Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:05, реферат
Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого. Татьяна росла в многодетной семье, где у неё было семь братьев и сестёр.
1951—1983: Детство, юность и работа корректором…………………..3
1983—1989: Литературный успех………………………………….........4
1990—1999: Переезд в США и журналистская деятельность…………5
2000—2012: Роман «Кысь» и телепередача «Школа злословия»…….6
Творчество Татьяны Толстой…………………………………………….7
Период рассказов………………………………………………………….8
Роман «Кысь»………………………………………………………….9-10
Список используемой литературы……………………………………...11
БОУ СПО «Чувашское
республиканское училище
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Отечественная литература
По теме: Толстая
Татьяна Никитична
1951—1983: Детство, юность
и работа корректором.
Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого. Татьяна росла в многодетной семье, где у неё было семь братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии — Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской. После окончания школы, Толстая поступила в Ленинградский университет, на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году. В этом же году выходит замуж и, вслед за мужем, переезжает в Москву, где устраивается работать корректором в «Главной редакции восточной литературы» при издательстве «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует, как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы Литературы», 1983, № 9). По собственным признаниям, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», — рассказывала Толстая
1983—1989: Литературный успех.
В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора» в том же году. Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами». Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988). В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу — «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли, как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.
Советская
критика восприняла литературные произведения
Толстой настороженно. Её упрекали
в «густоте» письма, в том, что
«много в один присест не прочтешь».
Другие критики восприняли прозу писательницы
с восторгом, но отмечали, что все её произведения
написаны по одному, выстроенному шаблону.
В интеллектуальных кругах Толстая получает
репутацию оригинального, независимого
автора. В то время основными героями произведений
писательницы были «городские сумасшедшие»
(старорежимные старушки, «гениальные»
поэты, слабоумные инвалиды детства…),
«живущие и гибнущие в жестокой и тупой
мещанской среде». С 1989 года является постоянным
членом Российского ПЕН-центра.
1990—1999: Переезд в США и журналистская деятельность.
В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York review of books, The New Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Впоследствии, все 1990-е годы писательница по несколько месяцев в году проводила в Америке. По её словам, проживание заграницей поначалу оказало на неё сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды. В своём коротком эссе того времени «Надежда и опора», Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич: «там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». После четырёх месяцев пребывания в Америке, Татьяна Никитична отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».
В 1991 году начинает
журналистскую деятельность. Ведёт
собственную колонку «Своя
2000—2012: Роман «Кысь»
и телепередача «Школа
злословия».
В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелевой, был осуществлен проект литературного сериала[10]. В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике. Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза». В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».
В 2002 году писательница
также впервые появляется на телевидении,
в телевизионной передаче «Основной
инстинкт». В том же году становится
соведущей (совместно с Авдотьей
Смирновой) телепередачи «Школа злословия»,
вышедшей в эфире телеканала Культура.
Передача получает признание телекритики
и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья
Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории
«Лучшее ток-шоу». В 2010 году, в соавторстве
с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила
свою первую детскую книжку. Озаглавленная,
как «Та самая Азбука Буратино», книга
взаимосвязана с произведением дедушки
писательницы — книгой «Золотой ключик».
Толстая рассказывала: «Замысел книги
родился 30 лет назад. Не без помощи моей
старшей сестры… Ей всегда было жалко,
что Буратино так быстро продал свою Азбуку,
и что об ее содержании ничего не было
известно. Что за яркие картинки там были?
О чем она вообще? Шли годы, я перешла на
рассказы, за это время подросла племянница,
родила двоих детей. И вот, наконец, на
книгу нашлось время. Полузабытый проект
был подхвачен моей племянницей, Ольгой
Прохоровой». В рейтинге лучших книг XXIII
Московской международной книжной выставки-ярмарки,
книга заняла второе место в разделе «Детская
литература».
Творчество Татьяны Толстой.
