Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:51, реферат
Владимир Алексеевич Солоухин родился в 14 июня 1924 года в селе Алепине в сорока верстах от Владимира, на берегу маленькой речки Ворщи, в крестьянской и, как говорил он сам, патриархальной семье. Деревенское детство, начальная школа в родном Алепине (сто четырнадцать ребятишек из десятка окрестных деревенек), семилетка в соседнем селе Черкутине, затем в 1938 - 42 годах Владимирский механический техникум (бывшее Мальцевское училище) и диплом технолога по инструментальному производству.
Федеральное агентство по образованию РФ
Владимирский
Государственный Педагогический Университет
Реферат
Владимирский писатель В.А. Солоухин
Выполнила
студентка IV курса
заочного отделения
Филологического факультета
Петрова
Екатерина Сергеевна
Владимир 2006
Я шел по родной земле, я шел по своей тропе...
Владимир Солоухин
Владимир Алексеевич Солоухин родился в 14 июня 1924 года в селе Алепине в сорока верстах от Владимира, на берегу маленькой речки Ворщи, в крестьянской и, как говорил он сам, патриархальной семье. Деревенское детство, начальная школа в родном Алепине (сто четырнадцать ребятишек из десятка окрестных деревенек), семилетка в соседнем селе Черкутине, затем в 1938 - 42 годах Владимирский механический техникум (бывшее Мальцевское училище) и диплом технолога по инструментальному производству.
Никто не знает, почему из ста четырнадцати сверстников и сверстниц в начальной школе одного обуяла страсть сочинять стихи. Из дополнительных, вспомогательных обстоятельств надо отметить два. Мать В.А. Солоухина, Степанида Ивановна, знала наизусть довольно много стихов Некрасова, Сурикова, А. К. Толстого. Возможно, все это было в пределах школьной хрестоматии ее собственного детства (а она родилась в 1883 году), но все же "Не ветер бушует над бором...", "Поздняя осень, грачи улетели...", "Влас", "Где гнутся над омутом лозы...", "Колокольчики мои - цветики степные...", "Вечер был, сверкали звезды...", "Вот моя деревня, вот мой дом родной..." и многое другое в том же роде было им схвачено и запомнено наизусть с материнского голоса в четырехлетнем возрасте.
К четырехлетнему же возрасту относится и другое похожее обстоятельство. Его старшая сестра Екатерина повредила тогда позвоночник, упав с лошади, и, будучи целую зиму малоподвижной, много занималась с ним, читая вслух. А книги ее были - большие с картинками однотомники Пушкина и Лермонтова. Тамара, лежащая в гробу (врубелевская, надо полагать), и ангел, летящий по небу полуночи были первыми отпечатками на детской душе.
В два последние предвоенные года (1939-1940) во Владимирской газете "Призыв" появилось несколько первых стихотворений студента механического техникума.
Дальнейшая судьба молодого человека сложилась так, что он с 1942 года (сразу же после окончания техникума) стал жить в Москве (служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль) и в 1945 году забрел на занятия самого большого и интересного тогда Литературного объединения. Проводящими занятия там можно было видеть Луговского, Тихонова, Сельвинского, Антокольского, Щипачева, Коваленкова, а участвующими в занятиях Луконина, Межирова, Гудзенко, Михаила Львова, Юлию Друнину, Недогонова, Наровчатова, Павла Шубина, ну и более молодую поросль.
В предисловии к собранию сочинений в 4-х томах 1983 года Солоухин писал: «Удивительно не то, что я чему-то научился на занятиях этого Литобъединения, что-то узнал там и понял,- удивительна та быстрота, с которой произошли психологические и прочие перемены. От стихов, о которых мне теперь как-то не хотелось бы и вспоминать, за несколько недель я проскочил путь к стихам, которые мечтал бы написать теперь; приблизившись к шестидесятилетнему возрасту, приходится признаться, что в юности поэту как бы шутя, как бы сами собой удаются такие вещи, достичь которых он стремится потом всю жизнь, обогащаясь знаниями и накапливая опыт. Обращаясь к самой ранней лирике, я вижу, что, конечно, тогда я не смог бы написать "Венок сонетов", как и многие более поздние стихи (скажем, "Лозунги Жанны д'Арк"), но зато никогда и не возвратить уже той печати непосредственности (пусть граничащей с наивностью), которая лежит на первых стихотворениях и которая, может быть, дороже в поэзии благоприобретенного опыта и умения.»
В 1946, опубликовав свои первые стихи в "Комсомольской правде" и осознав свое призвание, Солоухин поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951.
