Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 21:26, реферат
Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка. Структура предложения — предмет синтаксиса. Предложение является максимальной, объемлющей единицей грамматики; все другие единицы (морфема, слово, синтаксическая группа) являются его частями. Многочисленные попытки дать определение понятию предложения, т. е. указать его необходимые и достаточные признаки, которые были бы верны для всех предложений всех языков или хотя бы какого-то одного языка, убедительных результатов не дали.
.Общая характеристика предложения 3
2. Разные теории предложения 4
А) Теория Ю.С. Маслова 4
Б) Теория Р.А. Будагова 5
В) Теория А.М. Камчаткова и Н.А. Николоиной 5
3. Общая характеристика словосочетания 6
4. Разные теории словосочетания 7
5. Литература 10
Университет гуманистических и естественных наук Яна Кохановского
в Кельце
Институт
русской филологии
Теории
предложения и
словосочетания
Реферат по
Введению в языкознание
студентки I-ого курса
русского языка в бизнесе
Анны
Винярской
Научный руководитель
Проф. док.
фил. наук, проф. О. В. Лещак
Кельце 2009
Оглавление:
1.Общая характеристика предложения 3
2. Разные теории предложения 4
А) Теория Ю.С. Маслова 4
Б) Теория Р.А. Будагова 5
В) Теория А.М. Камчаткова и Н.А. Николоиной 5
3. Общая характеристика словосочетания 6
4. Разные теории словосочетания 7
5. Литература 10
1. Общая характеристика предложения
„ПРЕДЛОЖЕНИЕ - единица грамматики, обычно соответствующая законченному высказыванию и способная выступать в качестве отдельного сообщения (текста минимальной длины). Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка. Структура предложения — предмет синтаксиса. Предложение является максимальной, объемлющей единицей грамматики; все другие единицы (морфема, слово, синтаксическая группа) являются его частями. Многочисленные попытки дать определение понятию предложения, т. е. указать его необходимые и достаточные признаки, которые были бы верны для всех предложений всех языков или хотя бы какого-то одного языка, убедительных результатов не дали. В строгом смысле определением предложения в некотором языке является грамматика этого языка, а универсальным (т.е. верным для всех языков) определением предложения является общая теория грамматики.”1
„Отличительное
свойство предложения — предикативность,
т. е. способность функционировать в качестве
единицы, пригодной для сообщения и выражающей
временную и модальную актуализацию сообщаемого;
например, пары конструкций белая
лошадь и Лошадь —
белая, полет стрелы и Стрела
летит описывают одно и то же положение
вещей и имеют одно и то же значение (в одном
из пониманий последнего термина), однако
лишь вторые члены пар обладают предикативностью.
Предложение как носитель признака предикативности
противопоставлено словосочетанию — более
"мелкой" синтаксической конструкции,
образованной на основе соединения знаменательных
слов с помощью отношения синтаксического
подчинения; так, в приведенных примерах
белая лошадь и полет
стрелы — словосочетания, но не предложения.
Предложение обычно принимает одно из значений
категории модальности, которая выражает
различные отношения между говорящим,
слушающим и сообщаемым высказыванием.
Одним из таких отношений является цель
высказывания, в соответствии с которой
предложения обычно подразделяются на утвердительные,
вопросительные, побудительные (императивные)
и восклицательные; возможны и более детальные
классификации. Модальность может выражаться
с помощью выделительных или вопросительных
слов (или частиц), интонации, грамматической
категории наклонения и т.п. Во многих языках
(в частности, в индоевропейских) предикативность
связана с выражением категории лица.”2
1
Предложение в:
Энциклопедия «Кругосвет», http://www.krugosvet.ru/
2 Там же
2. Разные теории предложения
В повседневной жизни мы пользуемся предложеними и это счтиается таким обычным, что, думается, и определение предложения также просто. Но в этом случае бывает по-разному и определение предложения наталкивается на большие затруднения.3
„Обычное школьное определение предложения: «Сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль, называется предложением» – не неправильно, но непонятно, так как здесь одно неизвестное (предложение) определено через другое неизвестное (законченная мысль), т. е. х определен через у, а значение у не раскрыто. Кроме того, бывают и такие предложения, которые выражают не мысль, а чувство или желание. Не помогают и такие полуопределения предложения, как: предложение – «грамматически оформленная единица человеческой речи, выражающая относительно законченную мысль» или ссылки на «отражение действительности» и «выражение отношения к этой действительности». Как известно, грамматика имеет дело с явлениями, связанными с грамматической абстракцией, не имея в виду конкретных слов.”4
А) „Центральным понятием синтаксиса является предложение – основая ячейка, в которой формируется и выражается человеческая мысль и с помощью которой осуществляется речевое общение людей.”5
