Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 00:05, курсовая работа
Анализ поэтического творчества Д. Самойлова достаточно глубоко представлен в литературоведении книгой В.С. Баевского “Давид Самойлов: Поэт и его поколение”1, исследованием С. Абишевой: “Поэтическая система Давида Самойлова: Стих и стиль”2. Неопубликованному стихотворению поэта посвящена статья литературоведа и критика Р.В. Банчукова “Три перевала или известный и неизвестный Самойлов”3.
Введение
А.И. Солженицын “Давид Самойлов”
Р.В. Банчукова “Три перевала, или известный и неизвестный Самойлов”
Заключение
Список используемой литературы:
До свидания, память,
До свиданья, война,
До свидания, камень,
И да будет
волна!
- ничего не вышло”.21
Важным, по мнению Банчукова, является и осознание причастности Самойлова к “поэтам военного призыва”. О своих сокурсниках и друзьях, не вернувшихся с войны, поэт пишет ностальгическое “Перебирая наши даты…”
Я вспоминаю Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.
Я сам теперь от них завишу,
Того
порою не желая.
Они шумели буйным лесом,
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет - одни деревья.22
В продолжение статьи Банчуков ведет речь об одном совершенно неизвестном стихотворении Самойлова, “ которое около сорока лет распространялось в списках”.23 Интересным остается факто того, что ни один из крупных исследователей Самойлова не упоминал его в своих исследовательских работах. Стихотворение не опубликовывалось ни в одном прижизненном сборнике Самойлова и впервые появилось в печати уже после его смерти лишь в 1990 году в журнале “Юность” без указания имени автора:
Если вычеркнуть войну,
Что останется - не густо.
Небогатое искусство
Бередить
свою вину.
Что еще? Самообман,
Позже ставший формой страха.
Мудрость - что своя рубаха
Ближе к
телу. И туман...
Нет, не вычеркнуть войну.
Ведь она для поколенья -
Что-то вроде искупленья
За себя
и за страну.
Простота ее начал,
Быт жестокий и спартанский,
Словно доблестью гражданской,
Нас невольно
отмечал.
Если спросят нас гонцы,
Как вы жили, чем вы жили?
Мы помалкиваем или
Кажем шрамы
и рубцы.
Словно может нас спасти
От упреков и досады
Правота одной десятой,
Низость
прочих девяти.
Ведь из наших сорока
Было лишь четыре года,
Где прекрасная свобода
Нам, как смерть, была близка.24
В этом стихотворении тема войны приобретает совершенно иное значение. Она мыслится не только как сложное для народа время, но и вместе с тем временем свободы духа и мысли от жесткого контроля власти. Эта опасная в советское время тема объясняет неизвестность поэтических строчек Самойлова. Банчуков отмечает, что подобная антисоветская тема в военной поэзии имела место быть и в творчестве О. Берггольц, С. Гудзенко, Б. Слуцкого и Е. Евтушенко, но Д. Самойлов “был первым, кто обнажено, без намеков” написал крамольное по отношению к официальной идеологии, стихотворение.
Таким
образом, статья Р.В. Банчукова попытка
рассмотреть поэзию Самойлова с
точки зрения “перевалов” его творчества
и обозначить в нем неизвестные до сих
пор факты. При этом рассуждения автора
статьи выдержаны в духе профессиональной
критики.
Заключение
Итак,
подводя итоги анализа
Субъективность Солженицына и оспаривание высказываний Самойлова делает его критический взгляд на творчество поэта резким и язвительным. В статье Солженицын не акцентирует свое внимание на стихотворениях о войне (хотя в них как раз и отражаются переживания поэта за судьбу народа), а, подвергая анализу другие поэтические строки Самойлова, упрекает его в излишней сосредоточенности на собственном “я”.
Рассуждения Р.В. Банчукова же противоречат мыслям Солженицына во многом. Не оспаривая принадлежность Самойлова к “поэтам военного призыва”, он говорит о хрестоматийности строчек его поэзии и её близости к народу. А упомянутое в статье стихотворение “ Если вычеркнуть войну...” опровергает мнение Солженицына по поводу лояльности и аполитичности поэзии Самойлова.
Если Солженицын упрекает Самойлова в отсутствии творческого порыва в создании стихотворения, то Банчуков говорит об этом как о своеобразном поэтическом даре: “ жизненный опыт, отстоявшись в памяти, только с годами реализуется в поэзии. Об этом поэт говорил в многочисленных интервью ("Я не из тех, кто пишет по первому впечатлению. Прожитое... "дозревает" иногда годами, иногда десятилетиями") ”.25
Статья Банчукова “Три перевала, или известный и неизвестный Самойлов” и статья А.И. Солженицына “Давид Самойлов” есть две разные точки зрения на творчество поэта, два примера достойной профессиональной или писательской критики.
Список используемой литературы:
Информация о работе Творчество Д. Самойлова в зеркале критики И.С Солженицына и Р.В. Банчукова