Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:32, творческая работа
Сравнивая стихотворение Ю. Мориц «Веселая лягушка», можно сказать, что оно очень похоже на фольклорное произведение. Чем же? Давайте посмотрим.
Юнна Мориц
Веселая
лягушка
Весёлая Лягушка
Жила в одной реке,
Вверх дном её избушка
Стояла, бре-ке-ке!
Избушка не
стояла,
А кверху дном плыла,
Но это не меняло
Лягушкины дела!
Избушка кувыркалась,
Лягушка развлекалась,
В зелёном сарафане
Плясала, пара-пам!
Она двумя
руками
Играла на баяне,
Она двумя ногами
Стучала в барабан!
Унылые лягушки
Томились и страдали,
В зелёные подушки,
Ква-ква, они рыдали.
И счастья
не видали
Унылые лягушки!
Из них и получились
Унылые старушки.
Они бубнят
уныло
И стонут вдалеке:
– Ква-ква, к дождю заныло
В спине, в ноге, в руке…
А бодрая старушка,
Весёлая Лягушка,
Как вспомнит, что с ней было, -
Хохочет, бре-ке-ке!
Она двумя
руками
Играла на баяне,
Она двумя ногами
Стучала в барабан!
Избушка кувыркалась,
Лягушка развлекалась,
В зелёном сарафане
Плясала, пара-пам!
Сравнивая стихотворение Ю. Мориц «Веселая лягушка», можно сказать, что оно очень похоже на фольклорное произведение. Чем же? Давайте посмотрим.
Во-первых, одна из черт фольклора – традиционность. В фольклорном произведении нет автора, есть исполнитель, сказитель, рассказчик, но автора как элемента художественной структуры нет. Это можно сказать и о стихотворении «Веселая лягушка». Само по себе оно несложное, в нем не нужно думать о точке зрения автора, об авторской позиции. Если бы сказали, что стихотворение принадлежит народу, и это даже и не стихотворение, как таковое, а народная сказка в стихах, то, я думаю, никто бы даже не возразил этому. Здесь автор «не нужен с точки зрения художественного произведения». Стихотворение может быть рассказано абсолютно любым человеком.
Вторая черта фольклора – синкретизм, то есть соединение нескольких искусств в одном. Стихотворение Юнны Мориц тоже поддерживает эту традицию. «Веселая лягушка», если его спеть, может стать уже не стихотворением, а детской песенкой. Тем более её ритм и динамика позволяют это сделать. Также, если обратить внимание на содержания стихотворения, на то, что делают лягушки («играла на баяне», «стучала в барабан», «рыдали»), то можно запросто это стихотворение проиграть с жестами, с движениями, что уже будет похоже на театр. Это еще раз подтверждает его близость с фольклором.
Третья черта – вариативность. Здесь не так много схожего у произведения с фольклором, так как все-таки в стихотворении на самом деле очень трудно что-то изменить, заменить, исполнить вариативно, так как из-за этого можно утратить рифму.
Еще одна черта фольклора – импровизационность. Она тесно связана с вариативностью. Если мы что-то меняем в тексте, то создаем его, зачастую это происходит как раз в процессе исполнения. Но сымпровизировать немного легче, чем заменить что-то в стихотворении, здесь достаточно просто подобрать слово, которое подходит по рифме. Если, исполнитель забыл некоторые слова, он запросто может заменить их похожими, если ритм от этого не изменится. Например:
Печальные лягушки
Грустили, унывали,
В зелёные подушки,
Ква-ква, они рыдали.
И счастья
не видали
Печальные лягушки!
Из них и получились
Печальные старушки.
Поэтому можно сказать,
что это стихотворение
Также в фольклорных произведениях есть ряд таких особенностей, которые присущи разным жанрам фольклора. Например, в сказках часто используются прием троекратного фольклора. В этом стихотворении тоже можно отметить повтор, не троекратный, но все же он есть. Также обилие междометий, звукоподражаний («ква-ква», «бре-ке-ке», «пара-пам») есть в стихотворении. Это сближает стихотворение с разговорной речью и в то же время служит развлечением для ребенка. Еще стихотворение очень ритмично, что в сочетании с ярким динамичным сюжетом и предназначением – развлечение малыша – делает его похожим на прибаутку или забавушку. А динамику стихотворения, ориентацию на действие задают глаголы, что как раз является чертой фольклорной сказки.
Сравнив это стихотворение с фольклором, можно сказать, что в нем тесно сплетены его традиции и поэтика с авторством такой замечательной поэтессы, как Юнна Мориц.