Тема родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 23:12, сочинение

Описание работы

Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками,

творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Лермонтов

мог бы сказать о себе словами Мцыри: "Я знал одной лишь думы

власть,/Одну, но пламенную страсть..." и т.д. Белинский очень точно

определил смысл этой "думы": "нравственные вопросы о судьбах и

правах человеческой личности" - вот суть всего лермонтовского

творчества.

Работа содержит 1 файл

LERMON1.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

ТЕМА РОДИНЫ И  ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.

Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками,

творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Лермонтов 

мог бы сказать  о себе словами Мцыри: "Я знал одной лишь думы

власть,/Одну, но пламенную страсть..." и т.д. Белинский очень точно

определил смысл  этой "думы": "нравственные вопросы  о судьбах и 

правах человеческой личности" - вот суть всего лермонтовского

творчества. И главным  в этом творчестве, как и у Пушкина, была

лирика. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех

других родах  своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в 

Печорине.

Цельность лирическому  герою Лермонтова придает система  основных

мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все  стихотворения

великого русского романтика. И как положено для  истинного 

романтика, исходным и определяющим оказывается мотив  резко 

отрицательного  отношения к общественному бытию. Он

конкретизируется  в образе тирана и ведущей антитезе изображения 

дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней

бесчеловечности ("Смерть поэта", Как часто пестрою  толпою окружен").

Отрицательно оценивает  Лермонтов и обратную сторону  активной

бесчеловечности дворянского света - опустошенность, внутреннюю

мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и

невеждам. Этот мотив  ведущий и универсальный в "Думе" ("Печально я 

гляжу на наше поколенье"), где все общепринятые ценности поэт

признает ложными.

Тиранам и рабам  противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и

живого чувства, и чувство это - любовь к свободе. Стремление к 

свободе порождает  мятежность ("Парус"), желание активно  бороться за

нее ("Я жить хочу! хочу печали". 1832). Поэтому уделом такой личности

остается одиночество  в "стране рабов, стране господ" - второй

важнейший лермонтовский  мотив ("Утес", "На севере диком"). Герой 

обречен быть вечным странником ("Нет, я не Байрон", "Кинжал",

"Листок"), изгнанником  ("Тучи"), узником ("Желание" - 1832, "Узник",

"Соседка").

Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже Белинский

показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно 

значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих  размышлениях

лирический герой  Лермонтова проявляет стойкость, мужество и 

непримиримость ("Пророк").

Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной

внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность  с 

обществом рабов-господ. До Лермонтова русская литература

внутреннего конфликта  личности не знала, у Онегина он лишь намечен

и разовьется после  окончания романа. Смысл этого  конфликта рас-

крывают строки из "Думы": "И царствует в  груди какой-то холод 

тайный,/ Когда  огонь кипит в крови", - жажда  активной жизни и 

сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта

получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. "Холод 

тайный" приводит героя к пессимизму и опустошенности: "И жизнь,

как посмотришь с  холодным вниманьем вокруг/ Такая  пустая и глупая

шутка"; "И  к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя

насмешливо назад". "Огонь в крови" заставляет искать иную жизнь,

надеяться на нее - третий и тоже характернейший лермонтовский 

мотив.

Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному

единению с богом ("Ангел", "Ветка Палестины"), но чаще всего мы

застаем героя  в поисках родной души ("На севере диком", "Утес", "В 

полдневный жар  в долине Дагестана"). Однако он не верит в дружбу

("...друзей клевета  ядовитая..."), что же касается  любви - "Любить... но 

кого же? на время - не стоит труда,/А вечно любить невозможно".

Поэтому любовь в  стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная,

непостоянная, кончающаяся  изменой. Безответственность и 

непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить 

биографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена.

Избавление от одиночества герой находит в  соединении с природой.

Здесь, подобно  Пушкину (от "Брожу ли я вдоль  улиц шумных" к "Вновь 

я посетил"), Лермонтов  от констатации равнодушия природы  к 

человеку в стихотворении "Когда волнуется желтеющая  нива" приходит

к преодолению  этого чувства в своем позднем  шедевре "Выхожу я один

на дорогу".

