Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 11:17, реферат
Тема России, Родины в творчестве Блока начинается со "Стихов о Прекрасной Даме". В основе символизма лежит философия Владимира Соловьёва, именем которого ознаменовано было для Блока начало девятисотых годов, то есть период "Прекрасной Дамы". Учение Вл.Соловьёва можно определить как воплощение духовного в жизненном. ("Знайте же, Вечная Женственность ныне // В теле нетленном на землю идёт") Драматургия поэзии Блока - эволюция вечно женственного. Он шёл от культа к культуре. От "Прекрасной Дамы" и "Незнакомки", через "Балаганчик" и "Снежную маску" к России и русской культуре.
Тема
России в лирике Блока
Тема России,
Родины в творчестве Блока начинается
со "Стихов о Прекрасной Даме".
В основе символизма лежит философия
Владимира Соловьёва, именем которого
ознаменовано было для Блока начало
девятисотых годов, то есть период "Прекрасной
Дамы". Учение Вл.Соловьёва можно определить
как воплощение духовного в жизненном.
("Знайте же, Вечная Женственность ныне
// В теле нетленном на землю идёт") Драматургия
поэзии Блока - эволюция вечно женственного.
Он шёл от культа к культуре. От "Прекрасной
Дамы" и "Незнакомки", через "Балаганчик"
и "Снежную маску" к России и русской
культуре.
Открытие России
началось для Блока с древних
преданий, заклинаний и заговоров, с
которыми он знакомится по книжным
сборникам и научным статьям.
Первое стихотворение, посвящённое России,
"Русь"(было написано в том же 1906 году,
что и "Незнакомка"), навеяно народными
легендами. Мотив сна, с которого начинается
и которым завершается стихотворение,
строки:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором
колдуна, -
напоминают о
спящей, заколдованной пани Катерине
из "Страшной мести" Гоголя, которая
то закружится в безумном танце, то
"с утра до позднего вечера бродит
по тёмным дубравам". При прочтении
строфы: "Где ведуны с ворожеями
// Чаруют злаки на полях..." возникают
в памяти пушкинские "Бесы". Здесь
же появляется, далее развиваясь, и мотив
дороги, столь важный, например, для Лермонтова,
в поэзии которого он прочно связан с представлением
о Родине. Наконец, упоминание о нищете
"родимой старины", "лоскутах её
лохмотий" и звукопись строк: "Живую
душу укачала, // Русь..." заставляют вспомнить
связанные с Родиной, Россией грустные
поэтические размышления Некрасова ("Быстро
лечу я по рельсам чугунным, // Думаю думу
свою"). Наличие, и даже почти цитирование
мотивов А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя,
Н.Некрасова естественно и понятно, потому
что поэт должен "вступить в права наследия".
Важно, что цитируются мотивы, связанные
с представлением о Родине и для самих
этих поэтов. Но облик России в стихотворении
"Русь" ещё только предчувствуется.
Цикл "Родина"(1907-1916)
в собрании стихотворений, составленном
самим Блоком, расположен прямо после
произведений, посвящённых Кармен,
Любови Александровне Дельмас. Вступление
к циклу "Родина" посвящено Любови
Дмитриевне Блок.
О том, что было, не жалея,
Твою я понял высоту,
Да. Ты - родная Галилея
Мне, - не воскресшему Христу.
И пусть другой тебя ласкает,
Пусть множит дикую молву:
Сын Человеческий не знает,
Где приклонить
ему главу.
Здесь оказались
слиты воедино облик страны и облик женщины.
И когда Блок произносит: "О Русь моя!
Жена моя!" - это не просто дерзостный
образ , а определение полного слияния
с нею: "Наш путь - стрелой татарской
воли // Пронзил нам грудь". По правилам
грамматики последняя строка должна звучать
иначе: либо "мне грудь", либо "нам
груди". А тут - "нам грудь", единое
целое. Это и есть отношение Блока к России.
Любовь к нищей
России, к её народу Блок выразил
в стихотворении «Россия»(1908)
Важны ключевые
слова, с которыми Блок обращался
к России. В стихотворении "Русь"
сразу же возникает тайна: "Дремлю -
и за дремотой тайна, // И в тайне - ты почиешь,
Русь...". И в конце стихотворения: "Дремлю
- и за дремотой тайна, // И в тайне почивает
Русь...". Этот же мотив слышится и в настойчивых
вопросах стихотворения "Родина":
"Вольному сердцу на что твоя тьма? //
Знала ли что? Или в Бога ты верила? // Что
там услышишь из песен твоих?", "Что
же маячишь ты, сонное марево? // Вольным
играешься духом моим?"
Постоянно на всех
уровнях повторяется мотив круга:
"За Непрядвой лебеди кричали, // И опять,
опять они кричат...", "Опять с вековою
тоскою // Пригнулись к земле ковыли. //
Опять за туманной рекою // Ты кличешь меня
издали...". В стихотворениях цикла "На
поле Куликовом" и "Россия" обилие
смысловых, словесных, синтаксических,
ритмических повторов, во всех стихотворениях
цикла "Родина", и наконец прояснение
значения этого мотива в стихотворении
"Коршун": "Чертя за кругом плавный
круг // Над сонным лугом коршун кружит
// И смотрит на пустынный луг...".
Цикл "На поле
Куликовом" (1908) - об историческом пути
России, о её прошлом и будущем;
не случайно символическим событием
на этом пути для Блока оказывается
именно Куликовская битва, которая
стала началом духовного
"Из сердца
кровь струится" - так мог сказать только
поэт, осознавший свою судьбу, свою жизнь,
кровно связанную с судьбой и жизнью Родины.
И так естественно
в цикле "Родина" звучит стихотворение:
Я не предал белое знамя,
Оглушённый криком врагов,
Ты прошла ночными путями,
..............................
А вблизи - всё пусто и немо,
В смертном сне враги и друзья,
И горит звезда Вифлиема
Так светло, как любовь моя.