Творчество А.Н. Островского и народная песня

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:48, доклад

Описание работы

Народная русская песня, песня крестьянская вместе с людьми, переезжавшими в города, поднималась из народных глубин в среду разночинную, городскую.
Пришедшая из образованного сословия гитара и созданная народом песня нашли друг друга и объединились.
В этот мир вошел Островский. Он быстро стал не только любителем, но и знатоком песни. Он имел определенные взгляды на ее характер, место в народной жизни, на ее особенности.
Знать эти взгляды небесполезно для понимания творчества Островского.

Работа содержит 1 файл

ДОКЛАД НА ТЕМУ.docx

— 19.11 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Творчество А.Н. Островского  и народная песня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народная русская песня, песня крестьянская вместе с людьми, переезжавшими в города, поднималась из народных глубин в среду разночинную, городскую.

Пришедшая из образованного  сословия гитара и созданная народом  песня нашли друг друга и объединились.                

В этот мир вошел Островский. Он быстро стал не только любителем, но и знатоком песни. Он имел определенные взгляды на ее характер, место в  народной жизни, на ее особенности.

Знать эти взгляды небесполезно для понимания творчества Островского. 

 

«Бедность не порок»

 

Конфликт пьесы – столкновение Любима Торцова и Коршунова. Кто из них подчинит своему влиянию душу Гордея Торцова? Драматург ставил перед собой задачу сопоставить два враждующих лагеря. Один представлен Коршуновым и связанным с ним Гордеем Торцовым, другой – Любимом, молодыми влюбленными, всеми, кого можно включить в «народный мир». Островский не мог выразить эту идею посредством движения интриги. Для выражения своей мысли он обратился к святочным обрядам и песням, хотя и не двигающим действие, но не менее важным, нежели любовная интрига Митя – Любовь Гордеевна.

Островский создавал особый тип пьесы – праздничное, святочное  представление.

Фабриканту Коршунову  и богатому купцу Гордею Торцову он противопоставлял не только ЛюбимаТорцова, Митю, Любовь Гордеевну. Он противопоставлял им особую стихию – поэтические обряды и песни. Исследователи отмечают, что в пьесе «Бедность не порок» больше песен, чем в любой другой пьесе Островского (а именно – 19).

Однако дело не в количестве. Включение песен имеет идейный  смысл и формирует особый стиль  комедии. Комедия посвящена семейной жизни.

 «Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский  человек», – сказал Н. В. Гоголь.

 Песня освещает и  отмечает каждое событие человеческой  жизни, дает ему поэтическую  санкцию.

Без исполнителей песен «Бедность  не порок» ставить нельзя. Островский придавал этому особое значение. По его просьбе роль Гуслина исполнял известный певец Климовский. Даже маленькую роль старика с балалайкой играл оперный певец Лазарев. Его пение выражало стихию спектакля. «...Восхождение фистулою до самых верхних звуков и плясовой, поджигающий характер чувства. Все знают, как поет Лазарев разные песни свои в комедии Островского, как он живет весь в эти ми ты», - вспоминал А. Григорьев.

Песня не только помогает донести  идею пьесы. Музыкальный принцип  лежит в основе ее построения, группировки  действующих лиц.

 

«Гроза»

Пьеса открывается сценой, в которой Кулигин поет известную русскую песню «Среди долины ровныя, на гладкой высоте...» (песня стала народной, хотя написана она на стихи поэта А. Ф. Мерзлякова (1778-1830). Эта песня является как бы эпиграфом к пьесе.

Среди долины ровныя,

На гладкой высоте

Цветет, растет высокий дуб 

В могучей красоте…

В песне много сюжетных перекличек с пьесой в целом (они  отмечены курсивом в тексте), и особенно – с образом Катерины. Одиночество  Катерины, ее мечты о любви, семье, ребенке остаются только мечтами, как и у лирического героя песни. «Это песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно, чем высокогорнее нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование... В песне, которая у зрителей буквально на слуху, уже предвосхищается судьба героини с ее человеческой неприкаянностью. Песня с первых страниц входит в «Грозу» и сразу же выносит конфликты и характеры трагедии на общенародный песенный простор».

Характер Катерины – характер песенный. Песенное начало пpoxодит через всю драму.   
Не случайно тонкий знаток драматического стиля  
В. И. Немирович-Данченко определил своеобразие художественной формы «Грозы» такой формулой:

«Спектакль должен быть... простым, как песня. Русская песня  несет в себе всегда глубокое и  простое чувство. В ней услышишь и о неволе, и о горе потери любимого человека, песня любви... песня  о «неволюшке».

Но эта песенность «Грозы» – явление не такое простое, она не имеет ничего общего со стилизацией, и в основе ее лежит реалистическое отражение жизни.

Сюжет «Грозы» взят не из песни. Его подсказал житейский  случай, каких много бывало в русских  городах. Сам характер Катерины взят из жизни, обрисован реалистически  и дан в обстоятельствах, типичных для жестокой и бесчеловечной  русской действительности.

Откуда же это сходство между характером Катерины и тем  женским типом, который запечатлела  русская песня? Возникает это  сходство из-за того, что у песни  и у Островского один и тот  же прототип – русский народный характер с его тягой к воле и обаятельной душевностью.

Но была и другая причина. Поэзия входила в народную жизнь прежде всего в виде песни. В песне люди выражали свои думы и чувства, свои мысли и чаяния. Стремление выразить их в складной песенной форме отвечало самой природе этого чувства, далекого от вульгарности и прозы.

Вот как возникает песня  на устах Катерины. В знаменитом монологе из последнего акта Катерина выражает свою тоску по Борису. Мы чувствуем  в каждой фразе ее, как нарастает  эта тоска: «Как мне по нем скучно! Ах, как мне по нем скучно! Уж коли не увижу я тебя, так хоть; услышь ты меня издали». Здесь важен и внутренний ритм каждой фразы, показывающий, как крепнет ее тоска и как рождается страстное желание, чтобы любимый услышал ее.

Дальше Катерина переходит  на песню: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!» Эти  слова из песни не просто вставлены  в речь для украшения. Они естественно  родились из смысла речи, из потребности  выразить чувство. Тоска и любовь окрашивают речь эмоцией, волнение нарастает, возникает поэтический подъем, который  требует песни.

Дальше Катерина произносит фразу, являющуюся своеобразным повторением  той, которую она произносила  вначале: «Батюшки, скучно мне, скучно!». Эта повторяющаяся фраза опоясывает монолог, так же как повторяющаяся  строка опоясывает куплет песни. В заключение Катерина зовет Бориса, и это обращение  ее тоже строится на нарастающей эмоции и ритмическом нарастании: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись».

Итак, монолог Катерины –  речь, построенная не только на смысловой  основе, но и на основах красоты, это речь плавная и музыкальная. Эта плавность и красота речи отражают красоту душевного мира Катерины, чистоту, бескорыстие, песенное, поэтическое начало ее души.    Песня возникает в речах Катерины и по другой причине. Переживания  Катерины не просто ее индивидуальные переживания. Она чувствует так  же, как чувствовало множество  женщин старой Руси. Обращаясь к  формулам песни, к которым обращались до нее другие, она словно сближает свою судьбу с их судьбой. Песня выступает перед нами как форма коллективного сознания коллективной судьбы.

Приближение речи Катерины к поэтическим формулам песни, своеобразная обобщенность речи требуют особого  характера ее произнесения.

Островский возводит характер Катерины в обобщенный поэтический  тип не тем, что изымает ее из бытовой  среды, а тем, что делает ее представительницей традиционных и овеянных поэзией  бытовых форм народной жизни.

 

Русская песня для Островского  не только театральный прием, с огромной силой воздействующий на зрителей-слушателей, но и средство раскрытия самобытной русской натуры, один из способов передачи народной стихии. Песни не только помогали донести идею пьес, но и музыкальный  принцип лежал в основе построения пьес («Бедность не порок»), группировки  действующих лиц.

 


Информация о работе Творчество А.Н. Островского и народная песня