Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.
В. П. Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова» [17,88]. Это мнение разделяют Э. В. Померанцева, В. А. Василенко, М. Н. Мельников и др. Упомянутые исследователи характеристику детского фольклора, как правило, начинают с рассмотрения произведений, созданных взрослыми и исполняемых ими для детей (колыбельные песни, пестушки и потешки).

Содержание

1. Понятие о фольклоре 3
2. Роль фольклора в формировании личности ребенка 4
3. Классификация жанров детского фольклора 5
4. Малые формы фольклора 7
5. Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» 10
Практическая часть 12
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

детская литература.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Министерство  Образования Республики Саха (Якутия)

ГОУ Якутский педагогический колледж

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Детская литература»

на тему: «Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка» 
 
 
 
 
 

                                                                  Выполнила: студентка 5 курса

  
 
 
 
 

Якутск 2010

План 

1. Понятие о фольклоре         3

2. Роль фольклора в формировании личности ребенка     4

3. Классификация жанров детского фольклора       5

4. Малые формы фольклора                                                                                   7

5. Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду»                     10

Практическая  часть                  12

Список  литературы                 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие о фольклоре 

      Фольклор  – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства  слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические  особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.

      В. П. Аникин к детскому фольклору относит  «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в  собственном смысле слова» [17,88]. Это  мнение разделяют Э. В. Померанцева, В. А. Василенко, М. Н. Мельников и др. Упомянутые исследователи характеристику детского фольклора, как правило, начинают с рассмотрения произведений, созданных взрослыми и исполняемых ими для детей (колыбельные песни, пестушки и потешки).

      Другие  ученые к детскому фольклору относят только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми. Так, известный исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов, возражая против отнесения к детскому фольклору «творчества взрослых для детей», писал: «Обычно эту группу словесных произведений относят к детскому фольклору. К такому отнесению мало оснований. Детский фольклор составляют произведения, которые не включает репертуар взрослых; это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети. Рассматриваемая же группа, как творчество взрослых для детей и составляющая репертуар главным образом взрослых, должна быть обособлена: это создание матери и пестуньи, это — материнская поэзия, или поэзия пестования».

      Детский фольклор - это прежде всего произведения, созданные и исполняемые самими детьми. Он отличается от фольклора взрослых как по своему содержанию, так и по художественной норме.

      Вместе  с тем следует отметить, что  в детский фольклор проникают  и произведения взрослых. Дети почти  всегда присутствуют при исполнении фольклора взрослыми, нередко усваивают его отдельные произведения. На определенной стадии некоторые традиционные жанры угасают, исчезают в фольклоре взрослых; переходят к детям, живут как органическая составная часть детского фольклорного репертуара. Видоизменяясь, эти произведения приобретают признаки детского фольклора и становятся органической частью детского фольклорного репертуара.

      В заключение следует сказать, что  к детскому фольклору относится  произведения, во-первых, созданные самими детьми, во-вторых, заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями детского возраста. 

2. Роль фольклора в формировании личности ребенка 

      Целенаправленное  и систематическое использование  произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

      Первое  знакомство ребенка с народной поэзией  начинается с малых фольклорных  форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

      Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. 

3. Классификация жанров детского фольклора 

      Произведения  детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский  фольклор).

      Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

      Колыбельные песни – одни из древних жанров детского неигрового фольклора, исполняемый женщинами над колыбелью ребенка с целью его успокоить, усыпить; часто заключает в себе магические (заклинательные) элементы.

      Пестушки  – коротенькие приговоры взрослых, имеющие назначение успокоить ребенка.

      Прибаутки – произведения шуточного характера, представляющие собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме.

      Докучные  сказки – шутки, сочетающие сказочную  поэтику с насмешливым или  издевательским содержанием.

      Потешки – небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру.

      Скороговорки  – народнопоэтические произведения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов, иногда имеющее смысл поговорки.

      Дразнилки – своеобразный жанр детского фольклора, шутливые, часто обидные стишки, высмеивающие участника ссоры.

      Поддевка  – разновидность дразнилки, содержащая вопрос, таящий в себе лукавый подвох.

      Небылица  – пришедшая в детский фольклор из скоморошьего, ярмарочного фольклора  разновидность прибауточного жанра. Отличительной чертой небылицы является оксюморон – стилистический прием, состоящий в соединении несоединимых, противоположных по смыслу понятий, слов, фраз, в результате которого возникает новое смысловое качество.

      Перевертыш  – пришедшая в детский фольклор из скоморошьего, ярмарочного фольклора разновидность прибауточного жанра. Отличительной чертой перевертыша является перверсия – перестановка субъекта и объекта, а также приписывание субъектам, явлениям, предметам признаков и действий, заведомо им не присущих.

      Заклички  – короткие рифмованные приговоры, обращения в стихотворной форме  к различным явлениям природы, имеющие  заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый  фольклор взрослых.

      Приговорки  – стихотворные обращения к живым существам, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых.

      Считалки  – короткие, часто шутливые стихи, которыми начинаются детские игры (прятки, салки, лапта и т.д.).

      Игровые песни, припевки, приговоры – стишки, сопровождающие детские игры, комментирующие их этапы и распределение ролей участников.

      Молчанки  – стишки, которые произносятся для отдыха после шумных игр; после  стишка все должны замолкнуть, сдерживая  желание засмеяться или заговорить.

      Страшилки – устные рассказы-пугалки.

4. Малые формы фольклора: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, дразнилки, небылицы, скороговорки, считалки, загадки, заклички 

      Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.

      Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка  к бодрствованию, обучали его  двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

      Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер его иной – бодрый, веселый.

      Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши, известные  также в развлекательном фольклоре  взрослых. Их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться.

      Пестушки  связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки – с элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет коза рогатая…”). В них появляются перечисления, диалоги.

      Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динимическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…

      Однако  главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д.

      Жеребьевки  или (“сговоры”) определяют деление  играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?).

      Считалки  применяются для распределения  ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего по средством случая), с архаичной верой число и с условной речью, возникшей на основании табупрования чисел.

      Заклички  и проговорки – генетически наиболее древние формы детских словесных  игр. По происхождению они связаны  с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.

      Заклички  – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву.

      Заклички  выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый.

      Приговорки  произносить также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время  купания;

      Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.

      Загадки также принадлежат в равной степени  фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в  земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.

Информация о работе Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка