Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:30, реферат
Задача исторического романиста, по мнению Скотта, заключается в том, чтобы за своеобразием различных культур найти живую душу страдающего, жаждущего справедливости, взыскующего лучшей жизни человека.Эта "живая душа" человека, жившего сотни лет тому назад, может вызвать наше сочувствие только в том случае, если она предстанет нам во всем своем национальном, культурном и историческом своеобразии. Весь этот "антиквариат", эти "нравы", быт, одежда и оружие необходимы для того, чтобы конкретно представить исторического человека, понять его в странностях его поведения, взглядов и чувств.
Введение 2
1. Вальтер Скотт – новатор в области исторического романтизма 3
2. Метод историзма. Концепция истории Европы в романах Вальтера Скотта. 6
3. Обзор творчества В. Скотта 10
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Содержание
Введение 2
1. Вальтер Скотт – новатор
в области исторического
2. Метод историзма. Концепция
истории Европы в романах
3. Обзор творчества В. Скотта 10
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Творчество Вальтера Скотта - важный этап в развитии литературного процесса в Англии, отразивший переход от романтизма к реализму.
Творческий метод и
стиль романов Скотта - явление
сложное. Скотт опирался на достижения
писателей XVIII в., считая своим учителем
Филдинга. Однако он жил в иную эпоху,
и творчество его знаменовало
новый этап в развитии романа. Не
уступая своим предшественникам
в художественном мастерстве. Скотт
превосходит их не только глубиной
своей исторической концепции, но и
более совершенным способом построения
романа и раскрытия характеров. Романтизм
в творчестве Скотта своеобразно
сочетается с ярко выраженными реалистическими
тенденциями. Исследователи отмечают,
что Скотт включил «
В мировую литературу Вальтер Скотт вошел как создатель исторического романа. С присущей ему глубиной Скотт отобразил жизнь самых различных эпох, начиная со средних веков и кончая тем временем, когда жил он сам. Скотт увидел «тайну жизни» современного ему общества в его переходном характере.
Задача исторического
романиста, по мнению Скотта, заключается
в том, чтобы за своеобразием различных
культур найти живую душу страдающего,
жаждущего справедливости, взыскующего
лучшей жизни человека.Эта "живая душа"
человека, жившего сотни лет тому назад,
может вызвать наше сочувствие только
в том случае, если она предстанет нам
во всем своем национальном, культурном
и историческом своеобразии. Весь этот
"антиквариат", эти "нравы", быт,
одежда и оружие необходимы для того, чтобы
конкретно представить исторического
человека, понять его в странностях его
поведения, взглядов и чувств. Исторический
роман должен воспитывать в современном
читателе симпатию ко всему человечеству,
чувство солидарности со всеми народами,
прошедшими до нас свой тяжкий исторический
путь, и вызвать сострадание к широким
демократическим массам.
Исторический
роман, по мнению Скотта, должен воспроизвести
историю полнее, чем научно-историческое
исследование, потому что сухую археологию
он должен заполнить психологическим
содержанием, страстями и "мнениями"
создающих историю людей - отдельных личностей
так же, как и большого людского потока.
Новаторство Скотта, так глубоко поразившее людей его поколения, заключалось в том, что он, как отметил В.Г. Белинский, создал жанр исторического романа, "до него не существовавший".
Скотт взялся за создание исторического романа, следуя правилу: "Чтобы заинтересовать читателя, события, изображенные в произведении, нужно перевести на нравы эпохи, в которой мы живем, так же как и на ее язык".
В художественной литературе
Скотт первый поставил проблему исторического
бытия и судеб страны в плане
вполне современном и актуальном.
Впервые в английской литературе
он создал романы философско-исторического
содержания и тем самым оказался
великим новатором, увлекшим целое
поколение европейских
Глубокая симпатия Скотта к народным массам не вызывает никакого сомнения. Лучше, чем кто-либо другой из современных ему писателей, он рассказал народную жизнь Шотландии в критические периоды ее истории. Несправедливости и притеснения экономического, политического и религиозного характера, героические восстания доведенного до отчаяния народа нашли в нем своего несравненного живописца. С изумительной для того времени смелостью он показал специфику горной Шотландии, родовой строй и психологию древних кельтских кланов.
В романах Скотта, пожалуй,
впервые в европейской
Вальтер Скотт необычайно расширил границы романа. Никогда еще роман не охватывал такого количества типов, сословий, классов и событий. Вместить в одно повествование жизнь всей страны, изобразить частные судьбы на фоне общественных катастроф, сплести жизнь обычного среднего человека с событиями государственной важности значило создать целую философию истории, проникнутую мыслью о единстве исторического, процесса, о неразрывной связи частных интересов с интересами всего человеческого коллектива. Этой мыслью определены многие особенности созданного Скоттом романа: широта его композиции, контрастность картин, стиль и язык.
Согласно старой традиции, роман непременно должен быть построен на любовной интриге. Это правило строго соблюдалось в XVIII веке и целиком перешло в XIX век. Но в историческом романе должны быть исторические герои. Вот почему старым романистам (например, мадемуазель де Скюдери во Франции или Джейн Портер в Англии) приходилось наделять своих исторических героев любовной страстью, даже когда они к этой роли совсем не подходили. Так искажались и образы знаменитых исторических деятелей, и характер их эпохи.
Вальтер Скотт поступил иначе. Чтобы как можно более точно воспроизвести характер политических деятелей, он освободил их от придуманной любовной интриги и передал ее вымышленным героям. Историческая точность была соблюдена, но вместе с тем сохранена и обязательная романическая интрига.
Заимствовав многое из "готического"
романа, Вальтер Скотт переосмыслил
традиции. Герой-режиссер и "глубокий
сюжет", которые в "готическом"
романе возбуждали интерес или страх,
у Скотта служат другим целям и
приобретают философско-
В его творчестве история
всегда тесно связана с пейзажем,
который не столько ласкает глаз
четкостью линий и мягкостью
колорита, сколько действует на воображение,
вызывая у зрителя ряд
Основу художественного метода Скотта составляет романтизм. Как и все романтики, он не принял утверждения капиталистических отношений.
Своим отношением к закономерностям
исторического развития и к роли
народа в истории Скотт-романист
решительно отличался и от реакционных
романтиков "Озерной школы", и
от позднейших эпигонов реакционного
романтизма вроде Дизраэли и Карлейля,
с их антинародным культом "героических
личностей" и идеалистическим
превознесением провиденциального
мистического начала в истории. Белинский
тонко подметил это принципиальное
отличие Скотта от романтизма реакционного
направления: "... поэт, всего менее
романтический и всего более
распространивший страсть к феодальным
временам. Вальтер Скотт - самый положительный
ум... ", - писал критик, характеризуя
противоречивый характер исторического
романа Скотта. "С такою страстью
и с такою словоохотливостью",
- по выражению Белинского, - описывая
средневековье, Скотт, однако, рассматривает
его как пройденный человечеством
этап, возвышаясь логикой своих образов
и ходом изображаемых событий
над собственными сентиментальными
пристрастиями и
В отличие от некоторых
английских романтиков (поэтов "Озерной
школы"), Скотт не был поборником
средних веков, он и не думал сожалеть
о прошлом. Писатель оценивал перспективы
социального прогресса с
Влияние В. Скотта-романиста
на английскую и мировую литературу
трудно переоценить. Он не только открыл
исторический жанр, но и создал новый
тип повествования, основанный на реалистическом
изображении сельской жизни, воспроизведении
местного колорита и особенностей речи
жителей различных уголков
В. Скотт, как уже говорилось,
был родоначальником
Из такого представления
романиста следуют три важные
особенности творческого
а) изображение исторических событий сквозь восприятие частного вымышленного персонажа, ведущего любовную интригу романа и тем самым соблюдение исторической точности вместе с сохранением обязательной романической интриги [8, с.28]. Сравнивая шекспировский метод изображения исторических событий со скоттовским, Д.М. Урнов и Н.Я. Дьяконова в качестве существенных отличий отмечали изменение пропорций в расстановке реальных и фиктивных фигур (если у Шекспира первую роль играют исторические персонажи, то у Скотта “первый план и большую часть повествования занимают герои, им самим созданные, деятели же исторические отходят на второй план, становятся эпизодическими” [6, с.98]);
б) изменение соотношения предания и вымысла, создание исторического фона вымышленными персонажами, которые являются чрезвычайно типичными для изображаемой эпохи и страны и в этом плане историчны; если у Шекспира “впереди шло предание, вынуждавшее своим авторитетом верить изображаемому в пьесе" то “Скотт разворачивал летопись как бы с другого конца, начиная со страниц частных, малоизвестных и вымышленных" [6, c.34]. Он скорее проверяет, а не подтверждает предания… “Вальтер Скотт сам создавал канву, представляя традиционные фигуры заново, тем “домашним образом", который так точно определил и высокого оценил в его методе Пушкин” [6, с.98] ;
в) новаторство художественного
языка. После неудачи с публикацией
“Куинху-холл” Скотт, как пишет
И. Шайтанов, “начинает понимать, что
до него романисты уводили читателя
в прошлое, то ли иллюзорное, как
атмосфера страха и роковых страстей
в “готическом" романе, то ли обставленное
с бутафорской мелочностью, как
в романе “антикварном”. Главным
казалось создать картину прошлого
по контрасту с настоящим. Скотт
решает поступить прямо