Тема Родины в лирике А.А.Блока

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:32, сочинение

Описание работы

Блок очень тяжело переживал поражение революции, но не утратил чувство будущего: временное торжество реакции он правильно оценил как «случайную победу» палачей народа, предупредил наступление ещё более грозных и величественных событий. Главной темой
Блока – и в художественном творчестве, и в публицистике - становится
Россия.

Работа содержит 1 файл

Тема Родины в лирике А.docx

— 28.23 Кб (Скачать)

  В закатной дали

  Были дымные тучи в крови.

  В стихотворении "Река раскинулась..." несколько  раз меняется объект поэтической  речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического  героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. В ней  он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.

  И, наконец, в финале стихотворения возникает  новый объект обращения: 
"Плачь, сердце, плачь..." В стихотворении А.Блок употребляет авторское 
"мы", размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: "Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами".). Нарастают восклицательные интонации - это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста. 
Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.

  Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в  те годы, когда судьба ее неуклонно  приближалась к катастрофе, когда  сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно  современно и являет нам образец  той мужественной всевидящей преданности  своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

  -----------------------

  В годы политической и общественной реакции после  поражения первой русской революции, когда буржуазная литература переживала время застоя и упадка, когда подавляющее  большинство буржуазных писателей, вчерашних союзников революции, отшатнулось от борьбы за свободу  и изменило благородным традициям  передовой общественной мысли и  литературы, - в это тяжёлое время  Александр Блок занимал особую и  в высшей степени достойную позицию. Разочаровавшись в своих прежних исканиях, он настойчиво ищет новые пути.

  Из мира бесплотной мечты фантазии он окончательно переходит в мир действительности, который одновременно и влечет, и  страшит его.

  Блок очень  тяжело переживал поражение революции, но не утратил чувство будущего: временное торжество реакции  он правильно оценил как «случайную победу» палачей народа и предупредил  наступление ещё более грозных  и величественных событий. Главной  темой Блока – и в художественном творчестве, и в публицистике - становится Россия. 
 
 

Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе  М. Горького «На дне»)  

“На дне” —  сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней  два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них.  
    Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.  
    Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: “Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает... Помрешь —отдохнешь...” Но эти утешения никому не помогли, так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, “старая дрожжа”, как его назвал Сатин, “проквасил” жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда — утешительная ложь.  
    Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин — борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: “Славная, брат, была человечинка сестра у меня!” Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: “Человек — свободен, он за все платит сам”. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”.  
    Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее “святой ложью”, и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро “должно быть с кулаками”.

Информация о работе Тема Родины в лирике А.А.Блока