Ушинский и Толстой о животнных

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 16:57, доклад

Описание работы

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) является осно¬воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго¬гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас¬та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

Работа содержит 1 файл

Ушинский и Толстой о животных..docx

— 14.45 Кб (Скачать)

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) является основоположником русской педагогики, в частности дошкольной педагогики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

К. Д. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам самого народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшее — патриотизм, национальную гордость, любовь к народу.

В соответствии с этим К. Д. Ушинский считал, что  начинать обучение следует с рассказов  о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде. Делалась установка на активную работу мысли и чувств ребенка. Педагог стремился систематизировать понятия и представления, «уже существующие в детском уме». Основные труды великого педагога и талантливого писателя: «Человек как предмет воспитания» (в 2-х томах, 1868 —1869), учебные книги «Детский мир и хрестоматия» (первое издание— 1861), «Родное слово» (первое издание— 1864), а также методические пособия для учителей.

Учебные книги  К. Д. Ушинского энциклопедичны по охвату и многообразию включенных материалов. Здесь начала всех наук: естествознания, географии, биологии, зоологии, логики, истории. Педагоги выделили в книгах Ушинского тот художественный материал, знакомство с которым целесообразно  начинать еще в дошкольную пору. Это касается в первую очередь  творчества самого  Ушинского   как   автора   небольших   рассказов   о   животных.

Животные представлены с характерными повадками и в  той жизненной «роли», которая  неотделима от их природы.

В небольшом  рассказике «Бишка» говорится: «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не мое,— говорит,— дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноски тащу — будет с меня и этого». Собака умна, но не настолько, чтобы ей книги читать. Каждому от природы дано свое.

В рассказе «Васька» в столь же простой форме поведано о том, что делает в доме кот. Ушинский ведет речь как настоящий сказочник  — в том стиле, который ребенку  знаком по песенкам. Однако скоро Ушинский оставляет прибауточно-песенный тон и продолжает рассказ с намерением пробудить в ребенке любознательность. Зачем коту большие глаза? Зачем чуткие уши, сильные лапки и острые когти? Ласков кот, а «попалась мышка — не прогневайся».

В рассказе «Лиса  Патрикеевна» объем преподносимых  ребенку реальных сведений о зверях еще больше. Он узнает не только о том, что у лисы «зубушки остры», «рыльце тоненькое», «ушки на макушке», «хвостик на отлете», а шубка теплая, но и то, что лисонька красива — «кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек»; что лиса «ходит тихохонько», пригибаясь к земле, будто кланяется; что «хвост носит бережно»; что роет норы и что в норе много ходов-выходов, что полы в норе выстланы травой; что лиса — разбойница: крадет кур, уточек, гусей, «не помилует и кролика».

Толстой являлся  родоначальником реалистического  рассказа о животных, он стоит у  истоков зообеллетристики («Лев и собачка», «Орел», цикл рассказов о Бульке и другие).

По мнению Толстого животные живут по собственным законам, равноценным их автономному существованию, у них есть собственные чувства, эмоции, отличные от человеческих. Использование антропорфизма для Толстого недопустимо, он в определенной степени идеализирует животного, создает уникальный психологический мир. В каждом рассказе есть явное противопоставление - это жестокие люди, с другой стороны - животные, обладающие нравственным комплексом представлений.

«Лев и собачка» - это вершина анималистического  рассказа, его отличает особая сюжетная направленность, в нем действия преобладают  над описанием. Читателя интересуют взаимоотношения главного героя. Человек  принес собачку в зоопарк, чтобы  лев ее съел, но лев не совершает  действия, которого ожидали собравшиеся  люди. Толстой выступает в рассказе зоопсихологом, он создает картину  психологических переживаний через  действия животных.

Для выражения  внутреннего мира животного Толстой  использует только глаголы - действия, которые эмоционально окрашены.

Цикл рассказов  о Бульке - другой взгляд о животном. Повествование ведется от 1-го лица хозяина, который описывает свою собаку в различных жизненных ситуациях, но перед нами переживания не собаки, а человека.

Таким образом, анималистические рассказы Л.Н.Толстого пробуждают гуманные чувства, акцентируют  внимание на чувствах, переживаниях о  животных, вызывают у человека чувство  ответственности за жизнь любого существа на планете. 


Информация о работе Ушинский и Толстой о животнных