Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:27, реферат
Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).
Владимир Владимирович Маяковский.
Родился в селе
Багдади Кутаисской губернии. Отец
— дворянин, служил лесничим, предки
— из казаков Запорожской Сечи;
мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906
гг. Маяковский учился в Кутаисской
гимназии, в июле 1906 г., после смерти
отца, вместе с матерью и двумя сестрами
переезжает в Москву, где поступает в IV
класс 5-й классической гимназии (за неуплату
денег за обучение был исключен из V класса
в марте 1908 г.).
В Москве Маяковский
знакомится с революционно настроенными
студентами, увлекается марксистской
литературой, вступает в начале 1908 г. в
партию большевиков, подвергается арестам,
11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме,
откуда освобождается в январе 1910 г. как
несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский
написал тетрадь стихов (1909), которая была
отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял
начало своего творчества. После освобождения
из тюрьмы он прерывает партийную работу,
чтобы "делать социалистическое искусство".
В 1911 г. Маяковский поступает в Училище
живописи, ваяния и зодчества, где знакомится
с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической
группы "Гилея", который открывает
в нем "гениального поэта". Через
три года, в феврале 1914, Маяковский вместе
с Бурлюком был исключен из училища за
публичные выступления.
В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения "Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. (...) Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным". Однако вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество. Творчески плодотворным стал для Маяковского 1913 г., когда вышел его первый сборник "Я" (цикл из четырех стихотворений), написана и поставлена программная трагедия "Владимир Маяковский" и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России. Сборник "Я" был написан от руки, снабжен рисунками В. Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта "Простое как мычание" (1916).
В 1915—1917 гг. Маяковский
проходит военную службу в Петрограде
в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые
прочел со сцены Матросского театра
стихи "Левый марш (Матросам)".
В марте 1919 г. он переезжает в Москву,
начинает активно сотрудничать в РОСТА
(Российское телеграфное агентство), оформляет
(как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические
плакаты ("Окна РОСТА"). В 1919 г. вышло
первое собрание сочинений поэта — "Все
сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919".
В конце 10-х гг. Маяковский связывает свои
творческие замыслы с "левым искусством",
выступает в "Газете футуристов",
в газете "Искусство коммуны".
Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта искусств) (1922—1928). В 1922—1924 гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях.
Исследователи
творческого развития Маяковского
уподобляют его поэтическую жизнь
пятиактному действу с прологом
и эпилогом. Роль своего рода пролога
в творческом пути поэта сыграла
трагедия "Владимир Маяковский" (1913),
первым актом стали поэмы "Облако в
штанах" (1914—1915) и "Флейта-позвоночник"
(1915), вторым актом—поэмы "Война и мир"
(1915— 1916) и "Человек" (1916—1917), третьим
актом — пьеса "Мистерия-буфф" (первый
вариант—1918, второй—1920— 1921) и поэма "150
000 000" (1919— 1920), четвертым актом—поэмы
"Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир
Ильич Ленин" (1924), пятым актом—поэма
"Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп"
(1928—1929) и "Баня" (1929—1930), эпилогом—первое
и второе вступления в поэму "Во весь
голос" (1928—1930) и предсмертное письмо
поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Остальные
произведения Маяковского, в том числе
многочисленные стихотворения, тяготеют
к тем или иным частям этой общей картины,
основу которой составляют крупные произведения
поэта.
Художественный
мир Маяковского являет собою
синтетическую драму, которая включает
в себя свойства разных драматургических
жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической
драмы, комедии, райка, кинематографа,
феерии и т. д., подчиненных основному
у Маяковского — трагическому характеру
его главного героя и трагедийной структуре
всего его творчества. Следует заметить,
что не только его пьесы, но и поэмы по-своему
драматургичны и чаще всего трагедийны.
В трагедии "Владимир
Маяковский" поэт видит свой жизненный
долг и назначение своего искусства в
том, чтобы способствовать достижению
человеческого счастья. Искусство для
него с самого начала было не просто отражением
жизни, а средством ее переделки, орудием
жизнестроительства.
Маяковский стремится
поставить своего лирико-трагедийного
героя, выражающего устремления всего
человечества, на место Бога — одряхлевшего,
беспомощного, не способного на какие-либо
деяния ради людей. Этот герой из-за своей
неразделенной любви к женщине и к людям
в целом становится богоборцем с сердцем
Христа. Однако, для того чтобы стать Человеко-богом,
герой и все остальные люди должны быть
свободными, раскрыть свои лучшие возможности,
сбросить с себя всякое рабство. Отсюда
революционный нигилизм Маяковского,
нашедший свое выражение в определении
программного смысла поэмы "Облако
в штанах": ""Долой вашу любовь",
"долой ваше искусство", "долой
ваш строй", "долой вашу религию"
— четыре крика четырех частей". Любви,
искусству, социальному строю и религии
старого мира Маяковский противопоставляет
свою любовь, свое искусство, свое представление
о социальном устройстве будущего, свою
веру в идеал нового, во всех отношениях
прекрасного человека. Попытка реализации
этой программы после революции оказалась
для поэта трагической. В "Облаке"
Маяковский выходит к людям "безъязыкой"
улицы в роли поэта-пророка, "тринадцатого
апостола", "сегодняшнего дня крикогубого
Заратустры", чтобы произнести перед
ними новую Нагорную проповедь. Называя
себя "сегодняшнего дня крикогубым
Заратустрой", Маяковский хотел сказать,
что и он, подобно Заратустре, является
пророком грядущего — но не сверхчеловека,
а освобожденного от рабства человечества.
В поэмах-трагедиях
"Облако в штанах", "Флейта-позвоночник",
"Война и мир", "Человек"
и "Про это" у героя Маяковского,
выступающего в роли богоборца, "тринадцатого
апостола", Демона и воителя, появляются
трагические двойники, похожие на Христа.
В изображении этой трагической двойственности
Маяковский развивает традиции Гоголя,
Лермонтова, Достоевского и Блока, становится
богоборцем с сердцем Христа. Его богоборчество
начинается с мук неразделенной любви
к женщине и только потом приобретает
социальный и бытийный смысл. В поэме "Флейта-позвоночник"
он показал грядущий праздник взаимной,
разделенной любви, а в поэме "Война
и мир" — праздник братского единения
всех стран, народов и материков. Маяковский
хотел разделенной любви не только для
себя, но "чтоб всей вселенной шла любовь".
Его идеалы трагически разбивались о реальную
действительность. В поэме "Человек"
показан крах всех усилий и устремлений
героя, направленных на достижение личных
и общественных идеалов. Этот крах обусловлен
косностью человеческого естества, трагическим
дефицитом любви, рабской покорностью
людей Повелителю Всего — этому всесильному
наместнику Бога на земле, символу власти
денег, власти буржуазии, способной купить
любовь и искусство, подчинить себе волю
и разум людей.
В пьесе "Мистерия-буфф"
и поэме "150 000 000" поэт ставит революционные
массы народа на место Бога и Христа.
При этом, в отличие от "Двенадцати"
Блока, Маяковский односторонне идеализирует
социальное сознание и творческие возможности
революционных масс, которые еще недавно
изображались поэтом как безликие толпы
людей, покорные Повелителю Всего, а теперь,
по подсказке автора, самоуверенно заявляющие:
"Мы сами себе и Христос и Спаситель!"
В гениальной поэме-трагедии
"Про это" Маяковский показал борьбу
лирического героя за идеальную, разделенную
любовь, без которой нет жизни. В ходе этого
трагического поединка с героем происходят
фантастические метаморфозы, его природное
естество под воздействием "громады
любви" развоплощается, превращается
в творческую и духовную энергию, символами
которой являются стих, поэзия и страдающий
Христос. Гиперболический процесс метаморфоз
выражен поэтом в сложной системе трагических
двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы,
похожего одновременно и на Иисуса, и на
самого Маяковского, и других. В целом
этот трагедийный метаморфический процесс
обретает форму поэмы-мистерии о любви,
страданиях, смерти и грядущем воскресении
Всечеловека, Человека природного, стремящегося
занять место Бога.
В поэме "Хорошо!" и сатирической дилогии "Клоп" и "Баня" Маяковский изображает, как в революционной борьбе рождается советская Россия, славит "отечество... которое есть,/но трижды — которое будет", внимательно следит за ростками новой жизни, стремясь как поэт романтико-футуристического склада помочь их быстрому развитию. Вместе с тем он обнаруживает в зародыше раковые опухоли советского общества, грозящие ему смертельными болезнями.
После поэмы "Хорошо!"
Маяковский хотел написать поэму "Плохо",
но вместо нее написал сатирические пьесы
"Клоп" и "Баня", в которых показал
самые опасные тенденции в молодом советском
обществе: перерождение рабочих и партийцев
в мещан — любителей красивой, "аристократической"
жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление
власти невежественных и некомпетентных
партийно-советских бюрократов вроде
Победоносикова. Сатирическая дилогия
поэта показала, что основная масса людей
оказалась не готова занять место Бога
и приступить к реализации высоких идеалов
и потенциальных возможностей человека.
В поэме "Во весь голос" Маяковский
называет настоящее "окаменевшим говном",
а реализацию своего идеала Человека переносит
в неопределенно далекое "коммунистическое
далеко".
Сатира поэта, особенно "Баня", вызвала травлю со стороны рапповской критики.
В феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден его друзьями. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой ("любовная лодка разбилась о быт"). Маяковскому упорно стали отказывать в выезде за границу, где у него должна была состояться встреча с женщиной (стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой", 1928), с которой намеревался связать свою жизнь. Все это привело Маяковского к самоубийству, предсказанному еще в трагедии "Владимир Маяковский".