Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:23, курсовая работа
Целью нашей работы будет анализ тем искусства и грехопадения в романе «Портрет Дориана Грея» как элементов антитезы. Очертим круг задач, которые нам необходимо будет решить в данном исследовании:
1. Раскрыть понятие антитезы в литературе и особенности ее применения в романе О.Уайльда.
2. Проследить генезис эстетических идей писателя и отражение принципов эстетизма в «Портрете Дориана Грея».
3. Рассмотреть отдельно тему искусства и тему грехопадения на основе фабулы и системы образов романа, а затем провести их сопоставление.
Введение 3
1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей О. Уайльда 5
1.1. Антитеза в литературе и ее применение в романе «Портрет Дориана Грея» 5
1.2. Генезис эстетизма в творчестве О.Уайльда 9
1.3. Отражение эстетических принципов О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» 13
2. Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе «Портрет Дориана Грея» 17
2.1. Тема искусства в романе 17
2.2. Грехопадение Дориана Грея 21
2.3. Искусство против порока. Мораль романа 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Содержание
Споры вокруг романа «Портрет Дориана Грея» («The Picture of Dorian Gray», 1890 - журнальная публикация, 1891 - отдельное дополненное издание), возникшие сразу же после его опубликования, не утихают до сегодняшнего дня. И до сих пор в статьях, посвященных творчеству Уайльда, можно встретить мнение о «Портрете Дориана Грея» как о «омане таинственном, странном, спорном и до сих пор, возможно, до конца не разгаданном»1. Во многом, именно эта загадочность, а также неоднозначность и многоплановость романа, позволяющие рассматривать его под разными углами зрения и дающие возможность для различных интерпретаций, объясняют тот интерес, который вызывает «Портрет Дориана Грея» не только у читателей, но и у литературоведов. Поэтому тема нашей работы всегда остается актуальной.
В России первые попытки осмыслить творческое наследие Оскара Уайльда можно найти уже у символистов начала XX века, ставших "главными адептами и пропагандистами Уайльда» и внесших «существенный вклад в дело его популяризации»2. С середины 1900-х годов (и вплоть до начала 1920-х годов) к творчеству Уайльда начинают обращаться критики других литературных направлений. Появляются работы З.А. Венгеровой, К. И. Чуковского, Е.А. Аничкова, Л.И. Аксельрод, Н.Я. Абрамович, A.M. Редько и других исследователей, которые рассматривали произведения Уайльда с научной точки зрения и «пытались найти в них и отражение его эстетических взглядов, и критику современного общества, и новые взгляды на искусство, и новый подход к решению вечных проблем»3.
Круг идей, интересовавших писателя, был довольно широк, но в особенности волновали его вопросы, связанные с духовным миром человека. Что дает людям высшую радость? - вот вопрос, больше всего волновавший Уайльда. Его ответ гласил: красота! Не труд, не любовь, не борьба, а именно красота.
«Для меня красота - это чудо из чудес. Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира заключается в видимом, а не невидимом»4. Этот, парадокс Уайльда выражает центральную идею всего творчества писателя. Он был сторонником так называемого "чистого" искусства или "искусства ради искусства". Он считал, что искусство целиком формирует человека и что не оно подражает жизни, а жизнь - искусству. Люди, говорил Уайльд, подражают любимым литературным героям, и распознавать красоту человек научается лишь благодаря художникам, которые открывают или создают ее в своих картинах. Эти темы поднимаются писателем в романе «Портрет Дориана Грея» как элементы антитезы: искусство противостоит жизни, полной грехов и пороков.
Целью нашей работы будет анализ тем искусства и грехопадения в романе «Портрет Дориана Грея» как элементов антитезы. Очертим круг задач, которые нам необходимо будет решить в данном исследовании:
При написании работы мы пользовались статьями и исследовательскими материалами таких литературоведов, как Валова О.М., Соколянский М., Тумбина О.В. и др.
С незапамятных времен у разных народов для объяснения жизни использовались два противоположных подхода: сопоставление по сходству и сопоставление по контрасту. Так, чтобы охватить все многообразие явлений искусства, древние греки сводили его к двум противостоящим началам: светлому, гармоничному Аполлону и исполненному темных, разрушительных страстей Дионису.
Особенно актуальным в искусстве принцип контраста становится в кризисные эпохи, когда жизнь резко меняет привычный ход.
Антите́за (редко антитезис; риторическое противопоставление текста; др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом5.
Как
средство усиления выразительности, антитеза
применяется в следующих
1. При сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собою: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой (Пушкин А. С.)
2. Когда понятия или образы в совокупности выражают нечто единое: Сегодня — трезво торжествую, Завтра — плачу и пою (Блок А. А.)
Здесь антитеза выражает понятие человека, как существа контрастного, антитетического по своей природе.
3.
Когда необходимо оттенение
4. Когда необходимо выразить альтернативу: …Вам все равно, с чего бы ни начать, С бровей ли, с ног ли (Пушкин А. С.).
Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Например у Петрарки Ф. имеется сонет (перевод Верховского Ю. Н.), целиком построенный на антитезе:
И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь —
В пыли
Всем в
У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не
Амур не
И жизни нет конца
и мукам — краю.
