Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:32, сочинение
Блок очень тяжело переживал поражение революции, но не утратил чувство будущего: временное торжество реакции он правильно оценил как «случайную победу» палачей народа, предупредил наступление ещё более грозных и величественных событий. Главной темой
Блока – и в художественном творчестве, и в публицистике - становится
Россия.
В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
В стихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.
И, наконец,
в финале стихотворения возникает
новый объект обращения:
"Плачь, сердце, плачь..." В стихотворении
А.Блок употребляет авторское
"мы", размышляя о судьбах людей своего
поколения. Они представляются ему трагическими,
стремительное движение - это движение
к гибели, вечный бой здесь не радостен,
а драматичен. Теме стихотворения соответствует
его интонационный строй, сам темп поэтической
речи. Она начинается спокойно, даже замедленно,
затем темп стремительно нарастает, предложения
делаются короткими, в половину, а то и
в треть поэтической строки (например:
"Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами".).
Нарастают восклицательные интонации
- это реализовано и на уровне синтаксическом:
в семи строфах стихотворения автор семь
раз употребляет восклицательный знак.
Поэтическая речь здесь предельно взволнованна.
Это ощущение создается и стиховым строем
текста.
Произведение написано разностопным ямбом,
что придает ему особую динамичность и
стремительность, передавая безудержный
и страшный порыв, вечный бой, трагическое
приближение к гибели.
Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.
-----------------------
В годы политической и общественной реакции после поражения первой русской революции, когда буржуазная литература переживала время застоя и упадка, когда подавляющее большинство буржуазных писателей, вчерашних союзников революции, отшатнулось от борьбы за свободу и изменило благородным традициям передовой общественной мысли и литературы, - в это тяжёлое время Александр Блок занимал особую и в высшей степени достойную позицию. Разочаровавшись в своих прежних исканиях, он настойчиво ищет новые пути.
Из мира
бесплотной мечты фантазии он окончательно
переходит в мир
Блок очень
тяжело переживал поражение революции,
но не утратил чувство будущего:
временное торжество реакции
он правильно оценил как «случайную
победу» палачей народа и предупредил
наступление ещё более грозных
и величественных событий. Главной
темой Блока – и в
Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
“На дне” —
сложное, противоречивое произведение.
И, как всякое подлинно великое творение,
пьеса не терпит однолинейного, однозначного
толкования. Горький дает в ней
два совершенно различных подхода к
человеческой жизни, не показывая явно
своего личного отношения ни к одному
из них.
Главными героями этого произведения
являются Лука и Сатин. Именно они выражают
две правды, две точки зрения на человеческую
судьбу. Насколько разнятся между собой
эти две правды, настолько же разнятся
образы их носителей.
Лука — странник, неизвестно откуда пришедший
и неизвестно куда держащий путь. Он мягок
и в речи, и в движениях, ко всем ласков
и добр, не имеет и не хочет иметь врагов.
Единственные слова, исходящие из его
уст, — слова утешения. А такие слова герой
находит практически для каждого из обитателей
ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает
о счастливой жизни, которую вольный человек
может вести в Сибири. Хроническому пьянице
Актеру — о чудесной клинике, в которой
бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной,
умирающей от чахотки Анны старик находит
другие слова: “Вот, значит, помрешь, и
будет тебе спокойно... ничего больше не
надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть
— она все успокаивает... Помрешь —отдохнешь...”
Но эти утешения никому не помогли, так
как герой не укреплял веры человека в
свои силы, не готовил к жизненной борьбе.
Например, Анна перед смертью, вопреки
уверениям Луки о счастливой загробной
жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу
предстоит попасть на каторгу за убийство
Костылева. Актер после ухода старика
потерял найденную было веру и повесился.
Слабость странника очевидна. Но нельзя
забывать и о его положительной роли в
пьесе. Это он, “старая дрожжа”, как его
назвал Сатин, “проквасил” жителей ночлежки,
возбудил в них все хорошее, что дремало
беспробудно, и прежде всего чувство человеческого
достоинства. Но верит ли сам Лука собственным
словам? Нет, не верит, и не верит в возможность
решительного переустройства жизни, поскольку
считает, что человек слаб изначально.
Исходя из подобного мировоззрения, герой
стремится не к изменению общественных
устоев, а к облегчению того креста, который
несут простые люди. Его правда — утешительная
ложь.
Совсем другой человеческий тип, совсем
другая жизненная позиция показана в образе
босяка Сатина. Сатин — борец за истину.
Он и в тюрьму попал только потому, что
вступился за честь своей сестры. Человеческая
несправедливость и годы страшной нужды
не озлобили героя. И вспоминает он об
этом легко, с любовью к девушке: “Славная,
брат, была человечинка сестра у меня!”
Он сочувствует людям не меньше, чем Лука,
но не видит выхода — облегчения страданий
— в простом утешении людей. И хотя нельзя
сказать, что зтот герой выступает как
сторонник более радикальных устремлений,
именно в его уста писатель вкладывает
монолог в защиту человека и человеческих
прав: “Человек — свободен, он за все платит
сам”. Образ Сатина оставляет двойственное
ощущение, ощущение контраста между высокими
помыслами, благородными стремлениями
и общим пассивным существованием персонажа.
Сатин любит выпить, поиграть в карты.
Он выше всех по уму и по силе характера,
но все же чувствует себя уютно в костылевской
ночлежке. Какова же его правда? Никакой
позитивной программы у Сатина нет, но,
в противовес позиции Луки, герой решительно
и бесповоротно отрицает ложь, называя
ее “религией рабов и хозяев”.
Таким образом, в драме сосуществуют две
правды: правда Луки, с ее безличностной
добротой, христианским смирением, с ее
“святой ложью”, и правда Сатина, d чем-то
жестокая, но гордая — правда отрицания
лжи. И внутренний конфликт этих двух столь
отличных друг от друга позиций разрешила
история. История показала, что мир переделывается
только сильными средствами и что слова
утешения не помогут людям стать счастливее.
Но, как мне кажется, это не означает, что
путь Сатина лучший, просто таково устройство
нашего безжалостного мира, где даже добро
“должно быть с кулаками”.