Тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 18:30, сочинение

Описание работы

М.А. Булгаков – один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. Его роман «Мастер и Маргарита» - самое необыкновенное произведение т.к. в нем соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления, а также проблемы, вечно волнующие человека.

Работа содержит 1 файл

Тема ответственность.docx

— 21.37 Кб (Скачать)

     М.А. Булгаков – один из замечательных  писателей послереволюционной эпохи. Его роман «Мастер и Маргарита» - самое необыкновенное произведение т.к. в нем соединились едва ли не все существующие в мире жанры  и литературные направления, а также  проблемы, вечно волнующие человека.

     Главная проблема – ответственность за свои поступки, которые человек совершает  на протяжении всей жизни и за свой выбор жизненного пути. Вообще, каждый шаг человека – это выбор; за каждый свой шаг человек несет ответственность; несет ответственность не только перед каждым человеком, но и, самое  главное, перед самим собой.

     В романе «Мастер и Маргарита» как  и каждый человек, герои делают свой выбор, за который несут ответственность. Так было всегда: и в древнем  городе Ершалаиме и в современной  Москве.

     Булгаков  в «Московском» мире разделил героев на два типа: герои, лишённые чувства  ответственности, равнодушные ко всему, кроме собственной персоны и  герои, способные принять на себя ответственность.

     Председатель  МАССОЛИТА  Берлиоз – человек  образованный и не глупый. Но, не смотря на это, он очень зависит от власти, подчиняется им, боясь потерять своё престижное место и привилегии. Берлиоза не интересует ничья судьба, кроме своей. Он не верит в силу Всевышнего, не признает Иисуса Христа и пытается всех заставить думать так же, как он. Берлиоз хотел доказать Бездомному, что главное не в том, каков был Иисус, а в том, что Иисуса как личности не существовало. Он говорит: непорочная дева не произвела бы на свет бога, и христиане… содрали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых ". Берлиоза не мог переубедить ничто и никто, даже Воланд.  За упрямство, за самоуверенность и безверие Воланд предсказывает Берлиозу смерть под колёсами трамвая.

     Также в этом романе присутствуют герои, сделавшие  так называемое «мелкое зло» людям, но, несмотря на это они тоже понесли наказание за содеянное. Вот, например, Варенуха попал в лапы шайки Воланда не просто так. У него была при себе распечатка переписки попавшим в Ялту Лиходеевом. В наказание за «ложь и хамство по телефону», был превращён  в вампира. После бала был превращён обратно в человека и отпущен. Это наказание повлияло на Варёнуху, он стал более добродушным, вежливым и честным человеком.

     Похожая участь постигла Степана Лиходеева. Он был директором театра Варьете  и проживал «в нехорошей квартире». Бездельник, бабник и пьяница. И за так называемое «служебное несоответствие» был телепортирован в Ялту.  

 

     

В романе «Мастер  и Маргарита» есть персонаж, который  является «карающим мечом в руках  правосудия»-Воланд. Он явился в Москву с целью – узнать, изменилась ли Москва с того дня, когда он был  в ней последний раз. (После проведения «сеанса черной магии») Воланд делает вывод, что люди - алчные, завистные и у них только одно на уме как нажить «легкие» деньги. Он говорит: «Ну что же…Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны…ну  что ж….и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних….квартирный вопрос только испортил их…»

     Автор показывает нам, что у каждого человека есть судья – совесть. Люди, у кого советь нечиста, кто виноват и не хочет признавать это, карает Воланд с его свитой. Но наказывает он не всех, а лишь тех, кто это заслужил. Мне кажется, что по замыслу Булгакова, Воланд злом наказывает зло, и тем самым восстанавливает справедливость.

    Все вышеперечисленных героев автор показал не только равнодушными и не готовыми принять на себя ответственность, но и что герои держаться за свое место, и не готовы рискнуть ради другого человека. Но Булгаков на этом не остановился и решил показать в противовес им, героев, способные принять на себя любую кару.

     Например, Иванушка Бездомный, который понес ответственность за свои дела, попавший в клинику Стравинского. Но именно там он переосмыслил свое творчество и жизнь. Он возвращает свою настоящую фамилию и Мастер делает его своим учеником.

     Но  в тоже время тема ответственности неразрывна, связана с темой творчества.

     Мастер  — герой, достигший наивысших успехов в какой-либо деятельности, может быть, поэтому он отвергнут толпой, которая не в состоянии оценить его талант и способности. Несмотря на то, что Мастер изгнан из МАССОЛИТа и лишён поддержки, он остаётся верен себе. В своём романе он несёт людям правду, свет. Именно поэтому произведение Мастера заслужило бессмертие: «Рукописи не горят».

     Здесь мы делаем вывод, что Мастер несет  ответственность за свое творчество.

     Говоря  о проблеме ответственности, нельзя забыть и еще про одну героиню  –Маргариту. Маргарита – это романтическая героиня, которая, во имя спасения Мастера, заключает договор с Дьяволом  и этим губит свою душу. Она совершает этот подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита делает это во имя любви. Именно с образом Маргариты связаны истинные ценности: свобода личности, милосердие, честности, правда, вера, любовь. Только любовь Маргарита может победить зло.

     Одним из главных героев «Ерашалаимского» мира – Понтий Пилат. Он предстаёт перед нами грозным, жестоким прокуратором в Ершалаиме.  Он распоряжался судьбами многих людей. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор был тронут искренностью и добротой этого молодого человека. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Однако Пилат не послушался своего "внутреннего" голоса, голоса  

     совести, а пошёл на поводу у толпы и  казнил Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат струсил и за это был наказан бессмертием. Ему не стало покоя ни днем, ни ночью. Он мучался «двенадцать тысяч лун за одну луну», за тот миг, когда он струсил. И только после долгих мучений и страданий Пилат, наконец был прощен.

     Полная  противоположность Понтию Пилату –  Иешуа, который по-детски наивен, мягок, но у которого есть твёрдая вера в людей. Он всегда говорит правду, даже тогда, когда его «жизнь весит на волоске». Он приносит себя в жертву ради мира, в котором будит царить добро. Он взял на себя ответственность за грехи всего человечества- это его личный выбор.

     В Ершалаиме был еще один человек, понесший ответственность за свои поступки –Иуда. Он понес наказание за жадность к деньгам и за предательство. Прообраз Иуды в «московском» мире – Алоизий Могарыч – тоже был наказан за свои корыстные стремления. Впоследствии справедливость была восстановлена.

     Произведение  «Мастер и Маргарита» принесло автору мировую известность. И неслучайно, т. к. проблема ответственности была не только в романе, но и в жизни самого Булгакова. Он терпеливо и самозабвенно писал всю жизнь, но произведения на протяжении долгого времени не печатались. Он был вынужден сжигать свои рукописи, но «рукописи не горят», и поэтому творчество Булгакова воскресло после его смерти.

     Я считаю, что роман «Мастер и  Маргарита» - художественная литература, о котором можно и нужно  говорить всегда и везде, и каждый раз можно увидеть что—то новое. И сейчас его произведения заставляют современного читателя задуматься над вечными ценностями жизни. 

 

     

 

      

 

Информация о работе Тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита"