Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:00, доклад
Работа посвящена раскрытию темы поэта и поэзии в творчестве Анны Ахматовой.
Оригинальное творчество Анны Ахматовой – продукт большой и многосложной поэтической культуры, воспитанной на классических достижениях русской и мировой литературы. Ахматова глубоко чувствовала классическую русскую поэзию, в особенности Пушкина, Баратынского, Тютчева. Вопросы о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновали поэтов XIX века. Поэтому тема назначения поэта стала одной из центральных тем «русской Сапфо»; она пронизывает все творчество Ахматовой, для которой судьба родины и народа - её судьба.
Ахматова задавалась вопросом роли поэта и поэзии в обществе. Это было вовсе не случайно. Корни этого явления лежали в психологии поэта: Ахматова всегда ощущала себя частицей чего-то большого - истории, страны, народа. Несмотря на то, что Анна Ахматова прочила сама себе короткий жизненный путь, она ошибалась: путь её был долог и на редкость творчески богат и сложен. В разное время она по-разному оценивала роль поэта, как она себя называла.
Первые стихотворные опыты состоялись, когда Ахматова была в русле течения «акмеизм». Но постепенно поэтесса отошла от акмеистов и выбрала другой ориентир, который она считала единственно подлинным: Пушкина. Ему посвящено одно из стихотворений цикла «В Царском Селе»:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов…
(«Смуглый отрок бродил по аллеям…», 1911)
В конце стиха - выразительная деталь: «растрёпанный том Парни». Это символ внутренней раскрепощённости, вольности поэта.
Пушкин и поэты его времени, воспитанные на традициях классицизма, подсказали Ахматовой образ Музы как объективное воплощение ее поэтического самосознания. Образ Музы-подруги, Музы-сестры, Музы-учительницы и утешительницы проходит через все творчество Ахматовой. Часто он получает реалистические черты, характерные для ее ранней манеры:
Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.
(«Муза ушла по дороге…», 1915)
Иногда этот смелый реализм намеренно снижает классический образ, приближая его к бытовой реальности биографической судьбы самой поэтессы:
И Муза в дырявом платке
Протяжно поет и уныло…
(«Зачем притворяешься ты…», 1915)
С годами образ музы меняется, как и лирический образ самого автора, ее двойника, приобретая черты сдержанной суровой гражданственности:
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
(«Муза», 1924)
В творчестве ранней Ахматовой нельзя не признать существование особой «атмосферы» и традиции поэзии Блока. Ему она посвятила стихотворение «Я пришла к поэту в гости…», в котором реалистически обрисован психологический портрет поэта:
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
(«Я пришла к поэту в гости…», 1914)
Как отмечает В.М. Жирмунский, «Блок разбудил музу Ахматовой, но дальше она пошла своими путями, преодолевая наследие блоковского символизма» [2, с. 60].
Особое место в поэзии Ахматовой занимают лирические портреты поэтов-друзей и сверстников поэтессы – В. Маяковского, Б. Пастернака, О. Мандельштама, М. Булгакова, М. Зощенко и др.. В ее творчестве молодой Маяковский, «веселый и вольный», бросает вызов враждебной и уже покорной ему толпе («Маяковский в 1913 году»); Пастернак «зорко» («конским глазом») приглядывается к природе и прислушивается к ее голосам («Поэт»); неутешная Марина Цветаева разыскивает своих любимых на заснеженных улицах Москвы и т. д..
В 1936 году был начат и в течение четверти века создавался цикл «Тайны ремесла». Ахматова испытывала потребность поведать читателю о своих поэтических исканиях и обретениях. Этот цикл стал попыткой разобраться в тайне поэзии, а следовательно, и в своей тайне. Природа вдохновения стала темой открывающего цикл стихотворения с недвусмысленным названием «Творчество». Ахматова не забывает литературные корни, наследуя традиции Лермонтова, Пушкина, Жуковского. Сознание поэта ищет, тщательно выбирает один в хаосе звуков один единственно верный мотив:
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
В дали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава…
(«Творчество», 1936)
Художественное творчество рождает у Ахматовой аналогии с музыкой.
Но обширнейшие владения музыки неподвластны слову. Связанное с музыкальным контекстом и в то же время совершенно от него свободное, слово зажило иной жизнью, перенеслось в иное образное измерение. «Неизреченное становится изреченным отчасти, намеком, приближением. Но изреченным до конца стать не может, чтоб не нарушить тончайшую, паутинную близость к музыке» [1, с. 152].
Определив мотив, поэт должен решить другую необходимую задачу - переложить его на бумагу. Для Ахматовой этот процесс уподобляется диктовке, а диктуют поэту его внутренние импульсы и звуки. Неважно, будет продиктованное определение или образ «низким» или «высоким» - подобного деления для Ахматовой не существует (она заявляет: «мне ни к чему одические рати»). Поэтесса говорит об «обыкновенном чуде» поэзии. Оно заключается в рождении стиха из обыденной обстановки:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…
(«Мне ни к чему одические рати», 1940)
Рост этих стихов - не просто механическое написание, а настоящее перевоссоздание действительности, придание ей формы стиха, несущего положительную духовную энергию людям.
