Тренировка памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 11:34, реферат

Описание работы

Память — это психический процесс, включающий в себя: а) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д.; б) сохранение в памяти того, что было запомнено; в) воспроизведение запомненного; г) узнавание при повторном восприятии тех объектов, которые имели место в прошлом опыте. Обычно различаются четыре вида памяти.
Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов.

Работа содержит 1 файл

Тренировка памяти.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Чтобы запомнить цифровой материал, нужно создать для него звуковой образ. Это возможно с помощью  слов, т.е. цифры нужно превратить в буквы, а буквы в слова. После  непродолжительной тренировки мы будем  способны запоминать море цифр.

Для начала составим цифровой алфавит. На помощь снова приходят наши ассоциативные ряды:

глаз

рукава

дожди

Мцыри

зять

шест

пень

фобия

веха

чаща

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Г

Р

Д

М

З

Ш

П

Ф

В

Ч

Л

К

Ж

Ц

Т

С

Н

Б

Х

Щ


Ключевые слова в  ассоциативных рядах подобраны таким образом, что они покрывают все буквы, обозначающие согласные звуки русского языка. Причем в каждом слове во внимание принимается только две согласных. Это надо твердо запомнить. Таким образом, единица обозначается буквами «г л» (глаз). Двойка — «р к» (рукава), тройка — «д ж» (дожди) и т. д. Это запоминается без особых усилий.

 

Поупражняемся в составлении  звуковых образов чисел. Так, нам  нужно, например, запомнить 721673582. Разбиваем  число на части таким образом, чтобы в каждой было не больше трех знаков. Так удобнее работать. Под числом 721 вместо цифр записываем буквы, а справа формируем из них

слова, которые бы при  расшифровке дали это же число:

7

2

1

 

п р

р к

г л

апрель, пурга, упругий, Нерль, Николь

6

7

3

 

ш с

п н

д ж

шпажист, спад, Сенеж, сундук

5

8

2

 

з т

ф б

р к

зубок, зебра, зуб, табак, тюбик


Запомним два правила:

Звуковой образ создают  имена существительные, имена прилагательные, наречия и числительные.

В сформированном слове  учитываются только три первых согласных.

Другие части речи в расчет не принимаются. Они используются лишь для создания звукового образа.

Мы подобрали несколько  слов. Из них возьмем только три: пурга (721), Сенеж (673), табак (582), Составим фразу: «В пургу на Сенеже он потерял  табак». Как только вслух или даже про себя произнести эту фразу, нужное число прочно врезается в память. Оно будет сохраняться до тех пор, пока мы сознательно не откажемся от него сами.

Подобным путем запоминаются большие массивы цифрового материала. При некоторой тренировке можно выработать хорошие навыки подборка звуковых образов без записи на бумагу. Во всех случаях нужно придерживаться правил: а) в общем тексте «ч» и «щ» обозначают «о»; б) отдельно взятые, эти буквы принимаются за 10.

Метод Цицерона. Предлагаемый способ запоминания логически не связанной информации, в том числе ряда слов, был известен еще в Древней Греции, хотя он вошел в историю как метод Цицерона. Это способ помогает запомнить необходимую информацию в определенной последовательности, хотя, например, не позволяет воспроизвести слова вместе с их порядковыми номерами. Суть его состоит в следующем. Элементы запоминаемой информации ассоциативно связываются с чем-либо хорошо знакомым, например, с обстановкой известной комнаты (существующей реально или вымышленной). Совершая мысленно обход этой комнаты в определенном направлении, следует образовывать ассоциации, позволяющие соединить элементы запоминаемой информации с элементами обстановки. При воспроизведении, переходя от одного элемента обстановки к другому, необходимо припоминать образованные ранее ассоциации, которые, в свою очередь, помогут воспроизвести элементы запоминающейся информации.

Эффективность этого  способа определяется тем, насколько  хорошо представляется воображаемая комната, а также умением образовывать яркие, хорошо запоминающие ассоциации.

Количество запоминаемых по этому способу элементов информации неограниченно.

Тренировка:

Вообразите мысленно комнату, которая будет использоваться вами для запоминания информации по способу Цицерона. Определите 25-30 элементов ее обстановки, пригодных для образования запоминающихся ассоциаций.

Составьте произвольный ряд в 25-30 не связанных между собой  слов и попытайтесь запомнить  его в прямом и обратном порядке, пользуясь способом Цицерона.

Применяя названный  способ, попытайтесь запомнить отрывок из газетной статьи, объемом в 25-30 слов.

Увеличьте число используемых элементов обстановки в 2-3 раза и  проделайте два предыдущих упражнения для запоминания 50-90 элементов различной  информации.

Запоминание фамилий (имен). Многие люди испытывают большие затруднения в запоминании фамилий и имен своих собеседников. От этого они испытывают значительное волнение. Между тем данный недостаток можно устранять с помощью мнемотехники. Здесь следует опираться на четыре принципа: внимание, концентрация, ассимиляция, ассоциация.

Внимание. Внимательно  прислушайтесь, как звучит фамилия (имя) собеседника. Постарайтесь отчетливо  представить звучание всех составных  компонентов. Посмотрите на человека, внушите себе мысль, что вы действительно заинтересованы в этом человеке.

Концентрация. Присмотритесь  к вашему собеседнику, стараясь запомнить  в его внешности что-то особенное: рост, упитанность, осанка, форма головы, нос, уши, цвет волос. Обязательно сделайте вывод о том, приятное или неприятное впечатление он оказывает на других людей. Итак, имея два вида данных (звучание фамилии и картину внешнего вида), можно уже приступить к составлению ассимиляции. Задача состоит в том, чтобы связать это вместе.

Ассимиляция. После того, как вы запомнили звучание фамилии (имени) и картину внешнего вида собеседника, постарайтесь подобрать слово или группу слов, близких по звучанию к фамилии (имени). Здесь можно дать простор своему воображению. Лучше, если найденное слово и фамилия будут начинаться с одного и того же звука.

Фамилия

Ассимиляция

Беляков

— белка, белуга

Сергеев

— серьга, Сергей

Тишкин

— тишина, Тишка


 

 

Ассоциация. Теперь нужно  соединить ассимиляцию с краткой  характеристикой собеседника. Это  будет одно или два слова. В  данном случае устанавливается цепь: фамилия (имя), ассимиляция, ассоциация. Ассоциация в этом случае может составляться как можно изобретательнее:

Фамилия

Ассимиляция

Ассоциация

Беляков

белка

живые глаза, высокий  блондин

Сергеев

серьга

волосы с блеском, невысокого роста, грустные глаза


Общий мысленный образ  собеседника (например, Белякова) примет следующий вид: «Беляков, блондин  высокого роста, с живыми, как у  белки, глазами». Главное здесь —  подметить наиболее характерную  черту, которая бы при повторной  встрече с человеком вызвала в памяти ассимиляцию (с живыми, как у белки, глазами). Последняя вызовет звучание фамилии: «Беляков».

Как запомнить инициалы? Допустим, Белякова зовут Петром Ивановичем. Тогда мысленный образ примет примерно такой вид: «Высокого роста  блондин, с живыми, как у белки, глазами, сложенный пополам, равен Ивану». Здесь первые буквы слов «пополам» и «Иван» будут служить инициалами имени и отчества Белякова. Конечно, в каждом конкретном случае подобный мысленный образ будет зависеть от воображения того, кто запоминает. При соответствующей тренировке такие образы людей составляются довольно легко.

Те, кто проделал большинство  из предложенных упражнений, должен задать себе вопрос: «Прибавилось ли уверенности  в моем поведении!» Если да, то вы почувствовали рост своей значимости. От вас удалилось неприятное переживание: «Что-то с памятью моей стало!» А это уже много. Вы становитесь господином над самим собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1) Блонский П.П. [Текст]: Память и мышление. - М.: "Просвещение". - 2005. - 197с.

2) Пугач Ю.К. [Текст]: Развитие памяти. Система приемов. – Краснодар. - 2004. - 98с.

3) Маклаков А.Г. [Текст]: Общая психология. - СПб.: издат. "Питер". - 2001. - 326с.

4) Даниел Лапп [Текст]: Улучшение  памяти в любом возрасте.- М.: изд. "Мир" 1993.


Информация о работе Тренировка памяти