Я зряч — без глаз;
нем — вопли испускаю;
И жажду гибели — спасти молю;
Себе
со смехом
И смерть и жизнь — с тоскою прокляты;
И этому виной, о донна,
— ты!
Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически. Например, характеристика Петра Великого в «Стансах» Пушкина А. С.: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник…
Резко
оттеняя контрастные черты
Об антитезе, как композиционном принципе, можно говорить и применительно к архитектонике крупных литературных жанров. Уже самые заглавия многих драм и романов указывают на такого рода антитетическую их структуру: «Коварство и любовь», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т. п. Фигуры Наполеона и Кутузова у Толстого, князя Мышкина и Рогожина, Аглаи и Настасьи Филипповны, или трех братьев Карамазовых у Достоевского в архитектонике целого сопоставляются антитетически6.
Резкая ясность антитезы делает её также весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, как, например, в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п. Примером могут служить: Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир (Манифест коммунистической партии); Кто был никем, тот станет всем! (Интернационал).
Антитетическая композиция часто наблюдается в социальных романах и пьесах при контрастном сопоставлении жизни различных классов (например: «Железная пята» Дж. Лондона, «Принц и нищий» Марка Твена и т. п.); антитеза может лежать в основе произведений, рисующих нравственную трагедию (например: «Идиот» Достоевского) и т. п.
Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» - яркий пример антитезы. В центре творчества Оскара Уайльда - тема красоты и наслаждения. Писатель описывает настоящую трагедию в разногласии между стремлением человека к наслаждению и невозможностью блаженства. Именно это разногласие и стало центром романа «Дориана Грея». Проблема раскрывается через два главных образа. Один из них - художник Холлуорд, который посвящает себя искусству, отдавая жизнь ради служения идеала искусства. Второй - Дориан Грей, который губит свою душу, стремясь к наслаждению. Темы искусства и грехопадения становятся элементами антитезы в романе. Искусство неизмеримо выше жизни – это всегда подчеркивал Уайльд в своих произведениях. Если подчинить жизнь погоне за наслаждениями, в конечном итоге погибнет человеческая душа, как это произошло с душой Дориана Грея. В конце романа герой, совершивший грехопадение, гибнет, а его портрет – символ искусства возвращает свой прежний вид и остается прекрасным навеки, то есть Красота побеждает.
О. Уайльд не зря прибегает в своем романе к приему антитезы. Во-первых, его произведение рисует нравственную трагедию, а наиболее ярко ее можно показать только при помощи противопоставления добра и зла. Во-вторых, роман «Портрет Дориана Грея» глубоко моралистичен. В- третьих, Оскар Уайльд был последователем романтизма, а романтики, как мы убедились выше, очень любили фигуру антитезы, которая благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью.
Рассмотрим подробнее тему искусства и тему грехопадения как элементы антитезы в романе «Портрет Дориана Грея». Для этого нам необходимо будет проанализировать генезис данных тем в творчестве писателя, разработку проблем искусства и грехопадения в «Портрете Дориана Грея» и систему контрастных образов в романе.
Оскар Уайльд (1854–1900) по рождению ирландец, сын знаменитого дублинского врача и известной поэтессы. Его ранние годы прошли в обстановке комфорта и богатства. Он получил университетское образование в Оксфорде, ему не приходилось работать ради куска хлеба, ничто не препятствовало его литературному призванию. Богемная обстановка, окружавшая его с детства, способствовала его увлечению новыми модными теориями о значении красоты, о превосходстве её над пользой и правилами морали.
Жизнь наравне с литературой воспринималась Уайльдом как высший и труднейший вид искусства, выразить в котором себя в полной мере можно, лишь найдя соответствующую форму и стиль. Задачу художника, да и всякого человека, он видел в том, чтобы стать творцом своей жизни, и биография самого Уайльда поистине походит на роман, происшедший в действительности.
Первые стихи начал писать ещё в Оксфорде. Он стремился внести в свою жизнь как можно больше поэзии, видя в ней — и вообще в искусстве — противоядие против прозаичного буржуазного уклада. В меру скромных средств, выделявшихся ему отцом, он начинает окружать себя красивыми вещами. В его лондонской квартире появляются ковры, картины, занятные безделушки, книги в нарядных переплётах, изящный голубой фарфор. Он отпускает себе длинные волосы, тщательно следит за своей наружностью, экстравагантно одевается: заказывает себе необыкновенный костюм из бархата и шёлка, напоминавший одежду людей эпохи Возрождения, и появляется в нём, держа в руке лилию или подсолнечник (эти цветы считались эмблемами красоты).
Антибуржуазный протест проявлялся у Уайльда в форме эстетизма — так называлось возглавляемое им движение. В нём нашёл своё воплощение призыв поклоняться красоте во всех её проявлениях в противовес уродствам бездуховного бытия в век, пропитанный утилитаризмом. Он мог с лёгкостью иронизировать над всем, но в отношении к искусству, в могущество которого он свято верил, оставался предельно серьёзным, что не помешало ему завершить преамбулу к «Дориану Грею» словами: “Всякое искусство совершенно бесполезно”. Врождённый артистизм, безукоризненное чувство стиля и самобытность дарования позволяли ему в итоге оставаться оригинальным.