В стихотворении «Художнику» поэтесса называет искусство поэта «благословенным»:
Мне все твоя мерещится работа,
Твои благословенные труды:
Лип, навсегда осенних, позолота
И синь сегодня созданной воды.
(«Художнику», 1924)
Как и все живое, искусство имеет начало: от небытия к бытию. Но в отличие от живого, по мнению Ахматовой, оно не обречено на кончину.
Не менее важна была фигура того читателя, до которого донесётся положительный заряд стихотворения, ведь поэзия суть диалог художника и читателя. Если бы не было последнего, не для кого было бы писать, то есть идея поэзии теряла бы всякий смысл. «Без читателя меня нет», - заметит Марина Цветаева. Для Ахматовой же читатель становится «неведомым другом», который есть гораздо большее, нежели простой потребитель духовных ценностей. В душе его стихи обретают новый звук, так как преломляются через уникальное сознание, отличное от сознания поэта:
А каждый читатель - как тайна,
Как в землю закопанный клад.
(«Читатель», 1959)
На примере этого и других стихотворений хорошо видно, что цикл в полном соответствии со своим названием открывает читателю тайны поэтического ремесла Ахматовой. Но помимо «технического» аспекта поэзии, как с известной долей условности можно назвать описанное выше, существуют и взаимоотношения поэта и внешнего, часто совсем непоэтичного мира. В связи с этим тема поэта и поэзии у Ахматовой, как и у многих поэтов XIX века, часто перекликается с гражданской лирикой.
Двадцатые годы прошлого века поставили многих поэтов перед выбором - эмигрировать за рубеж либо остаться со своей страной в тревожное время. Однако Ахматова будучи, так же, как и Некрасов, прежде всего, поэтом-гражданином, принимает нелёгкое решение - остаться в новой России: «Не с теми я, кто бросил землю». Это заявление звучит довольно резко, но ещё ярче подчёркивает авторскую позицию строчка: «им песен я своих не дам». Категоричность Ахматовой находит выражение ещё и в том, что она уверена, «что в оценке поздней оправдан будет каждый час». В этом обращении к будущему слышится явная перекличка со стихотворением «Дума» Лермонтова: поэт обращался к потомкам, как и Ахматова. Впрочем, на этом тема не исчерпывается: в стихотворении «Когда в тоске самоубийства…», пронизанного мистическими мотивами, поэт слышит внутренний голос - голос тёмных сил, которые призывают его:
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
(«Когда в тоске самоубийства…», 1917)
Героиня в финале поступает очень просто, но вместе с тем в поступке этом чувствуется некая патетика:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух.
(«Когда в тоске самоубийства…», 1917)
Ахматова окончательно делает свой выбор в пользу испытаний, но на родине. Они не заставили себя долго ждать - Великая Отечественная война стала истинным испытанием на выживание для России. Ахматова также не оставалась в стороне - в начале она находилась в блокадном Ленинграде, позднее - в Ташкенте. Но где бы она не была, поэтесса ощущала необходимость всех и каждого, особенно поэтов и писателей, каким-либо образом участвовать в войне и разделять всеобщую скорбь. Так рождается одно из известнейших её стихотворений – «Мужество». Оно напоминает о долге перед Отечеством:
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
(«Мужество», 1942)
Ещё важнее выглядит напоминание о самом дорогом, что есть у русского народа - о русском слове, которое восхваляли многие поэты и писатели задолго до Ахматовой. Лишиться крова не так страшно, как лишиться языка - под этим может подписаться любой художник слова. Поэтесса также понимала, что язык определяет своеобразие нации, то, что делает её непохожей ни на один другой народ мира. Как заклинание звучит финал, который как нельзя точнее отражает авторское стремление сохранения родной речи:
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
(«Мужество», 1942)
В качестве философского итога творчества Ахматовой выступает стихотворение «Родная земля». Движение сюжета этого стихотворения начинается от частного, сиюминутного и продолжается к вечному, нетленному. Стихотворение очень напоминает «Родину» Лермонтова и ряд поздних стихов Пушкина. Каждый живущий в России является частью своей страны и потому имеет почётное право назвать эту страну своей. Но родина столь огромна и необъятна, что порой даже незаметна, не ценится по достоинству:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем…
(«Родная земля», 1961)
Лишь после смерти человек неизбежно воссоединяется с землёй, хотя на деле эта связь должна быть всегда. Для поэта же жизнь с чувством родины важна вдвойне - она даёт ему силы творить.
О теме поэта и поэзии в творчестве Ахматовой исследователи пишут мало. Не потому что поэтесса неохотно работала в этом направлении. Наоборот: все ее творчество в большей или меньшей степени есть ответы на то, каким должен быть поэт, чтобы он не писал, а творил, и какой должна быть поэзия, чтобы ее не читали, а жили ею.
Список использованных источников
1. Добин Е.С. Поэзия Анны Ахматовой. Л., 1968.
2. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.
3. Кузьмина С.Ф. А. Ахматова // Русская литература XX века (20 – 40-е годы): курс лекций; под ред. С.Я. Гончарово-Грабовской. М., 2007.
4. Найман А.Г. Рассказы о Анне Ахматовой. М., 1999.
5. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М., 1991.
6. http://www.akhmatova.org
6
Информация о работе Тема поэта и поэзии в лирике А. Ахматовой