В интервью изданию «Украинская Правда» Татьяна Толстая подробно рассказала, почему начала писать рассказы. По её признаниям, в 1982 году у неё были проблемы со зрением и она решила сделать операцию на глаза, которые в то время проводили с помощью надрезов бритвой. После операции на втором глазу, она долгое время не могла находиться при дневном свете
-так продолжалось долго. Я повесила двойные занавески, выходила на улицу только с наступлением темноты. Ничего не могла делать по дому, ухаживать за детьми не могла. Читать тоже не могла. Через три месяца это все проходит и начинаешь видеть так неожиданно четко… То есть, весь импрессионизм уходит, и начинается полный реализм. И вот накануне этого я почувствовала, что могу сесть и написать хороший рассказ — от начала и до конца. Так я начинала писать
Писательница говорила, что в число её любимой литературы входит русская классика. В 2008 году её персональный читательский рейтинг составляли Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Николай Васильевич Гоголь. На формирование Толстой, как писателя и человека, сильно повлиял Корней Иванович Чуковский, его статьи, мемуары, воспоминания, книги о языке и переводы. Писательница особенно выделяла такие работы Чуковского, как «Высокое искусство» и «Живой как жизнь», и говорила: «Кто не читал — очень советую, потому что это интереснее, чем детективы, и написано потрясающе. И вообще он был одним из самых гениальных русских критиков». Толстую относят к «новой волне» в литературе. В частности, Виталий Вульф писал в своей книге «Серебряный шар» (2003): «В моде писатели „новой волны“: Б. Акунин, Татьяна Толстая, Виктор Пелевин. Талантливые люди, пишущие без снисхождения, без жалости…» . Её называют[кто?] одним из ярких имен «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я» . Анна Бражкина на сайте онлайн-энциклопедии «Кругосвет» отмечала, что в ранней прозе писательницы критики отмечали, с одной стороны, влияние Шкловского и Тынянова, а с другой — Ремизова. Андрей Немзер так высказался о её ранних рассказах: «„Эстетизм" Толстой был важнее её „морализма"».Татьяну Толстую также часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева, Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова[20]. Ия Гурамовна Зумбулидзе в своём исследовании «„Женская проза“ в контексте современной литературы» писала, что «творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, которая заключается в синтезе определенных черт реализма, модернизма и постмодернизма».
Творчество писательницы
является объектом большого количества
научных исследований. В разные годы
её произведениям были посвящены работы
Елены Невзглядовой (1986), Петра Вайля и
Александра Гениса (1990), Прохоровой Т.Г.
(1998), Беловой Е.(1999), Липовецкого М. (2001),
Песоцкой С. (2001). В 2001 году была издана
монография «Взрывоопасный мир Татьяны
Толстой» авторства Гощило Е., в которой
было проведено исследование творчества
Татьяны Толстой в культурно-историческом
контексте.
Период рассказов.
Для
раннего периода творчества Толстой
характерно преобладание таких тем,
как общечеловеческие вопросы бытия,
«вечных» тем добра и зла, жизни и смерти,
выбора пути, взаимоотношения с окружающим
миром и своего предназначения. Славина
В. А. отмечала, что в творчестве писательницы
ощущается тоска по утерянным гуманистическим
ценностям в искусстве. Исследователи
отмечали, что практически все персонажи
Толстой являются мечтателями, которые
«застряли» между реальностью и своим
вымышленным миром. В рассказах преобладает
парадоксальная точка зрения на мир, с
помощью сатиры демонстрируется абсурдность
некоторых явлений жизни. А. Н. Неминущий
в своей работе «Мотив смерти в художественном
мире рассказов Т. Толстой» отмечал художественные
приёмы воплощения идеи смерти в рассказах
писательницы, которые близки к эстетике
модерна и постмодерна. В учебнике «Современная
русская литература» отмечалась особенная
авторская позиция Толстой, которая выражается
в особой литературно-сказочной метафоричности
стиля, поэтике неомифологизма, в выборе
героев-рассказчиков. Неомифологизм
в её произведениях проявлялся и в том,
что Толстая использовала фольклорные
образы. В рассказе «Свидание с птицей»
она использовала известный русский фольклорный
образ — птицу Сирин. Александр Генис
в «Новой газете» отмечал, что Толстая
лучше всех в современной литературе справляется
с употреблением метафоры. Автор писал,
что в её метафорах есть влияние Олеши,
но они более органично встроены в сюжет.
В некоторых других рассказах используется
приём противопоставления, контрастов.
Рассказы «Милая Шура» и «Круг» построены
на противопоставлении света и тьмы (как
жизни и смерти), что после находит отражение
в более позднем рассказе «Ночь». Смысл
антиномии «свет — тьма» в рассказах Татьяны
Толстой занимает центральное место и
включает: «противопоставление духовного
и материального, возвышенного и низменного,
живого и мертвого, бытового и бытийного,
мечты и действительности (воображаемого
и реального), вечного и сиюминутного,
доброго и злого, сострадательного и равнодушного».В
свет вышло двадцать четыре рассказа писательницы:
«На золотом крыльце сидели» (1983), «Свидание
с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист»
(1984), «Река Оккервиль» (1985), «Милая Шура»
(1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс»
(1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь
и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт
и муза» (1986), «Факир» (1986), «Серафим» (1986),
«Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь -
не любишь» (1984), «Ночь» (1987), «Круг» (1987),
«Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в
тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991),
«Йорик» (2000), «Окошко» (2007). Тринадцать
из них составили вышедший в 1987 г. сборник
рассказов «На золотом крыльце сидели…»
(«Факир», «Круг», «Петерс», «Милая Шура»,
«Река Оккервиль» и др.). В 1988 году — «Сомнамбула
в тумане».