„Специфика предложения по сравнению с «нижестоящими» языковыми единицами заключается в том, что оно есть высказывание, оно коммуникативно. Это значит, что оно 1) соотнесено с определенной ситуацией и 2) обладает коммуникативной установкой на утверждение (или отрицание) на вопрос или на побуждение к чему-либо. Коммуникативность предложения конкретизируется в синтаксических категориях модальности и времени. Эти последние выражаются в глагольных формах наклонения и времени, а также (особенно лри отсутствии глагола) с помощью интонации, модальных слов, слов обозначающих локализацию во времении. По своей структуре предложения очень разнообразны. Они могут реализоваться с помощью одного слова (Пожар! Воды! Светает. Иду! Великолепно. Домой?), в частности аналитической формы слова (По коням! Буду рад!), но чаще реализуются ) с помощью более или менее сложного сочетания слов.”6
3
См. А.А. Реформатский, Введение в языковедение, http://www.classes.ru/grammar/
4 Там же (JEZELI SIE POWTARZA)
5 Ю.С. Маслов, Введение в языкознание, Москва, 1987, с. 170 (MA BYC CYTAT)
6 Там же
Б) „Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формированиа, выражения и сообщения мысли». На первых порах, при беглом и поверхностном знакомстве с грамматикой, может показаться, что предложение является неизменной категорией, раз и навсегда существующей в языке. В действительности это совсем не так.
Уже в самом олределении предложения подчёркивается, что оно оформляется грамматически по законам данного языка. Грамматическое же оформление предложения меняется в связи с развитием языка. Сравнивая предложение древнего русского языка с предложением языка современного, нетрудно в этом убедиться. Оказывается, что предложение – категория историческая, меняющаяся и находящаяся в глубокой зависимости от всей грамматической структуры языка.”6
„Исторически изменчивый характер предложения не дает, однако, оснований для того, чтобы отказаться от общего понимания и общего определения предложения. Между тем Потебня, много сделавщий для правильного истолкования очень сложной исторической природы предложения, полагая, что для каждого периода развития языка должно существовать особое определение предложения. Как ни велико своеобразие предложения в каждую историческую эпоху жизни языка, все же нельзя согласиться в этом вопросе с замечательным отечественным языковедом: приведенное выше определение предложения окажется справедливым для всех периодов развития языка.
И это закономерно. Исторические проблемы грамматики не должны и не могут привести к отрицанию проблем общетеоретических. Предложение выражает ту или иную мысль. Оно всегда оформлено по законам грамматики данного языка. Этих признаков, к которым, как увидим, прибавляются и другие, оказывается достаточно для понимания общей природы предложения. Предложение как единица языка существенно отличается от других единиц языка, в частности от слова и словосочетания. Главные характирные признаки предложения обнаруживаются в том, что в нем: 1) не только выражается мысль, но и передается отношение к этой мысли самого говорящего, 2) присутствует особая интонация сообщения, 3) заключается предикативность, т. е. отношение сообщения к действительности, независимо от того, имеется ли в этом сообщении глагол или нет.”7
В) „Предложение – важнейшая синтаксическая единица, более того, это основная единица коммуникации вообще. Предложение можно определить как синтаксическую коммуникативную единицу, сообщающую информацию и имеющую интонационное оформление. Интерес к предложению проявился уже в античности. Что было связано с логическим анализом высказываний. Первым синтаксическими операциями были: 1) класификациа предложений по цели высказывания (Аристотель, например, различал повествование и побуждение и противопоставдял отрицание и утверждение; Протагор в V веке до н. э. разграничивал волрос, ответ, поручение, и просьбу); расчленение предложения и выделение двух его основных частей: так Платон и его последователи выделяли в предложении имя и глагол, которые представляли собой языковую форму предложения субъекта и предиката; 3) выделение различных отношений между частями сложного предложения (периода): так, уже стоики разграничивали каузальные (причынные), условные, соединительные и др. oтношения.”8
6 Р.А. Будагов, Введение в науку о языке, Москва, 1965, с. 330-331
7Там же
8А.М. Камчатнов, Н.А. Николина, Введение в языкознание, Москва, 2000,с. 148-149
3. Общая характеристика словосочетания