Освобождает героя  от внутренней конфликтности и одиночества  путь к 

народу, к народной жизни. "Бородино" - очень важная веха на этом

пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне  антитезы

рабов-господ, То же в стихотворении "Валерик" ("Я  к вам пишу

случайно"). Народ  помогает герою обрести родину.

Родина - одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов  трактует

родину байронически в духе пушкинской элегии "Погасло  дневное 

светило", чувство  родины заменяет радость изгнанника ("Желание",

"Зачем я не  птица, не ворон степной", "Спеша  на север издалека").

Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место

рождения будущего последнего успокоения.

Итоги исканий  героя находим в стихотворениях "Бородино" и "Родина",

в них родина - это  народ в войне и мире. Характерно в последнем 

стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных 

представлений к конкретно-бытовым образам.

Общение с народом  как единственно действенное  лекарство от

одиночества и  определило понимание Лермонтовым  фигуры поэта.

Поэт для Лермонтова - одно из конкретных проявлений активности

личности вообще. Творчество - значимая деятельность, но свет никогда

не поймет поэта ("Пророк"). Конфликт лермонтовского героя с 

обществом задает деятельности поэта сатирико-обличительный 

характер: "О  как мне хочется смутить веселость  их/ и дерзко бросить им

в глаза железный стих,/ Облитый горечью и злостью...".

Противостояние  свету придает фигуре поэта функции  пророка и 

выразителя народных дум ("Смерть поэта", "Поэт", "Пророк"). Такое 

понимание задач  поэта привело к демократизации героя последних 

стихотворений Лермонтова. В "Валерике" это простой боевой офицер

среди фронтовых  будней, в "Завещании" ("Наедине  с тобою, брат") -

простой солдат, умирающий  от раны. Конечно, и ему Лермонтов 

придал характерные  черты своего лирического героя, но в его монологе

поэт заговорил  языком народа. Это стихотворение вполне определенно

предваряет монологи некрасовских крестьян.

Разберем с детства  знакомый "Парус" (1832). Это стихотворение  стало 

хрестоматийным  потому, что оно очень понятно  и доступно самому

неподготовленному читателю. Лермонтов много взял у Пушкина и в

том числе овладел  пушкинским талантом краткости и  простоты

словесной формы  при сохранении глубины смысла. В  этом отношении 

"Парус" представляет  собой миниатюрную энциклопедию  основных 

мотивов лирики Лермонтова. По жанру это лирическая новелла, т.е.

повествовательное стихотворение с обобщающим суждением. "Парус"

символизирует лермонтовского лирического героя. Конечно, он в 

первую очередь  одинок в житейском море и "в  стране далекой" и ищет

избавления от одиночества, которое "кинул он в краю родном". Бурная

стихия привлекает и не пугает его, ибо избавиться от одиночества он

предполагает в  активной деятельности. Как видим, у  него еще нет 

"холода тайного", но на возможность обретения  счастья он смотрит уже 

пессимистически (междометие "увы"). И бежит он, конечно, не от

избытка счастья  в "краю родном". Очевидно, что, кроме  одиночества,

его погнало в  дорогу то же, что гонит на юг "тучки  небесные" в другом

стихотворении.

Между тем вокруг прекрасный Божий мир. Характерно, кстати, что

лазурь встречается  и в "Тучах" (1840), но умиротворенность герою 

"Паруса" чужда.  Ключевым понятием, новым словом  этого 

стихотворения является указание на мятежность героя. Гармония и 

покой Божьего  творения не для него. Мятежность - характерная  черта

духовного мира людей 30-х годов. Об этом говорил Белинский ("Жизнь 

есть действование, а действование есть борьба") и  Герцен ("Человеку

хочется действовать, ибо одно действование может вполне

удовлетворить человека"). О таком человеке лермонтовский "Парус", его

нравственные качества как высшую жизненную ценность поэт

утверждает средствами лирики.

Информация о работе Тема родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова