Термин «художественная условность» и его соотнесенность с другими терминами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:42, лекция

Описание работы

Художественный вымысел: 1) широкое – как существеннейшая черта худ. литературы – субъективное воссоздание реальности писателем и образная форма познания мира.
2) Принцип построения относимых к массовой литературе произведений – авантюрно-приключенческих, любовно-мелодраматических, детективных романов и т.д.

Работа содержит 1 файл

05. Худ. условность.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

    Термин  «художественная  условность»

    и его соотнесенность с другими терминами

     

    Фантастика: 1) В литературоведении: «специфический метод отображения жизни, использующий художественную форму-образ…, в котором элементы реальности сочетаются не свойственным ей в принципе способом – невероятно, «чудесно», сверхъестественно»

    // Нудельман Р. Фантастика. // Краткая  лит. Энциклопедия. Т. 7. М., 1972. С. 887.

    2) узкое: область популярной литературы  включающая две разновидности  фантастического повествования:  фантастику (science fiction) и фэнтези (fantasy). 

    Художественный  вымысел: 1) широкое – как существеннейшая черта худ. литературы – субъективное воссоздание реальности писателем и образная форма познания мира.

    2) Принцип построения относимых  к массовой литературе произведений – авантюрно-приключенческих, любовно-мелодраматических, детективных романов и т.д. В них нет невозможного как такового, зато присутствует невероятное – хотя бы в форме совпадений, стечений обстоятельств, концентрации превратностей судьбы, выпадающих на долю героя. Применительно к подобным текстам термин «вымысел» означает «выдумку», «небылицу», «фантазирование». 

    Художественная  условность - наиболее строгое понятие, кодификации которого отечественная наука посвятила несколько десятилетий. В 1960-70-хгг. Было произведено разграничение первичной и вторичной художественной условности. Первичная характеризует общую природу искусства (аналогично широкому значению термина «вымысел»), а также набор выразительных средств, присущих разным видам искусства. Вторичная обозначает намеренное отступление писателем от буквального правдоподобия. В результате продолжительных дискуссий были также выстроена понятийная парадигма «факт – домысел – вымысел», соотносимая с первичной и вторичной условностью.  

    Значения  понятия «худ. условность»:

    П – первичная, В  – вторичная худ. условность 

П (0). Относительность представлений конкретной исторической эпохи об объективной реальности 1. Художник  как человек, подобно каждому, способен создавать в своем сознании представления об объективной реальности, уже обладающие некоторой степенью условности (т.е. относительности – ограниченности и субъективности).

2. Художник  как историческое лицо разделяет, пусть и неосознанно, философские, этические, эстетические и прочие установки своей эпохи, могущие восприниматься как условные с т.зр. других эпох.

3. Художник  как творческая личность создает индивидуальную концепцию бытия, которая при восприятии произведения искусства соотносится читателем (зрителем, слушателем) со своей собственной и общепринятой концепцией.

П (1). Образная форма познания мира, лежащая в основе искусства, в т.ч. литературы Субъективное концентрированно-эмоциональное воспроизведение реальности в произведении; взаимодействие типического и индивидуального, «действительного» и «придуманного» в художественном образе, в силу этого обладающего несомненной условностью.
П (2). Специфическая система средств выразительности, присущих каждому виду искусства Для литературы – слово, для музыки – звук, для  театра – сочетание речи, действия, музыки, танца и т.д. Ограниченность средств выразительности делает условной передачу действительности в произведении искусства (не все можно передать словами, нарисовать, изобразить на сцене).
П (3). Нормативность (устойчивая специфичность изобразительных средств) литературных направлений, стилей, отдельных принципов и способов отражения реальности в художественном произведении 1. Совокупность  философско-эстетических норм данного типа литературы (античной, средневековой и т.п.), сложившиеся в результате взаимодействия потребностей эпохи и литературной традиции. Национальная, региональная и т.п. специфика литературы.

2. Нормы  литературного направления, рода, жанра.

3. Отдельные  художественные приемы (ретроспекция, монтаж, «поток сознания», несобственно-прямая речь, маска, аллюзии, интертекстуальность и т.д.).

4. Гипербола,  заострение, метафора, символ, гротеск  (нефантастический) и другие способы создания художественных образов, смещающие реальные пропорции и изменяющие привычный облик явлений, но не переходящие границ явного вымысла. 

В. Использование заведомо невозможных в реальности ситуаций, «явного» вымысла (элемента необычайного) 1. Для моделей  реальности, созданных с помощью  «явного» вымысла, верны все  закономерности предшествующих  уровней (вторичная условность  как бы накладывается на первичную).

2. ВУ  в значительной степени определена  собственно литературной традицией (например, вымысел в волшебной сказке).

3. ВУ  является продуктом особой авторской  концепции, интерпретирующей мир  в фантастических формах, не имеющих  непосредственных эквивалентов  в реальности.  

 

    Источник: Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века. М.: Высшая школа, 2008. – С. 9–27.

Информация о работе Термин «художественная условность» и его соотнесенность с другими терминами