Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:40, реферат
Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов. Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. Безусловно, все происходящее на Родине не могло не отразиться в литературе того времени.
Одним из самых тяжелых
периодов в истории нашей страны
можно назвать время перелома
в первой половине 20 века. Годы были
страшными и жестокими, многие люди
пострадали в это время. Но данный
период явил на свет также большое
количество талантливейших писателей
и поэтов. Многие из них были истинными
патриотами, не мыслящими свою жизнь
без родной страны. Безусловно, все
происходящее на Родине не могло не
отразиться в литературе того времени.
Особенно ярко тема Родины раскрывается
в творчестве таких поэтов, как А.А. Блок
и С.А. Есенин. Оба эти поэты считали Россию
главной темой своих стихотворений.
Тема Родины – важнейшая тема поэзии Блока.
На одном из выступлений, где поэт читал
самые разные свои стихотворения, его
попросили прочесть стихи о России. «Это
все – о России», - ответил Блок.
Образ Родины проявляется в стихах Блока
постепенно. Но одно чувство пронизывает
все стихи поэта – чувство безоглядной
любви. «Как и жить и плакать без тебя»
- восклицает лирический герой в стихотворении
«Осенняя воля» (1905 г.) В этом названии
отразилось восприятие Блоком России:
любимая страна ассоциируется у поэта,
прежде всего, с волей, вольностью («необъятные
дали», «путь, открытый взорам»).
Однако наиболее полно и глубоко эта тема
воплощена в цикле «Родина». Этот цикл
можно со всей уверенностью назвать вершиной
«трилогии вочеловечивания». В «Родине»
ведущая роль принадлежит мотивам исторических
судеб страны. Особенно значимым в этом
отношении является цикл «На поле Куликовом».
Куликовская битва в восприятии поэта
– символическое событие, которому суждено
возвращение. Поэтому в стихотворениях
этого цикла можно заметить часто встречающиеся
слова с семантикой возврата, повтора:
«За Непрядвой лебеди кричали, И опять,
опять они кричат…»; «Опять с вековою
тоскою Пригнулись к земле ковыли»; «Опять
над полем Куликовым Взошла и расточилась
мгла…» и так далее. Тем самым Блок хотел
показать, насколько исторические события
связаны с современностью.
Для лирического героя Родина – его дом.
Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть
в ее «тайну», познать и понять, а, значит,
помочь. Герой приходит к выводу, что основа
Руси – ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной
– нужно быть рядом с народом («Русь»):
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...
Так - я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
В поэзии Сергея Есенина сложился несколько
другой образ Родины. Уроженец села, ранний
Есенин воспринимал отчизну, прежде всего,
в образе родной природы, «рязанских раздолий»,
«хат, в ризах образа». Мы видим, что в лирике
Есенина образ Родины тесно связан с христианскими
мотивами:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Но в дореволюционном творчестве Есенина
Русь – это еще и нищая, многострадальная
страна, «черная, потом пропахшая выть»,
брошенный край, «пустырь».
В послеоктябрьской лирике Есенина одной
из центральных тем становится революция.
Первоначально поэт принял это событие.
Он считал, что цель революции – установить
на земле христианский рай. В связи с этим
Россия воспринималась Есениным как богоизбранная,
духовная страна. Поэтому в поэзии этого
времени возникает библейская тематика
и символика:
Небо как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.
Это явно перекликается с творчеством
Блока, который также связывал образ России
с темой Бога, святости. Вспомним, хотя
бы, его поэму «Двенадцать».
Но уже в 1920 – 1923 годах Есенин разочаровывается
в революции. В его лирике появляются пессимистические
мотивы смерти, разрушения, краха надежд.
Все больше поэт горюет об исчезновении
столь любимой и знакомой ему деревни,
наступлении века «железного коня», дьявольского
начала. Особенно четко это проявилось
в стихотворении «Мир таинственный, мир
мой древний…». Здесь мы также видим перекличку
с лирикой Блока, особенно с его циклом
«Страшный мир». В нем Блок воплотил одну
из сторон своей отчизны – «страшный мир»
города, разрушающего и уничтожающего
человека.
В финале жизни и Есенин, и Блок довольно
оптимистично смотрят на перспективы
развития России, на ее будущее. Блок выражает
надежду на то, что Россия пройдет сквозь
все испытания, закалится и станет, наконец,
счастливой. Есенин же принимает советское
настоящее его любимой Руси, печалясь
лишь о том, что он не смог найти себя в
новой жизни и остается с «Русью уходящей».
Информация о работе Тема родины в поэзии С. Есенина и А. Блока