Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:48, доклад
Народная русская песня, песня крестьянская вместе с людьми, переезжавшими в города, поднималась из народных глубин в среду разночинную, городскую.
Пришедшая из образованного сословия гитара и созданная народом песня нашли друг друга и объединились.
В этот мир вошел Островский. Он быстро стал не только любителем, но и знатоком песни. Он имел определенные взгляды на ее характер, место в народной жизни, на ее особенности.
Знать эти взгляды небесполезно для понимания творчества Островского.
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
Творчество А.Н. Островского и народная песня
Народная русская песня, песня крестьянская вместе с людьми, переезжавшими в города, поднималась из народных глубин в среду разночинную, городскую.
Пришедшая из образованного
сословия гитара и созданная народом
песня нашли друг друга и объединились.
В этот мир вошел Островский. Он быстро стал не только любителем, но и знатоком песни. Он имел определенные взгляды на ее характер, место в народной жизни, на ее особенности.
Знать эти взгляды небесполезно для понимания творчества Островского.
«Бедность не порок»
Конфликт пьесы – столкновение Любима Торцова и Коршунова. Кто из них подчинит своему влиянию душу Гордея Торцова? Драматург ставил перед собой задачу сопоставить два враждующих лагеря. Один представлен Коршуновым и связанным с ним Гордеем Торцовым, другой – Любимом, молодыми влюбленными, всеми, кого можно включить в «народный мир». Островский не мог выразить эту идею посредством движения интриги. Для выражения своей мысли он обратился к святочным обрядам и песням, хотя и не двигающим действие, но не менее важным, нежели любовная интрига Митя – Любовь Гордеевна.
Островский создавал особый тип пьесы – праздничное, святочное представление.
Фабриканту Коршунову и богатому купцу Гордею Торцову он противопоставлял не только ЛюбимаТорцова, Митю, Любовь Гордеевну. Он противопоставлял им особую стихию – поэтические обряды и песни. Исследователи отмечают, что в пьесе «Бедность не порок» больше песен, чем в любой другой пьесе Островского (а именно – 19).
Однако дело не в количестве. Включение песен имеет идейный смысл и формирует особый стиль комедии. Комедия посвящена семейной жизни.
«Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек», – сказал Н. В. Гоголь.
Песня освещает и
отмечает каждое событие
Без исполнителей песен «Бедность не порок» ставить нельзя. Островский придавал этому особое значение. По его просьбе роль Гуслина исполнял известный певец Климовский. Даже маленькую роль старика с балалайкой играл оперный певец Лазарев. Его пение выражало стихию спектакля. «...Восхождение фистулою до самых верхних звуков и плясовой, поджигающий характер чувства. Все знают, как поет Лазарев разные песни свои в комедии Островского, как он живет весь в эти ми ты», - вспоминал А. Григорьев.
Песня не только помогает донести идею пьесы. Музыкальный принцип лежит в основе ее построения, группировки действующих лиц.
«Гроза»
Пьеса открывается сценой, в которой Кулигин поет известную русскую песню «Среди долины ровныя, на гладкой высоте...» (песня стала народной, хотя написана она на стихи поэта А. Ф. Мерзлякова (1778-1830). Эта песня является как бы эпиграфом к пьесе.
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте…
В песне много сюжетных перекличек с пьесой в целом (они отмечены курсивом в тексте), и особенно – с образом Катерины. Одиночество Катерины, ее мечты о любви, семье, ребенке остаются только мечтами, как и у лирического героя песни. «Это песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно, чем высокогорнее нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование... В песне, которая у зрителей буквально на слуху, уже предвосхищается судьба героини с ее человеческой неприкаянностью. Песня с первых страниц входит в «Грозу» и сразу же выносит конфликты и характеры трагедии на общенародный песенный простор».
Характер Катерины – характер
песенный. Песенное начало пpoxодит через
всю драму.
Не случайно тонкий знаток драматического
стиля
В. И. Немирович-Данченко определил своеобразие
художественной формы «Грозы» такой формулой:
«Спектакль должен быть... простым, как песня. Русская песня несет в себе всегда глубокое и простое чувство. В ней услышишь и о неволе, и о горе потери любимого человека, песня любви... песня о «неволюшке».
Но эта песенность «Грозы» – явление не такое простое, она не имеет ничего общего со стилизацией, и в основе ее лежит реалистическое отражение жизни.
Сюжет «Грозы» взят не из песни. Его подсказал житейский случай, каких много бывало в русских городах. Сам характер Катерины взят из жизни, обрисован реалистически и дан в обстоятельствах, типичных для жестокой и бесчеловечной русской действительности.
Откуда же это сходство между характером Катерины и тем женским типом, который запечатлела русская песня? Возникает это сходство из-за того, что у песни и у Островского один и тот же прототип – русский народный характер с его тягой к воле и обаятельной душевностью.
Но была и другая причина. Поэзия входила в народную жизнь прежде всего в виде песни. В песне люди выражали свои думы и чувства, свои мысли и чаяния. Стремление выразить их в складной песенной форме отвечало самой природе этого чувства, далекого от вульгарности и прозы.
Вот как возникает песня на устах Катерины. В знаменитом монологе из последнего акта Катерина выражает свою тоску по Борису. Мы чувствуем в каждой фразе ее, как нарастает эта тоска: «Как мне по нем скучно! Ах, как мне по нем скучно! Уж коли не увижу я тебя, так хоть; услышь ты меня издали». Здесь важен и внутренний ритм каждой фразы, показывающий, как крепнет ее тоска и как рождается страстное желание, чтобы любимый услышал ее.
Дальше Катерина переходит на песню: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!» Эти слова из песни не просто вставлены в речь для украшения. Они естественно родились из смысла речи, из потребности выразить чувство. Тоска и любовь окрашивают речь эмоцией, волнение нарастает, возникает поэтический подъем, который требует песни.
Дальше Катерина произносит
фразу, являющуюся своеобразным повторением
той, которую она произносила
вначале: «Батюшки, скучно мне, скучно!».
Эта повторяющаяся фраза
Итак, монолог Катерины –
речь, построенная не только на смысловой
основе, но и на основах красоты,
это речь плавная и музыкальная.
Эта плавность и красота речи
отражают красоту душевного мира
Катерины, чистоту, бескорыстие, песенное,
поэтическое начало ее души.
Песня возникает в речах
Приближение речи Катерины к поэтическим формулам песни, своеобразная обобщенность речи требуют особого характера ее произнесения.
Островский возводит характер Катерины в обобщенный поэтический тип не тем, что изымает ее из бытовой среды, а тем, что делает ее представительницей традиционных и овеянных поэзией бытовых форм народной жизни.
Русская песня для Островского не только театральный прием, с огромной силой воздействующий на зрителей-слушателей, но и средство раскрытия самобытной русской натуры, один из способов передачи народной стихии. Песни не только помогали донести идею пьес, но и музыкальный принцип лежал в основе построения пьес («Бедность не порок»), группировки действующих лиц.
Информация о работе Творчество А.Н. Островского и народная песня