Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:37, контрольная работа
Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.
В. П. Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова» [17,88]. Это мнение разделяют Э. В. Померанцева, В. А. Василенко, М. Н. Мельников и др. Упомянутые исследователи характеристику детского фольклора, как правило, начинают с рассмотрения произведений, созданных взрослыми и исполняемых ими для детей (колыбельные песни, пестушки и потешки).
1. Понятие о фольклоре 3
2. Роль фольклора в формировании личности ребенка 4
3. Классификация жанров детского фольклора 5
4. Малые формы фольклора 7
5. Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» 10
Практическая часть 12
Список литературы 15
Министерство Образования Республики Саха (Якутия)
ГОУ Якутский педагогический колледж
Контрольная работа
по дисциплине «Детская литература»
на тему:
«Устное народное
творчество и его роль
в формировании личности
ребенка»
Якутск 2010
План
1. Понятие о фольклоре 3
2. Роль фольклора в формировании личности ребенка 4
3. Классификация жанров детского фольклора 5
4. Малые
формы фольклора
5. Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» 10
Практическая часть 12
Список
литературы 15
1. Понятие
о фольклоре
Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.
В. П. Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова» [17,88]. Это мнение разделяют Э. В. Померанцева, В. А. Василенко, М. Н. Мельников и др. Упомянутые исследователи характеристику детского фольклора, как правило, начинают с рассмотрения произведений, созданных взрослыми и исполняемых ими для детей (колыбельные песни, пестушки и потешки).
Другие ученые к детскому фольклору относят только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми. Так, известный исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов, возражая против отнесения к детскому фольклору «творчества взрослых для детей», писал: «Обычно эту группу словесных произведений относят к детскому фольклору. К такому отнесению мало оснований. Детский фольклор составляют произведения, которые не включает репертуар взрослых; это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети. Рассматриваемая же группа, как творчество взрослых для детей и составляющая репертуар главным образом взрослых, должна быть обособлена: это создание матери и пестуньи, это — материнская поэзия, или поэзия пестования».
Детский фольклор - это прежде всего произведения, созданные и исполняемые самими детьми. Он отличается от фольклора взрослых как по своему содержанию, так и по художественной норме.
Вместе с тем следует отметить, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых. Дети почти всегда присутствуют при исполнении фольклора взрослыми, нередко усваивают его отдельные произведения. На определенной стадии некоторые традиционные жанры угасают, исчезают в фольклоре взрослых; переходят к детям, живут как органическая составная часть детского фольклорного репертуара. Видоизменяясь, эти произведения приобретают признаки детского фольклора и становятся органической частью детского фольклорного репертуара.
В
заключение следует сказать, что
к детскому фольклору относится
произведения, во-первых, созданные самими
детьми, во-вторых, заимствованные детьми
у взрослых, но переработанные в соответствии
с психологией и потребностями детского
возраста.
2. Роль
фольклора в формировании
личности ребенка
Целенаправленное
и систематическое
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
Детский
фольклор обширная область устного народного
поэтического творчества. Это целый мир
- яркий, радостный, наполненный жизненной
силой и красотой. Он соседствует с миром
взрослых, но не подвластен ему и живет
по своим законам в соответствии со своим
ведением природы и человеческих отношений.
Дети с живым интересом вглядываются в
жизнь взрослых и охотно заимствуют их
опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное.
Мысль детей связана с конкретными образами
- в этом ключ к тайнам детского художественного
творчества. Особенности детской психики,
мышления определили отбор произведений
детского фольклора.
3. Классификация
жанров детского фольклора
Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).
Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.
Колыбельные песни – одни из древних жанров детского неигрового фольклора, исполняемый женщинами над колыбелью ребенка с целью его успокоить, усыпить; часто заключает в себе магические (заклинательные) элементы.
Пестушки
– коротенькие приговоры
Прибаутки – произведения шуточного характера, представляющие собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме.
Докучные сказки – шутки, сочетающие сказочную поэтику с насмешливым или издевательским содержанием.
Потешки
– небольшие рифмованные
Скороговорки – народнопоэтические произведения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов, иногда имеющее смысл поговорки.
Дразнилки – своеобразный жанр детского фольклора, шутливые, часто обидные стишки, высмеивающие участника ссоры.
Поддевка – разновидность дразнилки, содержащая вопрос, таящий в себе лукавый подвох.
Небылица – пришедшая в детский фольклор из скоморошьего, ярмарочного фольклора разновидность прибауточного жанра. Отличительной чертой небылицы является оксюморон – стилистический прием, состоящий в соединении несоединимых, противоположных по смыслу понятий, слов, фраз, в результате которого возникает новое смысловое качество.
Перевертыш – пришедшая в детский фольклор из скоморошьего, ярмарочного фольклора разновидность прибауточного жанра. Отличительной чертой перевертыша является перверсия – перестановка субъекта и объекта, а также приписывание субъектам, явлениям, предметам признаков и действий, заведомо им не присущих.
Заклички – короткие рифмованные приговоры, обращения в стихотворной форме к различным явлениям природы, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых.
Приговорки – стихотворные обращения к живым существам, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых.
Считалки – короткие, часто шутливые стихи, которыми начинаются детские игры (прятки, салки, лапта и т.д.).
Игровые песни, припевки, приговоры – стишки, сопровождающие детские игры, комментирующие их этапы и распределение ролей участников.
Молчанки – стишки, которые произносятся для отдыха после шумных игр; после стишка все должны замолкнуть, сдерживая желание засмеяться или заговорить.
Страшилки – устные рассказы-пугалки.
4. Малые
формы фольклора: колыбельные,
пестушки, потешки, прибаутки,
дразнилки, небылицы,
скороговорки, считалки,
загадки, заклички
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.
Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.
Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер его иной – бодрый, веселый.
Среди
прибауток особое место занимают
небылицы – перевертыши, известные
также в развлекательном
Пестушки
связаны с поглаживанием
Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динимическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…
Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д.
Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?).
Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего по средством случая), с архаичной верой число и с условной речью, возникшей на основании табупрования чисел.
Заклички
и проговорки – генетически наиболее
древние формы детских
Заклички
– это песенки, обращенные к природе
(солнцу, дождю, радуге) и выражающие
призыв или просьбу. Дети обращались
к силам природы как к
Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый.
Приговорки
произносить также перед
Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.
Информация о работе Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка