Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования – определить жанрообразующие черты произведений, входящих в сборник Л.С.Петрушевской, «Морские помойные рассказы» и выявить черты, наследуемые от жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Данная цель решается через систему задач:
Проанализировать определения фольклорной и литературной сказки.
Выделить основные черты жанра сатирической сказки М.Салтыкова-Щедрина.
Проанализировать литературу, где отражены основные моменты биографии и творчества Л.С.Петрушевской.
Проанализировать сборник Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы» и выделить общие черты с жанром сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Предметом нашего исследования является процесс трансформации жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина в творчестве Л.С.Петрушевской.
Объект исследования – цикл сказок Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы».
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы:
Анализ и обобщение теоретического материала.
Сопоставительный анализ художественных текстов.
Литературоведческий анализ.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Жанр сатирической сказки в русской литературе………………..5
1.1.Понятие фольклорной и литературной сказки…………………………5
1.2.Особенности жанра сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина..6
1.3.Жизненный и творческий путь Л.С.Петрушевской……………………10
Глава 2. Идейно-художественное своеобразие цикла «Морские помойные рассказы» Л.С.Петрушевской……………………………………………….14
2.1. Жанровые особенности сказок Л.С.Петрушевской……………………14
2.2. Специфика сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы»…………………………………………………………………….17
2.3. Типология сказок и героев сборника «Морские помойные рассказы»…19
2.4.Своеобразие лексики сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы». ……………………………………………………………………….23
2.5. Приемы создания сатирического в сборнике…………………………….25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………….28
Филиал ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический
университет
им. К.Д.Ушинского» в
г. Угличе Ярославской
области
Кафедра
гуманитарных и социально-экономических
дисциплин
Специальность
050301.65 Русский язык и
литература
Курсовая
работа
На тему: «Традиции жанра сатирической сказки
М.Е. Салтыкова-Щедрина
в прозе Л.С.Петрушевской»
Андроновой
Наталией Федоровной
Научный руководитель
старший преподаватель кафедры гуманитарных и
социально-экономических дисциплин,
магистр образования
Горюнова Елена
Александровна
Заключение научного руководителя о допуске к защите:
Оценка публичной защиты работы:
Углич
2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Жанр сатирической сказки в русской литературе………………..5
1.1.Понятие фольклорной и литературной сказки…………………………5
1.2.Особенности жанра сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина..6
1.3.Жизненный и творческий путь Л.С.Петрушевской……………………10
Глава 2. Идейно-художественное
своеобразие цикла «Морские помойные
рассказы» Л.С.Петрушевской……………………………………
2.1. Жанровые
особенности сказок Л.С.Петрушевской……………………14
2.2. Специфика
сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные
рассказы»………………………………………………………
2.3. Типология сказок и героев сборника «Морские помойные рассказы»…19
2.4.Своеобразие
лексики сборника Л.С.Петрушевской
«Морские помойные рассказы». ……………………………………………………………………….23
2.5. Приемы создания
сатирического в сборнике………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Тема данной курсовой работы: «Традиции жанра сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина в прозе Л.С.Петрушевской».
Выбранная тема является актуальной, так как в своих произведениях Л.С.Петрушевская продолжает традиции жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. Она c иронией изображает «повседневную» жизнь, обнажая темные стороны современного общества.
Основные проблемы, которые поднимает Петрушевская в своих произведениях: смерть и ее физиология, болезнь, семейная жизнь, алкоголизм, бедность, борьба за физическое выживание, коррупция
Все персонажи произведений Л.С. Петрушевской
– несчастливые люди, причем несчастливые
изначально, с момента своего появления
на свет. И все они – живые, существующие
рядом с нами – наши соседи, знакомые,
родственники. В произведениях Петрушевской
нет глобальных драм – лишь мелкие, коммунальные
конфликты, происходящие повседневно
и не вызывающие удивления, но именно они
и становятся объектом пристального внимания
читателя.
Цель исследования – определить жанрообразующие черты произведений, входящих в сборник Л.С.Петрушевской, «Морские помойные рассказы» и выявить черты, наследуемые от жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Данная цель решается через систему задач:
Предметом нашего исследования является процесс трансформации жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина в творчестве Л.С.Петрушевской.
Объект исследования – цикл сказок Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы».
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы:
Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении
описан исследовательский аппарат. Основная
часть состоит из двух глав, в первой мы
даем определение сказки, выделяем особенности
жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина
и творческого пути Л.С. Петрушевской,
во второй - анализируем сборник Л.С.Петрушевской
«Морские помойные рассказы». В заключении
мы суммируем все выводы, полученные в
результате исследования.
Теоретическая
и практическая значимость работы состоит
в том, что данный материал может быть
использован на уроках литературы при
изучении жизни и творчества Л.С.Петрушевской
и М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Глава 1. Жанр сатирической сказки в русской литературе
1.1. Фольклорная и литературная сказка.
Сказка, по Ожегову - это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Существуют сказки фольклорные и литературные:
1. Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).
2. Сказка литературная — эпический жанр, ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной [1].
И
так литературная сказка опирается
на структуру и стиль фольклорной
сказки.
1.2.Особенности жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Использование жанров устного народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов. Литературные сказки в стихах или в прозе воссоздавали мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, например сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Салтыков-Щедрин.
Сказки М.Е. Салтыков-Щедрин
писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем
этапе своего творчества. Форма сказки
была выбрана писателем не только потому,
что этот жанр предоставлял возможность
скрыть истинный смысл произведения от
цензуры, но и потому, что он позволял просто
и доступно трактовать сложнейшие проблемы
политики и нравственности. В наиболее
доступную форму народным массам переливал
все идейно-тематическое богатство своей
сатиры.
Cказки Салтыкова-Щедрина поистине энциклопедичны.
В них отразилось все русское общество
пореформенной поры.
Тематически сказки можно разделить на три группы: 1) сатиры, направленные против политики российского самодержавия и правящих классов; 2) сатиры, изображающие жизнь народа в России; 3) сатиры, обличающие психологию обывательски настроенной интеллигенции и ее поведение [1].
В сказках
Щедрина отчетливо прослеживаются фольклорные
традиции. Связь с фольклором устанавливается
с помощью традиционного “жил-был”, которое
является в сказке зачином. Писатель также
употребляет присказки (“По щучьему велению,
по моему хотению...”), обращается к народным
изречениям, поданным в социально-политическом
истолковании.
Сюжет сказок Салтыкова-Щедрина также
фольклорен, поскольку здесь добро противостоит
злу, хорошее — плохому. Однако привычные
грани между этими двумя понятиями стираются,
и даже положительные персонажи оказываются
наделенными негативными чертами, которые
потом высмеиваются автором [4].
Салтыкову-Щедрину
приходилось постоянно
Аллегория сказок Щедрина всегда также прозрачна, как и в баснях Крылова, где, по мысли Белинского, нет зверей, а есть люди, — “и притом русские люди”.
Сказки Салтыкова-Щедрина
В своих сказках Салтыков-Щедрин продолжает русскую сатирическую литературную традицию.
Например, в ряде сказок прослеживаются гоголевские мотивы и полемика с Гоголем. Вообще гоголевская сатира во многом определила характер дальнейшей литературной деятельности писателя. Например, как в гоголевской “Шинели”, так и в “Премудром пискаре” Салтыкова-Щедрина показана психология запуганного среднего человека [16].
Новаторство же Щедрина
Сатирик
борется не с конкретными явлениями,
а с порождающим и
Во всех сказках Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причем фантастика, всегда основана на реальных событиях [6].