Виды и причины языковых ошибок

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 09:55, реферат

Описание работы

Несоблюдение основных критериев отбора лексических средств приводит к ошибкам в словоупотреблении. Наиболее типичными из них являются такие: употребление слов в несвойственном им значении; неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; плеоназмы и тавтология; смещение паронимов; ошибки в стилистической оценке слов; ошибки, связанные с сочетаемостью слов; употребление слов-спутников, слов в универсальном значении и др.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3
1. Неправильный выбор слова ………………………………………………..6

2. Нарушение логической сочетаемости …………………………………….8

3. Стилистически неоправданное употребление синонимов, антонимов….9

4. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов……………….10

5. Смешение стилей …………………………………………………………...11

6. Устаревшие слова …………………………………………………………..12

7. Заимствованные слова ……………………………………………………...13

8. Фразеологизмы ……………………………………………………………...14

9. Стилистически неоправданное употребление тропов ……………………15

10. Стилистика частей речи ……………………………………………………16

Заключение …………………………………………………………………………22
Список литературы ………………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Суслов Алексей.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

      Разрушение  образного значения тропа как речевая ошибка приводит к неуместному каламбуру, создает неясность высказывания: Подземные богатыри в четвертом квартале вышли на более высокие рубежи (читатель может подумать, что теперь шахтеры будут добывать уголь в новых, более «высоких» пластах). 
 

      10. Стилистика частей речи.

      При стилистическом подходе к частям речи на первый план выдвигается изучение их использования в различных  стилях и функционально-смысловых  типах речи, определение стилистической активности тех или иных лексико-грамматических разрядов и отдельных грамматических категорий имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий.

      При употреблении имен существительных  встречаются всевозможные речевые  ошибки. Неправильно употребляются  вариантные формы падежных окончаний существительных: Авторы пишут о неоплатном долгу каждого перед матерью…(следовало: долге). Может быть стилистически не оправдано предпочтение формам женского рода личных существительных, имеющим разговорно-просторечную окраску: Выступила лауреатка второй премии Мицуко Ухидо. Нельзя заменять соответствующие формы рода и числа существительных просторечными вариантами: Набив мешок отборной шишкой, Потапов сбросил его с вершины могучей кедры (следовало: шишками (мн.ч.), кедра (муж.р.).

      Самой распространённой ошибкой при употреблении имен прилагательных является неправильное образование степеней сравнения: в  этом случае соединяют простую форму  сравнительной степени и элемент  сложной – слово «более» (более  лучший, более худший), возникает плеонастическое сочетание, которое подлежит стилистической правке: Более худший показатель характеризует финансовое положение населения в 1996 году. – Более высокий показатель характеризует… Или: финансовое положение населения в 1996 году несколько улучшилось.  Плеонастические сочетания при употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени свидетельствует о крайне низкой культуре речи. Например: Нет ничего более худшего, чем невежество. При использовании имен прилагательных возможны ошибки в образовании кратких форм: Этот призыв и в настоящее время действенен. Предпочтительнее – действен.

      Употребление  в речи имен числительных вызывает немалые трудности. Встречаются  ошибки в их склонении: Этим лицам  разрешено совместительство, лишь бы общая сумма не превышала триста рублей (надо: трехсот). Смешение основ мужского и женского рода числительного «оба – обе»: Палки о двух концах, его били обеими (вместо: обоими, имеется ввиду концами). Иногда по ошибке собирательные числительные соединяются с существительными женского рода: Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд (четырём работницам).

      Нередки ошибки в выборе падежной формы числительного  в словосочетании с одушевленными  существительным, которые требуют  стилистической правки: 1. Комбат не мог рассказывать об этом спокойно: скольких товарищей он потерял в бою! -  …сколько товарищей он потерял в бою!   2. За весь день мы поймали лишь два рака и три линя. - …поймали двух раков и трёх линей.  Категория одушевленности проявляется только при употреблении числительных два, три, четыре при указании на живые существа. Поскольку в письменной речи числительные часто передаются цифрами, следует особенно внимательно «озвучивать» тексты такого рода. Об этом надо помнить дикторам радио и телевидения, а также редакторам, говорящим материалы с числительными для передачи в эфире.

      При функционально-стилевой характеристике местоимений прежде всего обращает на себя внимание их особая употребительность  в разговорной речи. Для устной формы общения требование абсолютной точности не  является столь обязательным, как для письменной. Непосредственный контакт участников диалога, его ситуативная восполняемость, возможность использования говорящими предситуации, которая определяет тему и является своеобразным «прологом» к высказыванию, - все это позволяет использовать местоимения в разговорной речи несравненно чаще, чем в книжной.

      Использование в речи местоимений требует особого  внимания автора и редактора, так  как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания (Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.). Местоимения обычно указывают на употребление ранее в тексте существительные, стоящие в той грамматической форме рода,  числа. При этом в предложении не должно создаваться условий для ошибочного осмысления местоимений. Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением. В наших примерах это требование не выдержано.

      Для устранения таких ошибок нужно изменить порядок слов (Пришло письмо на судно. Скоро оно снялось с якоря.).

      Рассмотрим  несколько примеров стилистической правки предложений, в которых причиной речевых ошибок стали местоимения. 1. выросло целое поколение, для которых война – история. --  …поколение, для которого война – история.  2. Поле соседа для нас  не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия. --  Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия.   Как видим, наиболее универсальный способ стилистической правки в подобных случаях – замена местоимения соответствующим именем существительным.