"Дождь в степи"- фактически его первое стихотворение, опубликованное в "центральной" печати в июне 1946 года. С этим стихотворением Солоухин поступал в Литературный институт, оно было его первым публичным выступлением на большом вечере поэзии в Центральном Доме литераторов в 1947 году. "Дождь в степи" – назывался его первый поэтический сборник в 1953 году. Впоследствии вышли его сборники пейзажной и философской лирики: «Разрыв-трава» (1956)и «Колодец» (1959).
В 1960 году неожиданно написались четыре стихотворения ("Яблоко", "Не прячьтесь от дождя", "Как выпить солнце", "Полеты"), которые и положили начало особенной полосе жизни поэта. Солоухин так описал это явление: «Так называемый "верлибр", или, по-русски говоря, свободный стих, когда отказываются от стихотворного размера, от рифмы, от строфы и вообще от всех признаков привычного традиционного стихосложения. Но ведь стихи есть высшая форма организации человеческой речи. Может ли дезорганизованная речь претендовать на звание поэзии? Дело в том, что до определенной степени речь в свободном стихе вовсе не дезорганизованна. Отсутствие привычных атрибутов восполняется иными средствами: интонацией, внутренними конструкциями поэтической фразы, ритмичными повторами, наконец, смыслом, заключенным в своеобразные, но четкие формулы».
Не надо представлять себе дело так, что поэт писал, писал "нормальные" стихи, а потом решил с понедельника писать по-новому. Видимо, какая-то внутренняя логика привела к этому. Стало казаться необходимым и естественным то, что еще вчера могло казаться искусственным и вообще невозможным.
Правда, путь свободного стиха полон соблазнов и, в случае, если изменит чувство меры или при желании злоупотребить, чреват самыми тяжелыми последствиями. Но в пределах разумного свободный стих не только допустим, но и интересен новыми возможностями и новой степенью выразительности. Так или иначе, дань была отдана.
Затем последовали сборники стихов «Как выпить солнце» (1961), «Имеющий в руках цветы» (1962), «Жить на земле» (1965), «Седина» (1977), «Стихотворения» (1982), в которых со временем все усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни.
В течение многих лет Солоухин вёл активную борьбу за сохранение русских традиций и с этой целью использовал в своём творчестве разные формы, жанры, чаще всего публицистические.
С 1951 он много ездил по стране и зарубежным странам, публикуя репортажи в различных изданиях.
Первая
отдельная книга очерковой
В книге “При свете дня” (1992) он показал антирусскую сущность еврейских большевиков, сознательно моривших голодом русских людей, чтобы заставить их подчиниться своей власти. В книге “Соленое озеро” (1994) Солоухин вскрыл садизм и патологическую жестокость еврейских большевиков в лице одного из ярких их представителей А. Гайдара.
Солоухин
был в числе основателей
В своей последней опубликованной книге (написанной еще в 1970-е) “Последняя ступень” (1995) остро ставит вопрос о еврейском засилье в России, о стремлении иудейских вождей к мировому господству над человечеством.
Умер В.Солоухин 5 апреля 1997 в Москве. Похоронили его в родной деревне Алепино на Владимирщине. В 1998 году посмертно были опубликованы мемуары “Чаша”.
14 июня 2004 года, в день когда Солоухину исполнилось бы 80 лет, в «Комсомольской правде» вышла статья Евгения Черных, посвящённая воспоминаниям о писателе. Вот отрывок из неё: «В начале перестройки Солоухин выступал на писательском вечере. Менялись у микрофона литераторы, пока не остались в президиуме Белов, Распутин, Солоухин. Ясно, думаю, чья очередь, автора «Владимирских проселков». И... ошибся. Солоухин был последним. «Все, полный провал! Зал ждет достойного финала, а тут травки, иконы...» - переживал я за организаторов вечера. А Солоухин спокойно подходит к микрофону. «Из неопубликованного. - И с привычным владимирским оканьем начинает: - Вся Россия расстреляна!
Под какими истлели
росами,
Не дожившие до утра,
И гимназистки с косами,
И мальчики-юнкера?
Каких потеряла, не ведаем,
В мальчиках тех страна
Пушкиных и Грибоедовых,
Героев Бородина.
Россия - могила братская...
Это был достойный финал со шквалом искренних аплодисментов поэту».
В той же статье
были опубликованы отрывки одного из
последних интервью Солоухина, где
он ругал советский строй и демократию,
называя себя монархистом, но в то же время
он верил в русский народ, верил в то, что
«постепенно у народа появится ностальгия
по государственной крепости», проснётся
национальное сознание и … «Россия еще
не погибла».
Список
использованной литературы