Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:42, лекция
Художественный вымысел: 1) широкое – как существеннейшая черта худ. литературы – субъективное воссоздание реальности писателем и образная форма познания мира.
2) Принцип построения относимых к массовой литературе произведений – авантюрно-приключенческих, любовно-мелодраматических, детективных романов и т.д.
Термин «художественная условность»
и его соотнесенность с другими терминами
Фантастика: 1) В литературоведении: «специфический метод отображения жизни, использующий художественную форму-образ…, в котором элементы реальности сочетаются не свойственным ей в принципе способом – невероятно, «чудесно», сверхъестественно»
// Нудельман Р. Фантастика. // Краткая лит. Энциклопедия. Т. 7. М., 1972. С. 887.
2)
узкое: область популярной
Художественный вымысел: 1) широкое – как существеннейшая черта худ. литературы – субъективное воссоздание реальности писателем и образная форма познания мира.
2)
Принцип построения относимых
к массовой литературе
Художественная
условность - наиболее строгое понятие,
кодификации которого отечественная наука
посвятила несколько десятилетий. В 1960-70-хгг.
Было произведено разграничение первичной
и вторичной художественной условности.
Первичная характеризует общую природу
искусства (аналогично широкому значению
термина «вымысел»), а также набор выразительных
средств, присущих разным видам искусства.
Вторичная обозначает намеренное отступление
писателем от буквального правдоподобия.
В результате продолжительных дискуссий
были также выстроена понятийная парадигма
«факт – домысел – вымысел», соотносимая
с первичной и вторичной условностью.
Значения понятия «худ. условность»:
П
– первичная, В
– вторичная худ. условность
П (0). Относительность представлений конкретной исторической эпохи об объективной реальности | 1. Художник
как человек, подобно каждому, способен
создавать в своем сознании представления
об объективной реальности, уже обладающие
некоторой степенью условности (т.е. относительности
– ограниченности и субъективности).
2. Художник как историческое лицо разделяет, пусть и неосознанно, философские, этические, эстетические и прочие установки своей эпохи, могущие восприниматься как условные с т.зр. других эпох. 3. Художник как творческая личность создает индивидуальную концепцию бытия, которая при восприятии произведения искусства соотносится читателем (зрителем, слушателем) со своей собственной и общепринятой концепцией. |
П (1). Образная форма познания мира, лежащая в основе искусства, в т.ч. литературы | Субъективное концентрированно-эмоциональное воспроизведение реальности в произведении; взаимодействие типического и индивидуального, «действительного» и «придуманного» в художественном образе, в силу этого обладающего несомненной условностью. |
П (2). Специфическая система средств выразительности, присущих каждому виду искусства | Для литературы – слово, для музыки – звук, для театра – сочетание речи, действия, музыки, танца и т.д. Ограниченность средств выразительности делает условной передачу действительности в произведении искусства (не все можно передать словами, нарисовать, изобразить на сцене). |
П (3). Нормативность (устойчивая специфичность изобразительных средств) литературных направлений, стилей, отдельных принципов и способов отражения реальности в художественном произведении | 1. Совокупность
философско-эстетических
норм данного типа литературы (античной,
средневековой и т.п.), сложившиеся в результате
взаимодействия потребностей эпохи и
литературной традиции. Национальная,
региональная и т.п. специфика литературы.
2. Нормы литературного направления, рода, жанра. 3. Отдельные художественные приемы (ретроспекция, монтаж, «поток сознания», несобственно-прямая речь, маска, аллюзии, интертекстуальность и т.д.). 4. Гипербола, заострение, метафора, символ, гротеск (нефантастический) и другие способы создания художественных образов, смещающие реальные пропорции и изменяющие привычный облик явлений, но не переходящие границ явного вымысла. |
В. Использование заведомо невозможных в реальности ситуаций, «явного» вымысла (элемента необычайного) | 1. Для моделей
реальности, созданных с помощью
«явного» вымысла, верны все
закономерности предшествующих
уровней (вторичная условность
как бы накладывается на 2. ВУ
в значительной степени 3. ВУ
является продуктом особой |
Источник: Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века. М.: Высшая школа, 2008. – С. 9–27.
Информация о работе Термин «художественная условность» и его соотнесенность с другими терминами