      В результате авторской небрежности  порой возникает неоправданная  замена одного местоимения другим: Мы провели это время без никакой пользы. (надо: без всякой пользы). Ошибки возникают в результате неправильного выбора притяжательных местоимений: Врач попросил сестру взять в лаборатории свой анализ крови (его анализ или её?) – возвратно-притяжательное местоимение порождает двусмысленность, если в предложении два реальных субъекта (врач и сестра). Таким образом, небольшая группа слов, выступающих в русском языке в роли местоимений, может стать причиной досадных речевых ошибок, устранение которых требует пристального внимания автора и редактора.

      Из  всех частей речи глагол выделяется лингвистами  как самая сложная и самая  емкая. А.Н. Толстой писал: «Движение  и его выражение – глагол –  являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.» [Толстой А.Н. Собрание сочинений: в 10 т. – М., 1961. Т. 10. С. 212]

      При стилистической правке рукописей редактор замечает ошибки в образовании личных форм глагола: Моль угнездяется моментально (надо: может угнездится моментально). Особого внимания требует употребление временных форм глагола. Так, стилистически не мотивировано использование глагола в прошедшем времени в предложении: У носорога всегда имелся запас жира на суровое время года в форме огромного нароста на загривке. Стилистическая правка: На загривке у носорога есть огромный нарост, это запас жира, который помогает ему пережить бескормицу.

      Очевидны  ошибки, связанные со случайной заменой  форм прошедшего времени глагола  формами настоящего времени в  таких предложениях: Традиционной техникой стенных рукописей была фреска, на которой краски наносятся (наносились) на сырую штукатурку. Особого внимания требует употребление возвратных глаголов. Обращение к ним бывает необоснованным: За эти годы уже начал писаться второй дневник.

      При употреблении причастий встречается неправильный выбор их временных форм, а иногда и видовых форм: Вспоминая первое выступление нашей фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов драматического театра (следует: состоявшей); Грязь в город несут тракторы и грузовики, въезжающие на асфальт с  просёлочных дорог, и машины, остановившиеся на обочине (надо: останавливавшиеся). Как видно из последней правки, недопустим разнобой видо-временных форм причастий, употребленных в одном предложении (въезжающие – значит, и останавливающиеся, а не остановившиеся). Иногда ошибки связаны с неправильным образованием причастий: человек, привыкнувший ко всеобщему вниманию (вместо: привыкший).

      При употреблении деепричастий возможны ошибки в их образовании: Заметя волнение собеседника … (следует: заметив). Если несколько деепричастий оказываются в одном предложении, не исключены ошибки при сочетании форм разного вида: Определив эти величины и измеряя силу тяжести на различных широтах, мы определим по формуле и сжатие Земли. Стилистическая правка: Определив эти величины и измерив силу тяжести…  При употреблении деепричастий нельзя не учитывать их грамматических особенностей и стилистических функций речи.

      Стилистическое  значение наречия определяет его  грамматическая природа как слова, обозначающего признак действия, состояния, качества и выступающего в роли обстоятельства, примыкающего к глаголу, прилагательному, наречию, предикативному слову и реже к существительному. Указывая на признак признака, эта часть речи выполняет изобразительную роль, предоставляя в распоряжение писателя богатую палитру языковых красок. Анализируя употребление авторами наречий, редактор устраняет ошибки в образовании форм сравнительной степени: С этим заданием он справился ловчее ( ловче; возможны варианты: Это задание он выполнил ловко, не так, как предыдущее.) Встречаются плеонастические сочетания при образовании сравнительной степени наречий плохо, хорошо, свидетельствующие о низкой речевой культуре пишущего (или говорящего): В посткоммунистической России жить стало ещё более хуже (надо: еще хуже).

      Как видим, при употреблении наречий  нередки такие же ошибки, как при  употреблении прилагательных, и прежде всего это плеонастические сочетания  при образовании сравнительной  степени.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение.

   Каким же требованиям должна удовлетворять  наша речь в целом? На этот вопрос хорошо ответил М.И. Калинин, выступая в 1943 году перед агитаторами-фронтовиками: «Агитатор должен передать свою мысль ярко, чтобы она произвела впечатление, и именно такое, какое хочет агитатор. В то же время вы должны изложить мысль коротко… Мысль должна быть ясной для слушателя и понятной каждому из них».

   Эти рекомендации относятся не только к  ораторской речи, такими качествами должна обладать всякая хорошая речь (устная и письменная).

   Итак, речь должна быть:

   разнообразной – не повторяющейся без необходимости одно и то же слово или выражение;

   выразительной – использующей образные средства, фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения и т.п.;

   точной  – употребляемые слова и выражения  должны называть именно то, о чем мы действительно хотим сказать;

   логичной  – последовательной (последующее  вытекает из предыдущего);

   краткой – экономной, не содержащей ничего лишнего;

   ясной – четко формулирующей передаваемую мысль;

   доступной – выраженной в понятной форме, известными словами.

   Надо  стараться, чтобы речь в наибольшей мере отвечала всем перечисленным требованиям: только так можно выработать навык  культуры выражения своих мыслей.  И необоснованны жалобы, которые  часто приходится слышать: « Я  знаю, что надо сказать, а вот как сказать – не знаю.» Еще Н.Г. Чернышевский заметил: «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей.» Если вы затрудняетесь выразить свою мысль, продумайте еще раз все с самого начала; поймите все, что надо сказать, и нужные слова придут.

   Помимо  умения говорить (и писать) культура речи включает в себя еще одно необходимое  свойство – умение выслушать собеседника, понять, что он хочет сказать (ведь в его речи уже содержится  зерно вашего ответа). И в этом  культура речи тесно связана с культурой ведения разговора, с культурой поведения, а значит, и с культурой человека в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

    1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1999.
    2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2001г.
    3. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. М., 2002г.
    4. Детская энциклопедия. Т.11, М., 1976.

Информация о работе Виды и причины языковых ошибок