„Словосочетание – синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменительных слов на основе подчинительной грамматической связи – согласования, управления или примыкания. Грамматически и семантически главенствующее слово составляет стержневой (главный) компонент словосочетания, грамматически подчинительное слово – его зависимый (подчиненный) компонент. По стержневому компоненту словосочетание подразделяются на: субстантивные (стержневое слово – существительное), адъективные (стержневое слово – прилагательное), глагольные и наречные. Словосочетание служит средством номинации, обозначая предмет, явление, процесс, качество, названные конкретизируемые зависимым компонентам («зелёный абажур», «читать книгу», «весело шагать», «очень близко»). Грамматические значение словосочетания создается отношением которое возникает между знаменательными словами, соединяющимся на основе того или иного вида присловной подчинительной связи. (...) Словосочетание как единица называющая качественно отлична от предложения как единицы сообщающей: Словосочетание лишено основой признаков предложения – синтаксических категорий модальности, времени, лица, интонации сообщения. Вместе с тем словосочетание тесно связано с предложением, поскольку функционирует оно в составе предложения, обнаруживая здесь разные возможности и разные правила своего употребления. В предложении словосочетание может выступать в неизмененном виде или подвергаться различию рода изменениям лексичного и формального характера (напр., приобретать дополнительные оттенки значения под влиянием информативного содержания предложения, менять порядок следования компонентов в связи с актуальным членением. (...) Теория словосочетания, вопросы, касающиеся их структурной классификации, взаимоотношения словосочетания и предложения и соответственно границ словосочетаия, разработаны гл. обр. в русской современной лингвистике. Совершенные зарубежные лингвисты понятием «словосочетание» пользуются ограничено и не имеют соответственного специального термина, применяя в необходимых случаях более широкие по смыслу термины «синтагма» «анг. syntagm» или «фраза» (англ. phrase). (...) Последовательное разграничение предложения и словосочетания, чёткое олределение границ словосочетания дано в работах В.В. Виноградова и других современных учёных, развивающих его теорию (Н.Н. Прокоповича, Н.Ю. Шведовой и других).”9
9 Л.Е. Лопатина, Cловосочетание в: Большой лингвистический словарь под ред. Ярцевой, Москва, 1998, с. 475-476
4. Разные теории словосочетания
Можно назвать три разных подхопа к словосочетанию:
„1. В формально-грамматическом направлении словосочетание – любое грамматически оформленное соединение слов, предложение – частный случай словосочетания.
2. В теории
В.В. Виноградова
3. В синтаксисе
В.А. Белошапковой
Покажем эти различные
1. Птица летит
2. Летящая птица
3. Птицы и звери.”10
С точки зрения формально-грамматической три вышеуказанные примера это словосочетания. В синтаксисе В.А. Белошапковой к словосочетаниям относится второй и третий пример, т.е. непредикативные образования. Зато в теории В.В. Виноградова подчинительным сочетанием, результатом распространения слов явлается только пример второй.11
Все три концепций имеют свои основания, каждая представляет другой взгляд на словосочетание. Но самой объективной и популярной является теория В.В. Виноградова, которая получила много сторонников в синтаксической науке как и в учебной практике.12
10
Е. А. Стародумова, Синтаксис современного
русского языка,
Владивосток, 2005, http://window.edu.ru/window_
11См. Там же
12См. Там же
„На основе синтаксических связей слова объединяются в сочетания различных типов. Один из важнейших видов подобных сочетаний – словосочетание. Словосочетание – это семантико – грамматическое объединение двух или более самостоятельных слов, не входящих в грамматическую основу предложения. Это объединение оформляется при помощи одного из видов подчинительной связи – согласования (холодное лето), управления (думать об экзаменах), примыкания (тихо говорить). Словосочетания отнасятся к докоммуникативному уровню синтаксиса. Как и слово, это номинативная единица: словосочетания служат для развернутого, детализированного выражения эйдоса и его смысловых энергий, ср.: яблоко – спелое яблоко, любить – сильно любить. Словосочетание занимает промежуточное место между словом и предложением, оно служит строительным материалом для предложения и выделяется из него при синтаксическом анализе. Как синтаксическая единица, вычленяемая в рамках предложения, словосочетание представляет собой или распространение одного из членов предложения, или сочетание двух или более членов предложения, не входящих в его грамматическую основу. (...) По-разному решается вопрос о границах словосочетания. Многие лингвисты включают в словосочетания как объединение слов на основе подчинительной связи, так и сочиненные ряды слов вроде, книги и журналы, собирать и расбрасывать, то смеаться, то плакать. Однако такие сочетания нередко образуют открытый ряд, в них не различаются главный и зависимый компонент, они, как правило, объединяют слова, обозначающие объекты, принадлежащие к одному классу, или семантически сходные признаки; поэтому традиционно к словосочетаниям относят только объединения слов на основе подчинительной связи. Подчинительная связь значительно более разнородна и разнообразна, чем сочинительная, и в её реализации большую роль играют лексико – грамматические факторы.”13