.
Описание счастливой семейной жизни Ростовых
и несчастной — Болконских, со всем разнообразием
отношений и случаев, составляет существеннейшую
и классически превосходную сторону "Войны
и мира".
Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души, и в то же время в “Войне и мире” введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Именно поэтому в системе всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, - это Болконские, Ростовы и Курагины.
В то же время Болконские и Ростовы - это не просто семьи, это целый жизненный уклад, уклад, основанный на русских национальных традициях. Наверное, наиболее полно эти особенности проявляются в жизни Ростовых - благородно-наивной семьи, живущей чувствами и импульсными порывами, сочетающей в себе и серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), и сердечность, и теплоту внутрисемейных отношений, и хлебосольство, и гостеприимство, всегда свойственное русским людям.
Доброта и беззаботность семьи Ростовых распространяются не только на ее членов; даже посторонний для них человек, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный естественностью и жизнерадостностью Наташи Ростовой, стремится изменить свою жизнь. И, наверное, самым ярким и наиболее характерным представителем ростовской породы является Наташа. В ее естественности, пылкости, наивности и некоторой поверхностности - суть семьи.
Подобная чистота отношений,
Чувство фамильного
Но наряду с этим нельзя не отметить и роль долга перед Отечеством в жизни этой семьи - защита интересов государства для них выше даже личного счастья. Андрей Болконский уезжает в то время, когда жена должна родить; старый князь в порыве патриотизма, забыв о своей дочери, рвется на защиту Отчизны.
И в то же время необходимо
сказать, что в отношениях
Прямые, гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение двух этих родов, в представлении Толстого, возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей (брак между Николаем Ростовым и княжной Марьей), поэтому встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского в Мытищах служит не для того, чтобы соединить и исправить их отношения, а чтобы восполнить и прояснить их. Именно в этом и кроется причина торжественности и пафосности их отношений в последние дни жизни Андрея Болконского.
Совсем не похожа на эти две семьи низкая, “подлая” порода Курагиных; их даже с трудом можно назвать семьей: никакой любви между ними нет, есть лишь зависть матери к своей дочери, презрение князя Василия к своим сыновьям: “спокойному дураку” Ипполиту и “беспокойному дураку” Анатолю. Их близость - круговая порука эгоистичных людей, их появление, нередко в романтическом ореоле, вызывает кризисы в остальных семьях.
Анатоль, символ свободы для
Наташи, свободы от ограничений
патриархального мира и в то
же время от границ
В этой “породе”, в отличие от Ростовых и Болконских, нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.
Но эта семья интриганов-
Но к концу романа появляются новые семьи, воплотившие в себе наилучшие черты обоих родов, - гордость Николая Ростова уступает место нуждам семьи и крепнущему чувству, а Наташа Ростова и Пьер Безухов создают тот домашний уют, ту атмосферу, которые они оба искали.
Николай и княжна Марья,
Интересно добавить, что условием
для соединения Николая
Но, несмотря на всю внешнюю
завершенность романа, можно отметить
и такую композиционную